Эффектные слэм-данки Леонардо ДиКаприо, Вуди Харрельсона и Кирилла Зайцева.
В сети появилась спортивная трагикомедия «Чемпионы», в которой герой Вуди Харрельсона тренирует баскетбольную команду людей с особенностями развития. Как тут не вспомнить, что хороших фильмов про баскетбол снято куда больше, чем про прочие виды спорта (футболу в этом отношении почему-то не везет). Причем фильмов практических в любых жанрах, от классических духоподъемных историй о пути к мечте до пронзительных подростковых драм и даже дурацкой анимации. Избранные жемчужины мы и решили забросить в кольцо этого материала.
«Белые не умеют прыгать» (1992)
За тридцать лет до того как Вуди Харрельсон заступил на пост тренера в «Чемпионах», он и сам побывал на площадке в качестве простого игрока. Ну, как простого – скорее хитрого трикстера. Который притворяется неумехой, наивно моргая голубыми глазками, а потом резко преображается и выставляет лохов на деньги. А когда он сколачивает дуэт с другим дерзким парнем, которого задиристо сыграл Уэсли Снайпс, стритбол обретает своих королей: сладкой парочке все броски покорны!
На съемках Снайпса и Харрельсона муштровал Боб Ленье, отставная звезда NBA, и под его чутким руководством артисты здорово прокачали спортивные скиллы. Причем из Вуди, как ни странно, вышел более ловкий баскетболист, чем из Уэсли: жизнь и кино вновь имитируют друг друга, взрываясь фонтаном веселья и азарта в этой авантюрной картине, до сих пор ни капли не устаревшей. В текущем году она даже обзавелась ремейком, который, правда, вряд ли бы одобрил Стэнли Кубрик – преданный поклонник оригинала.
«Баскетбольные мечты» (1994)
Эту выдающуюся документалку обязан посмотреть каждый, кто считает баскетбол лучшей на свете игрой с мячом. Тридцатиминутная изначально короткометражка о двух старшеклассниках из Чикаго, мечтающих стать профессиональными баскетболистами, переросла в трехчасовой эпик не столько о спорте, сколько о различных аспектах жизни в Штатах 1990-х. С особым, конечно, вниманием к социальной сфере: ребята из нищих районов желают выбиться в люди, однако не всем смелым замыслам суждено сбыться.
«Баскетбольные мечты» получили приз на «Сандэнсе», вдохновили критика Роджера Эберта, назвавшего фильм «одним из лучших произведений о жизни в Америке», и заработали солидные по меркам доков $11,8 млн (при бюджете $700 тыс). Авторы ленты Стив Джеймс и Фредерик Маркс отсняли 250 часов материала и в наши дни легко пристроили бы ее на стриминги в сериальном формате: так в 2020-м на Netflix вышел «Последний танец» про Майкла Джордана, а в 2022-м на HBO – «Время побеждать» про «Лос-Анджелес Лейкерс». В нынешнем же виде «Мечты» остаются прекрасным и печальным слепком утекшей в вечность эпохи, когда Джордан только-только завершил карьеру, а Коби еще учился в школе.
«Дневник баскетболиста» (1995)
Лучшая роль Леонардо ДиКаприо в душераздирающем шедевре по мотивам одноименного автобиографического романа Джима Кэрролла. Это такой маргинальный собрат «Над пропастью во ржи», герой которого подсаживается на сильнодействующие вещества, попутно пишет стихи и время от времени бросает мячик в кольцо в компании балбесов-дружков (одного из них сыграл малоизвестный Марк Уолберг, в юности – тот еще шалопай).
Баскетбол в этой жесткой драме взросления становится для Джима единственной отдушиной. Напоминанием, что есть в мире кое-что еще, помимо мелких грабежей, бесчисленных сигарет и беготни по заплеванным нью-йоркским подворотням в погоне за очередной дозой. Парни играют в баскетбол и в школе, но там дорогу им переходит озабоченный тренер. Зато на улицах игра обретает первозданную чистоту, практически святость – поэтому так врезаются в память удары мяча под дождем, когда подростки сдирают с себя одежду и виснут на кольце после смерти умершего товарища. Жизнь торжествует, несмотря ни на что.
«Движение вверх» (2017)
Главный российский блокбастер про баскетбол, который завоевал аж шесть «Золотых орлов», хоть и уступил в ключевых номинациях военной драме Алексея Федорченко «Война Анны». Вдобавок «Движение вверх» замыкает тройку самых кассовых фильмов отечественного производства, пропустив вперед «Холопа» и «Чебурашку». В основе ленты Антона Мегердичева – драматичные события из истории советского спорта, когда сборная СССР по баскетболу победила команду США в финале XX Олимпийских игр 1972 года с преимуществом в очко.
Одна из популярнейших киношных условностей – наступление развязки в самый что ни на есть последний момент. Разминирование бомбы за мгновение до взрыва. Бегство с собственной свадьбы за миг до произнесения рокового «да!» нелюбимому человеку. И все такое прочее. В «Движении вверх» судьба важнейшего поединка тоже решилась в последние три секунды, но ничего не попишешь – так действительно обстояли дела. Тот случай, когда невероятная реальная история и ее эффектное киновоплощение сплелись в зрелищную зрительскую картину с топовым кастом.
«Вне игры» (2020)
Эта меланхоличная драма вышла в трудный период жизни Бена Аффлека. Он крепко закладывал за воротник, актерствовал редко и не больно-то метко, а режиссерскими работами не радовал публику с 2016-го. Еще в 2018-м он официально развелся с Дженнифер Гарнер. Неудивительно, что Бен ощутил такое духовное родство с тренером-алкоголиком Джеком Каннингемом, типичным сбитым летчиком (тоже в разводе), который в незапамятные времена слыл многообещающим спортсменом, а теперь заделался тренером школьной команды лузеров.
От хмурого, мемного вроде бы, но все равно по-своему величественного Аффлека не оторваться. В оригинале картина называется The Way Back, что идеально отражает путь героя и самого артиста. Оба они получают заветный второй шанс, и как этим шансом распорядился Бен – мы прекрасно знаем. Сейчас он счастлив в браке с Джей Ло, а его пятая полнометражка «Air: Большой прыжок» (опять-таки на баскетбольную тему) ознаменовала возвращение Аффлека в уверенную режиссерскую форму. Джека Каннингема же постановщик Гэвин О’Коннор отпускает в менее однозначный момент: когда на горизонте маячат лишь кольцо и оранжевая надежда. Но этого для него более чем достаточно.
«Прорваться в НБА» (2022)
Адам Сэндлер – ярый фанат баскетбола. Он может запросто явиться на площадку и постучать мячом в компании случайных людей, причем играет актер на загляденье: и финтит лихо, и на пасы не скупится, и в кольцо метко бросает из разных позиций. В 2019-м эта любовь воплотилась в нервной драме «Неограненные алмазы», где Адам исполнил роль взвинченного беттера, который влезает в долги из-за неудачных ставок на NBA. А последовал за ней другой неочевидный хит, где Сэндлер с не меньшим энтузиазмом (но куда большим трепетом) сыграл баскетбольного скаута.
Его Стэнли Шугерман – неисправимый трудоголик, который таскается по Штатам в поисках талантов для клуба «Филадельфия Севенти Сиксерс» и пренебрегает обязанностями мужа/отца. Однажды он натыкается на испанца Бо Круза, который впечатляет его своими навыками и кажется подходящим кандидатом для драфта (ежегодная процедура выбора новых игроков). Но за эту мечту обоим мужчинам предстоит как следует побороться.
Лента «Прорваться в НБА» с ее теплой, совсем не пафосной чуткостью просто обязана прорваться в ваши сердечки! А если вы вслед за Шугерманом еще и баскетболом увлекаетесь, то непременно порадуетесь от обилия знакомых лиц в больших и маленьких ролях. Бо Крузом, например, стал Хуанчо Эрнангомес, до недавних пор выступавший за «Торонто Рэпторс». А вместе с ним на экране появляются Шакил О’Нил, Дирк Новицки, Лука Дончич, Аллен Айверсон, Джулиус Ирвинг и прочие звезды прошлого и настоящего (в общей сложности себя любимых сыграли аж 60 человек).
«Чемпионы» (2023)
Еще до братьев Коэн раскололся творческий дуэт братьев Фаррелли («Тупой и еще тупее», «Все без ума от Мэри»). Питер получил два «Оскара» за «Зеленую книгу», а потом закрепил успех отличной военной драмой «За пивом!». Теперь же пробил час сольного дебюта Бобби: в духоподъемной мелодраме «Чемпионы» Вуди Харрельсон тряхнул стариной и вновь вооружился оранжевым мячиком. На сей раз – в качестве ассистента тренера из низшей лиги. Он влип в неприятности, был приговорен к 90 дням общественных работ и стал наставником команды «Друзья», состоящей из людей с интеллектуальными ограничениями.
Второго «Арахисового сокола» из «Чемпионов» не вышло, но с точки зрения репрезентации на экране инвалидов он выполняет исключительно благую миссию, доказывая, что все они по-своему чемпионы. А вдобавок напоминает, что баскетболистов нельзя холодно воспринимать лишь как профессиональных спортсменов (или спортсменов-любителей): каждый из них – еще и уникальная личность со своими достоинствами и тараканами. Вуди Харрельсон же в очередной раз подтвердил статус самого обаятельного человека на планете, поучаствовав в том числе в дружелюбной подколке в адрес закадычного приятеля Мэттью МакКонахи.
Комментарии