Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Социально значимое кино, которое с нами надолго

Социально значимое кино, которое с нами надолго

11 сентября 2021 /
Социально значимое кино, которое с нами надолго

Выясняем, как влияние фильмов и сериалов на сознание и гуманистическая повестка подарят нам лучший кинематограф.

Несколько дней назад мощно стартовал очередной телесезон, который, несмотря на обилие новинок разной направленности, обозначил наметившийся в российском медиапространстве тренд. За рубежом он получил название social impact – официального аналога в нашей стране пока нет, но продюсеры и создатели контента активно используют выражения «социально значимое кино» или кальку «социальный импакт», то есть влияние. При этом речь идет не о каком-то абстрактном понятии, а вещах, которые волнуют конкретных зрителей.

Это могут быть проблемы определенной прослойки граждан или жителей одного региона, однако укоренившиеся в ментальности и распространившиеся на большие группы людей. Школьный буллинг, насилие над женщинами или трудности, с которыми сталкиваются инвалиды, в последние годы перестали быть табуированными.

Социально значимое кино – это тренд
Кадр из сериала «Толя-робот»

По словам аналитиков, сейчас появился запрос от общества на освещение тем, неразрывно связанных не только с социально-гуманистической повесткой, но и событиями в реальной жизни. Самый яркий пример – движение #MeToo, но кинематографисты берутся и за другие темы, о которых раньше не принято было говорить. И получают бурный отклик у аудитории.

В числе популярных у зрителей сериалов последних лет – «Толя-робот», поднимающий вопрос полноценной жизни инвалидов, «Хэппи-энд» о вебкаме, который привлекает подростков обещанием легких денег, «Чики» о насилии над женщинами, «Хрустальный» – о насилии над детьми, «Звоните ДиКаприо!» – о ВИЧ, «Новенький» и «Трудные подростки» – о буллинге. 

Кадр из сериала «Звоните ДиКаприо!»

Многосерийных проектов на социально значимые темы несомненно больше. Они лучше могут раскрыть болезненную тему благодаря увеличенному хронометражу, а создатели могут рассказывать такие истории не просто откровенно, но провокационно.

Все благодаря большей творческой свободе, продиктованной регламентом работы над онлайн-проектами, а также возросшим интересом зрителей к отечественным контент-платформам. Только на этой неделе выходят несколько проектов, определенно входящих в категорию фильмов с сильным социальным воздействием.

«Контейнер» рассказывает о проблемах вокруг суррогатного материнства – психологических аспектах, коммуникации между будущими родителями и женщиной, которая вынашивает для них ребенка, и неумении выстраивать личные границы в подобном общении.

Разумеется, для драматизма место находится и для скелетов в шкафу, но сюжетная канва отлично отражает то, что в реальности эта тема недостаточно обсуждается и порождает множество мифов, зачастую опасных. Эту напряженную историю разыгрывают Оксана Акиньшина, Филипп Янковский и Маруся Фомина. Громкие фамилии и репутация площадки явно привлекут аудиторию к «Контейнеру», а значит социальная миссия отдельно взятого сериала будет достигнута.

«Пропавшая» с Лизой Янковской в главной роли открытым текстом говорит о пропавших детях, родительском абьюзе и, как ни странно, сектах. Ту же страшную тему затрагивает и «Сын», который выходит на платформе ВГТРК «Смотрим». Его создатели подняли и изучили пугающую статистику: только за 2020-й год в России было подано почти 2 тысячи заявлений о пропаже несовершеннолетних, а найдено всего 900 детей

В рамках «Российской креативной недели» обсуждению социально значимого кино была посвящена панельная дискуссия с представителями индустрии. Так, например, слово взял Игорь Мишин, весной этого года запустивший платформу Kion. По его мнению, социально значимое кино должно в первую очередь генерировать публичную дискуссию.

Кадр из сериала «Хрустальный»

«Контент должен быть жестковатым и слегка резковатым, чтобы генерить общественную дискуссию на официальных площадках. Либо провоцировать дискуссию в соцсетях, благо для этого не надо организаторских усилий, там все происходит само по себе», – отметил продюсер.

В качестве примера социально значимого кино он привел новый сериал платформы «Пингвины моей мамы», который также выйдет осенью. Проект поднимет тему, о которой знает крайне мало людей – обстановка в семьях, где взрослые увлекаются усыновлением детей, не обращая внимания на родных наследников, тем самым нанося им тяжелейшую психологическую травму.

Кадр из сериала «Чики»

Мысль о том, что подобные темы никому интересны, уже устарела. Последние исследования доказывают, что зритель стал больше интересоваться не просто российским кино, а именно проектами с высоким уровнем социального влияния. Кроме того, аналитики подчеркивают, что в отечественной традиции искусство не существует отдельно от морально-воспитательных аспектов.

В конце лета был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что 55% респондентов считают, что кино должно воспитывать и давать какие-то ориентиры, а 46% после просмотра подобного контента задумывались о собственной жизни и хотели ее изменить. Таким образом, во главу угла ставятся эмпатия и сопереживание, которые позволяют одним показать другой мир, где существуют люди со своими проблемами, а другим – увидеть его.

Кадр из сериала «Новенький»

Концепция социального импакта развивается и в других направлениях. Так, создатели некоторые проектов стали встраивать номера горячих линий, где зрители, столкнувшиеся с подобной ситуацией могли получить психологическую помощь. Количество полученных звонков измеряется тысячами, при этом речь идет как о людях зрелого возраста, так и о подростках. Молодежь в принципе гораздо активнее реагирует на подобные проекты, а также диктует собственную повестку и ждет проекты об экологии, свободе выражать свое мнение, равенстве.

Поддержку социальному кино готовы оказывать и в правительстве, и в коммерческих кинострукурах. Обсуждается вопрос введения дополнительных питчингов, на которых авторы смогут представлять свои проекты на социально значимые темы отдельно, а не в общем потоке.

Кадр из сериала «Хэппи-энд»

Вектор развития задан: теперь необходимо повышать сюжетные и эстетические характеристики социально значимого кино, чтобы увеличить число просмотров, или усиливать такую составляющую в фильмах, изначально претендующих на лидерство в прокате. Или изначально создавать гибридные проекты, в которых повестка подана честно и искренне, а качество сюжета и картинки позволят выдержать очень высокую конкуренцию.

Таким образом открывается простор для творчества и поиска ответов на многочисленные вопросы. Так, например, уже сейчас понятно, что российскому кино на данный момент решительно не хватает образцов, на которые мог бы равняться зритель. Голливуд давно создал целую линейку персонажей, на которых ориентировался рядовой американец – и было это задолго до появления на экранах супергероев без страха и упрека. В отечественном кино характер такого героя только предстоит развить. Но тем и интересней вызов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: