Кино

7 причин, почему несмешной Адам Сэндлер лучше

9 сентября 2021 года Адаму Сэндлеру исполняется 55. Какие ассоциации в первую очередь приходят вам на ум, если вы слышите его имя? Россыпь «Золотых малин» за худшие мужские роли. Туповатый, ниже пояса юмор. Ругательные рецензии критиков, смешивающих с грязью новый проект Сэндлера только потому, что он там присутствует. Однако подобный подход кажется чересчур снобским и попросту узколобым. Ведь на счету Сэндлера немало и тонких, серьезных, вдумчивых работ, причем каждой из них позавидовали бы большие драматические артисты. Одним из них может по праву считаться и Адам, 7 «взрослых» ролей которого «КиноРепортер» собрал в этом материале.

«Любовь, сбивающая с ног» (2002)

К 2002 году режиссер Пол Томас Андерсон успел стать современным классиком благодаря выдающимся драмам «Ночи в стиле буги» и «Магнолия». Сэндлер же мог похвастаться лишь дурашливыми комедиями уровня «Билли Мэдисона» и «Маменькиного сыночка». Казалось бы, что между ними может быть общего? Но гении отличаются от простых смертных именно своей способностью зреть в корень и находить неожиданное содержание даже под очевидной вроде бы оболочкой. Вот и Андерсон не прогадал, написав сценарий «Любви, сбивающей с ног» специально для Сэндлера.

Герой Адама – одинокий, забитый трудяга Барри занимается производством вантузов. Он боится женщин, как ядовитых змей, хоть и отчаянно мечтает влюбиться. Однажды Барри знакомится с подругой одной из его семи сестер (Эмили Уотсон) и получает робкий шанс завязать с ней романтические отношения… Но черт его дернул обратиться за профессиональной помощью в контору «Секс по телефону», из-за чего скромняга мигом запутался в сетях вымогателей (их босса играет несравненный Филип Сеймур Хоффман).

После затейливой трехчасовой мозаики «Магнолии» Андерсон хотел создать что-нибудь попроще. Вот и взял на главную роль Сэндлера, актера с обаянием соседского паренька, хотя продюсеры отговаривали его от столь рискованного шага. Сам Сэндлер тоже был в шоке. Он сходил в кино на «Магнолию» и решил, что подобный масштаб ему не по зубам. Он, дескать, неизбежно уничтожит фильм и пустит карьеру режиссера под откос, поэтому позвонил постановщику и поделился своими опасениями. К счастью, Андерсон его быстро переубедил. Итог – приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру и единственная у Сэндлера номинация на «Золотой глобус».

«Испанский английский» (2004)

Мелодрама от трехкратного лауреата «Оскара» Джеймса Л. Брукса («Язык нежности», «Лучше не бывает») начинается с душещипательного рассказа мексиканской девочки об их с матерью мытарствах. После того как Флор (Пас Вега) бросает муж, они с дочерью переезжают в Лос-Анджелес, поскольку там почти половина населения говорит по-испански. Но языковой барьер все равно никто не отменял, поэтому Флор не уклониться от изучения английского. Лишь так она почувствует себя комфортно в новой стране и семье, куда устроилась на работу.

Главу этого семейства, в доску положительного шеф-повара, сыграл Сэндлер, по сюжету женатый на красотке Теа Леоне. На первый взгляд, у него есть все, о чем только можно мечтать. Роскошная супруга, здоровые дети, прекрасный дом, любимое дело… Но периодически его жизнь омрачают скандалы, а в ответ на вопрос «Ты меня любишь?» он слышит звенящую тишину.

В «Испанском английском» улыбаются так широко, что скулы сводит, без конца неловко шутят и фальшиво смеются, но проблемы здесь сквозят вполне житейские. Разница в культурах, языках, мировоззрении в целом оказалась неплохой метафорой некоммуникабельности, часто окутывающей своим траурным плащом даже членов одной семьи. И Сэндлер превосходно вписался в компанию актеров с серьезными лицами. Ни ужимок, ни глупых шуток – только понятные каждому эмоции и переживания.

«Опустевший город» (2007)

В пронзительной драме Майка Байндера Сэндлер в очередной раз сыграл ребенка в теле взрослого. Только на этот раз подобный инфантилизм стал для его героя единственно возможной защитной реакцией. Он потерял близких во время терактов 11 сентября и с тех пор наглухо замкнулся в себе, погрузившись в мир музыки, – этот барьер долгое время помогал ему выдерживать осаду призраками прошлого.  

Однажды он встретил бывшего соседа по колледжу Алана (Дон Чидл), преуспевающего дантиста и прекрасного семьянина. Любому другому мужчине средних лет такая жизнь могла бы показаться раем… Но Алану кажется, что в его идиллии не хватает чего-то важного. Возможно, верного товарища. Идеальный рецепт для нежного бадди-муви, согревающего душу, словно стакан глинтвейна промозглым осенним вечером.

Сэндлер с прической Боба Дилана гоняет по замерзшему Нью-Йорку на самокате, тащится от старых фильмов и песен Брюса Спрингстина. Достаточно ли этого, чтобы считать его перформанс удачным? Вообще да, но Адам в «Городе» действительно демонстрирует недюжинный актерский талант, отыгрывая страшную трагедию со сдержанным достоинством и похвальным мужеством.

«Приколисты» (2009)

Название этой ленты Джадда Апатоу буквально переводится как «Смешные люди», хотя поводов для зубоскальства в ней немного. Сэндлер играет знаменитого артиста стендапа Джорджа Симмонса, на пике славы узнавшего о неизлечимой болезни. Неутешительный диагноз швыряет его в пучину депрессии – это отлично рифмуется с отчаянием еще одного известного кинокомика, Генри МакГенри из «Аннетт». Но тот хотя бы остался в живых. Симмонс же уверен, что скоро пробьет его смертный час. Он глушит тоску в выпивке и беспорядочном сексе, а заодно нанимает молодого стендапера Айру (Сет Роген) писать для него шутки.

Апатоу с детства вращался в кругах стендап-комиков. Сначала просто тусовался в клубе, где его мать была официанткой. Затем и сам стал выступать. Вскоре его занесло на телевидение, где он на пару с Полом Фигом запустил культовое шоу о школьниках-раздолбаях «Хулиганы и ботаны», а спустя еще несколько лет Джадд дебютировал в режиссуре с комедией «Сорокалетний девственник».

С Сэндлером они познакомились еще в начале 1990-х. Сперва вместе жили, когда Апатоу бросил колледж, а потом начали вместе работать. Джадд помог Адаму отшлифовать сценарий «Счастливчика Гилмора» и принял участие в записи его разговорного альбома What The Hell Happened To Me. Сэндлер же блеснул в «Приколистах», во многом автобиографичной для Апатоу драме об иллюзорности личного и профессионального счастья с камео Эминема и печальными рок-хитами на саундтреке.

Адам здесь – невротичный, взбалмошный нытик, он часто бесится по пустякам и корчит злобные гримасы. Прекрасная актерская подача для исполнения роли невыносимого зазнайки, который едва не разрушает чужую семью и отталкивает всех, кто хоть немного дорожил его обществом. В финале милосердный Апатоу дает ему шанс исправиться, но на хеппи-энд эта подачка не тянет. Надо ценить ускользающие мгновения, пока не стало слишком поздно.

«Мужчины, женщины и дети» (2014)

В 2021 году режиссер Джейсон Райтман прикоснулся к наследию своего отца Айвена и снял продолжение «Охотников за привидениями», дорогостоящий блокбастер, успех которого может стать для него важным карьерным рывком. Предыдущие ленты Райтмана были более камерными и по-своему разбирались с тонкостями человеческих взаимоотношений. «Мужчины, женщины и дети», например, рассказывает о наболевшем – зависимости молодежи от социальных сетей и электронных девайсов. Подобные проблемы характерны и для подростка Криса Труби, отца которого играет Сэндлер.

Фильм разбит на несколько новелл с участием разных персонажей в исполнении звезд разных поколений, от Дженнифер Гарнер и Дж.К. Симмонса до Энсела Элгорта и Тимоти Шаламе. Сэндлер здесь воплощает главный кошмар любого родителя: мало того что сын становится чужим человеком, так еще и брак с оглушительным треском разлетается на куски.

Жена мается от одиночества. Муж страдает от порнозависимости. Бородатый Адам с пивным брюшком беззащитен, жалок и потому убедителен. Хотя сама картина не пришлась публике по душе, невозможно игнорировать вскрытые ей язвы XXI века. И глупо отрицать, что столь солидная роль идет Сэндлеру куда больше, чем, скажем, непутевый агент ФБР из комедийного боевика «Все по новой» или придурковатый полицейский из детектива «Убийство на яхте».  

«Истории семьи Майровиц» (2017)

Короля независимых режиссеров Ноа Баумбака справедливо называют Вуди Алленом нашего времени. Подобно великому предшественнику, он тихо и вкрадчиво нашептывает были и небылицы о разводах, кризисе среднего возраста, проблемах отцов и детей. Эти рассказы ненавязчиво просачиваются в души зрителей и озаряют их не самым ярким, зато живительным светом.

В 2020-м его «Брачная история», душераздирающая драма о потере любви с Адамом Драйвером и Скарлетт Йоханссон, выстрелила на «Оскаре» – удостоилась 6 номинаций и завоевала статуэтку за лучшую женскую роль второго плана (Лора Дерн). А двумя годами ранее Баумбак снял более флегматичное кино, которое хочется носить на руках и при отсутствии крупных наград.

В «Истории семьи Майровиц» Дастин Хоффман в роли прославленного скульптора с дурным характером пытается найти общий язык с детьми. Бен Стиллер, один из талисманов Баумбака, играет его любимчика – преуспевающего бухгалтера, вполне состоявшегося в жизни. Сэндлеру же досталась роль эдакой белой вороны, типичного неудачника, не оправдавшего родительских надежд.

Адам очень боялся знакомиться с Хоффманом и битый час проторчал в машине, прежде чем разделить с ним ужин. Эти мнительность, робость, боязнь перемен (вспомним ту же историю с Полом Томасом Андерсоном) помогли ему вновь создать невеселого, неприкаянного персонажа. Ему прочили карьеру музыканта, а он зарыл талант в землю, расстался с женой, отчаялся найти приличную работу. В сэндлеровского маргинала не тянет тыкать пальцем, хохоча во все горло. Скорее хочется дружески похлопать его по плечу, начислить добрую порцию виски и пообещать, что рано или поздно жизнь перестанет отвешивать ему тумаки.

«Неограненные алмазы» (2019)

Неугомонный триллер «Неограненные алмазы» позволил Сэндлеру расправить крылья и воспарить к небесам абсолютного триумфа. Режиссеры Джош и Бенни Сэфди собаку съели на тревожных лентах о городских невротиках. Взять хотя бы «Хорошее время», где Роберт Паттинсон на пике формы вляпался в массу неприятностей из-за неудачного ограбления банка.

Именно успех «Времени» развязал братьям руки: дал нужный бюджет, творческую свободу и Мартина Скорсезе в качестве одного из продюсеров. Ну и, конечно, Сэндлера в роли шебутного владельца ювелирного магазина Говарда Рэтнера. Он шастает по букмекерским конторам, мечется между женой и любовницей, тонет в долгах, заговаривает зубы клиентам и кредиторам… В общем, выживает как может на злых улицах злого Нью-Йорка и пытается ухватить за хвост американскую мечту, воплощенную в уникальном черном опале (заодно редкий камень сводит с ума звезду NBA Кевина Гарнетта).

Сэфди даже не рассматривали иных кандидатов на главную роль, кроме Сэндлера. По их словам, Адам обладает удивительным талантам создавать слегка абсурдные, но все равно притягательные характеры, и с неизменным огоньком в глазах играть маленьких людей, мечтающих о грандиозных свершениях. Сэндлер же боялся подвести режиссеров и недотянуть, ведь сценарий был таким классным… Он начал сомневаться в своих силах, но потом текст попал в руки его жене, и после прочтения та категорично заявила: «Ты должен это сделать».

Стремительную, дерганую ленту преступным образом проигнорировали киноакадемики, что сильно опечалило бедолагу Сэндлера. Пусть «Оскара» за лучшую мужскую роль и забрал Хоакин Феникс с «Джокером», но Адам заслуживал номинации ничуть не меньше, чем тот же Джонатан Прайс за разговорную драму «Два папы» (серьезно, хоть кто-нибудь сейчас помнит о существовании этой картины?). В сердцах Сэндлер пообещал сняться в таком ужасном фильме, что у людей глаза на лоб вылезут, но с тех пор засветился лишь в глуповатой катавасии «Хеллоуин Хьюби». Стало быть, если верить актеру, его худший проект еще впереди. А вот увидим ли мы что-либо лучше «Алмазов»?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

5 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

8 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад