Банальный плагиат, авторское переосмысление или просто стечение обстоятельств?
Ни для кого не секрет, что эпохальная сага «Звездные войны» – одно из наиболее цитируемых произведений в истории кино. Можно насчитать как минимум пару сотен отсылок к приключениям Люка Скайуокера и компании, причем в картинах всех мыслимых жанров: от «Американского пирога 2» и «Пятого элемента» до «Истории игрушек» и «Дэдпула».
Вместе с тем найдется немало фильмов, где повторяются не только памятные фразочки, визуальные эффекты, звуки вроде шипения Дарта Вейдера и детали вроде световых мечей, а сюжетная канва целых эпизодов. Что невольно наводит на мысль, о чем вообще думали создатели этих лент? Собирались ли банально нажиться на популярности оригинала или пытались на его основе выстроить свое авторское высказывание? Давайте разберемся на нескольких характерных примерах.
«Звездный крейсер Галактика» (1978–1979)
Большинство эпигонов «Звездных войн» появилось на свет в конце 1970–1980-х, когда знаменитая мелодия Джона Уильямса гремела из каждого утюга. Одним из них стал сериал «Звездный крейсер Галактика», хотя тут есть нюанс. Продюсер Глен Ларсон задумал его еще на закате 1960-х – Джордж Лукас только-только снял короткометражку «Электронный лабиринт THX 1138 4EB» и ни о каком Дарте Вейдере ведать не ведал. И сюжет «Крейсера», вдохновленный Книгой Мормона и Библией, был достаточно оригинален: речь шла о многолетней войне людей со злобными роботами сайлонами, где корабль «Галактика» являлся последним оплотом человечества в борьбе за независимость.
Но в 1977-м «Новая надежда» явила себя миру, и прежнее название «Адамов Ковчег» оперативно сменилось на «Звездный крейсер Галактика». А когда сериал вышел на канале ABC, только слепой не заметил массы внешних параллелей между проектами Ларсона и Лукаса (в дизайне костюмов, декораций и шаттлов). Вообще это неудивительно, поскольку над ними работал один и тот же супервайзер визуальных эффектов Джон Дайкстра. Но боссы 20th Century Fox сочли авторов «Звездного крейсера» наглыми плагиаторами и подали на них в суд, выделив аж 34 сходства со «Звездными войнами». Правда, юридическую битву они проиграли. А «Крейсер» вырос в полноценную вселенную из нескольких сериалов, которые любители фантастики почитают не меньше, чем детище Лукаса.
«Битва за пределами звезд» (1980)
Переклички между «Звездными войнами» и «Звездным крейсером», стало быть, можно списать на занятное (а для кого-то досадное) стечение обстоятельств. Чего не скажешь о «Битве за пределами звезд» – ее продюсер Роджер Корман, гуру эксплотейшна, прекрасно знал, на чем стоит паразитировать. В этой ленте есть зловещая Империя, бросающий ей вызов наивный парень Шэд с пустынной планеты, его товарищ – лихой пилот Космический Ковбой, а также местный аналог Звезды смерти, фирменное бластерное пиу-пиу и мерзавец Сэйдор (авторы не заморачивались над именем, будто взяв первое попавшееся слово, созвучное Вейдеру).
Налицо, казалось бы, спекуляция на популярном феномене. Но в ней нет ничего плохого, поскольку Корман вложил в дело всю свою страсть и немалые деньги: двухмиллионный бюджет стал самым высоким среди всех его творений. Над визуальными эффектами трудился молодой Джеймс Кэмерон, музыку писал Джеймс Хорнер (за 17 лет до «Титаника»), а главным источником вдохновения был великий фильм Акиры Куросавы «Семь самураев» – Шэд пытается завербовать наемников, чтобы сразиться с диктатором. Все вместе дало на удивление приличные сборы и культовый статус в фанатской среде. Да и в наши дни этот премилый космический вестерн, где можно обнаружить даже корабль в форме женской груди (!), смотрится с теплой ностальгической улыбкой.
«Крулл» (1983)
А вот другой прелюбопытный экземпляр. Изначально «Крулл» должен был перекликаться с известной настолкой Dungeons & Dragons, но в результате превратился в проект иного рода, на манер губки впитавший детали сразу нескольких важных произведений: здесь и «Эскалибур», и «Дюна», и «Властелин колец». И, естественно, «Звездные войны». На планету Крулл вторгается негодяи, дабы похитить принцессу. Отыскать ее суждено принцу Колвину, которого в трудную минуту поддерживает мудрец (почти джедай) Инир, рассказывающий ему о существовании древнего волшебного оружия. Никогда не догадаетесь, как это оружие выглядит.
А выглядит оно как пятиконечная метательная звезда. «Глефа» называется. Да-да. Причем на классических мечах герои тоже дерутся, высекая разноцветные искры, точно от мечей лазерных. Но еще сложнее угадать, кто эту прелесть снимал. Ответ – четырежды оскаровский номинант Питер Йетс, автор брутального боевика «Буллитт» со Стивом МакКуином и подростковой драмеди «Уходя в отрыв» с Деннисом Куэйдом. При непомерно раздутом бюджете $30 млн фильм был обречен на кассовое фиаско – его еще и выйти в прокат угораздило в один год с «Возвращением джедая».
Вместе с тем даже очевидные заимствования не позволяют упрекнуть создателей «Крулла» в банальном подражании чему бы то ни было. Да, они без зазрения совести отовсюду своровали море идей. Но получившаяся в итоге дичь с оборотнями, циклопами, гигантскими пауками и молодым Лиамом Нисоном в роли бандита вышла достаточно занятной, чтобы понять и простить. Недаром позднее по ней выпустили новеллизацию, комиксы, видео- и карточные игры, а также удостоили упоминаний в «Южном парке», «Гриффинах», «Робоцыпе» и «Первому игроку приготовиться».
«Космические яйца» (1987)
Предыдущие шедевры из нашего списка пытались копировать «Звездные войны» на полном серьезе. А потом пришел легендарный пересмешник Мэл Брукс и все испортил. Хлебом его не корми, дай вывернуть наизнанку всенародно любимый жанр – будь то вестерн («Сверкающие седла») или винтажный ужастик («Молодой Франкенштейн»). Подобно тому как «Крулл» тырил образы и сюжетные ходы из нескольких фильмов, Брукс тоже высмеял немало знаменитых картин: под раздачу попали «Чужой», «Космическая одиссея», «Волшебник страны Оз»… Но центральным каркасом, конечно, служили «Звездные войны».
Зловещий Дарт Вейдер превратился в маразматичного Лорда Шлема, принцесса Лея – в принцессу Веспу, Йода – в Йогурт, Джабба Хатт – в Пиццу Хатт, а Люк Скайуокер и Хан Соло обзавелись собирательным образом Одинокой Звезды. Ах да, почетную роль Чубакки исполняет Челобака с раскрашенным лицом славного комика Джона Кэнди. При этом Брукс, выстебывая все везде и сразу, хотел соблюсти и определенную верность оригиналу. Поклонники «Войн» запросто угадают, где и какие эпизоды пародируются. Джордж Лукас, кстати, обожал «Космические яица»: они приглянулись ему еще на этапе сценария, и маэстро дал добро на съемки, запретив лишь производить тематический мерч.
Зато его студия Industrial Light & Magic занималась постпродакшеном и визуальным оформлением фильма, а сам Лукас окрестил творение Брукса «опасной комедией» – он так хохотал во время просмотра, что чуть не лопнул. Позднее, когда «Пробуждение силы» запустило трилогию сиквелов, Мэл замахивался на продолжение «Яиц» под названием «Космические яйца 2: В поисках еще большего бабла». Жаль, не срослось. Впрочем, Брукс даже в свои 97 лет не собирается на покой, поэтому… ждем и надеемся!
«Мятежная луна» (2023)
Постепенно подражания «Звездным войнам» исчерпали себя. Сама идея приелась, да и слабоватое техническое исполнение этих фильмов не позволяло им всерьез конкурировать с новой – дорогой и эффектной – фантастикой. Об угасшем тренде вспомнили в 2014-м, когда Джеймс Ганн сколотил банду «Стражей Галактики». Питер Квилл был космическим ковбоем-трикстером, как и Хан Соло, его потрепанный корабль «Милан» воскрешал воспоминания о «Соколе тысячелетия», а их любовная связь с Гаморой смахивала на лавстори Хана и Леи. Не говоря о том, что Стражи борются с деспотичным психопатом в черном костюме (Ронаном Обвинителем). Правда, сознательно Ганн ничего не копировал.
«Я не хотел снимать кино в духе «Звездных войн». Я мечтал создать фильм, вызывающий у людей такие же эмоции, что и «Войны» вызывали у меня в детстве», – говорил Джеймс.
А вот «Мятежная Луна», амбициозный проект-долгострой Зака Снайдера, затевалась именно как часть вселенной Star Wars. Десять лет назад, когда «Человек из стали» оттачивался на этапе постпродакшена, Снайдер пытался запитчить руководству Lucasfilm идею космооперы, вдохновленной, как и упомянутая «Битва за пределами звезд», «Семью самураями» Акиры Куросавы. Но он намеревался выстраивать свой мир с нуля, не паразитируя на ностальгии по знакомым персонажам (пламенный привет трилогии сиквелов). А также сражался за рейтинг R, что категорически не устраивало боссов Disney, под управление которых незадолго до этого перешла бывшая студия Джорджа Лукаса.
И оно, без сомнения, к лучшему. Под началом Disney «Мятежная Луна» наверняка превратилась бы в очередную детскую сказочку про козявочку. Зато на базе Netflix нас ждет вдумчивая взрослая фантастика, где Империум во главе с тираничным лидером угрожает спокойствию луны Вельд, но бравые повстанцы готовы дать злодеям отпор. Да, на первый взгляд задумка шита белыми нитками. Однако Снайдер не поленился и выстроил впечатляющий сюжетный фундамент – с продуманной мифологией, историческим бэкграундом и хитро закрученными судьбами героев.
Что лишний раз доказывает: нет ничего дурного в слепом подражании «Звездным войнам». Но куда приятнее совершить гиперпрыжок в неизведанное и открыть собственную Галактику. С блэкджеком и… ну, сами понимаете.
Комментарии