Подводная лодка – это идеальная кинолокация. Замкнутое пространство способствует усилению драматизма. Атмосфера психологического напряжения давит на зрителя со скрежетом металлических конструкций. А военное предназначение субмарины неразрывно связано со зрелищностью и экшен-составляющей. Ко Дню Военно-морского флота «КиноРепортер» погрузился на глубину, чтобы отыскать самые интересные фильмы о подводных лодках.
Легендарная военная драма Бориса Волчека рассказывает о героическом подвиге экипажа подлодки «Щ-721» во главе с отважным капитаном и талантливым тактиком Алексеем Строговым (Петр Вельяминов). Действие «Щуки» разворачивается в 1942 году, когда немцы готовятся захватить Мурманск. Советское командование принимает решение усилить Северный флот, а одному из своих лучших экипажей, «Щ-721», поручает сложнейшее боевое задание. В результате удачных маневров «Щука» спасает команду другой советской подлодки, но сама оказывается в практически безвыходном положении. Когда поражение уже неминуемо, капитан Строгов принимает волевое решение: пойти на жертву ради спасения своих товарищей.
«Щука» – кино, снятое с размахом. Многие боевые эпизоды и сегодня смотрятся очень эффектно. Своей лентой Волчек со съемочной группой отдали дань уважения героям-подводникам, сражавшимся за Родину в годы Великой Отечественной войны. Образы лодки, ее экипажа и командира авторы сделали собирательными – в основу военной драмы легли реальные события и прототипы. Оттого ее кульминация кажется более трагичной, когда осознаешь, с чем сталкивались реальные советские герои и на что им приходилось идти ради Великой Победы.
Командир подводной лодки Николай Логинов (Борис Щербаков) вместе с экипажем принимает участие в военных учениях. Место дислокации – район гибели советской субмарины, которая в Великую Отечественную войну смогла незаметно пробраться в немецкую бухту и затопить вражеский транспорт. Цена подвига оказалась велика – нацисты уничтожили подлодку вместе со всеми находящимися на борту. Среди погибших был и отец главного героя, который также служил командиром подлодки. И теперь, несколько десятков лет спустя, сын решает использовать на учениях «победную» отцовскую тактику.
«Слушать в отсеках» – картина в первую очередь о наследии. Это изящное сочетание семейного, военного и исторического контекстов. Через сюжетную арку Логинова и его отца авторы не только доносят до аудиторию личную трагедию персонажа, которая отзывается в нем почти полвека спустя. Военная лента в то же время отдает дань уважения советским подводникам. В формате приключенческого кино зрители получили достойный внимания проект с умеренным патриотическим пафосом, нужными посылами и уважением к истории страны.
В конце девяностых и начале нулевых киноиндустрия прочно подсела на подводный тренд. Фильмы про субмарины выходили буквально один за другим. До того как Мэттью МакКонахи стал главным романтическим героем нулевых, а Джонатан Мостоу снял весьма противоречивый триквел «Терминатора», они поработали вместе над боевиком про подлодку. «Ю-571» можно описать как ядерную смесь подводной «Дороги ярости» и фильма-ограбления, в котором главные герои охотятся за «Энигмой», знаменитой шифровальной машиной нацистов.
По сюжету, во время Второй мировой войны американская разведка перехватывает сигнал бедствия немецкой подводной лодки Ю-571. На ее борту находится ключ к нацистским шифровкам – вражеское устройство кодирования «Энигма». США не может упустить такой шанс, поэтому командование посылает на перехват немцев американскую субмарину. Их задача оказывается почти невозможной – захватить лодку вместе с «Энигмой» и при этом не позволить нацистам узнать о полученном трофее.
В основу сюжета боевика легла реальная история захвата немецкой шифровальной машины силами союзников. В распоряжение экипажа эсминца HMS Bulldog (H91) попали и «Энигма», и кодовая книга, позволившая расшифровать вражеские послания. Вот только настоящим героем операции стал не ВМФ США, а Королевский флот. Разумеется, британцев возмутило подобное переписывание истории. С критикой «Ю-571» даже выступил Тони Блэр, занимавший на тот момент пост премьер-министра. И хотя создатели фильма оставили упоминание реального подвига британского эсминца, на недовольных лиц этот факт мало повлиял. Спустя несколько лет после выхода картины Дэвид Эйр, приложивший руку к сценарию, признался, что искажение истории было намеренным решением. Авторы хотели создать параллельную историю, чтобы «донести фильм до американской аудитории».
Кэтрин Бигелоу учла ошибки коллег, поэтому в «К-19» национальность героев никто не менял. Тем страннее видеть Харрисона Форда и Лиама Нисона в роли советских солдат времен холодной войны. В центре сюжета – атомная подводная лодка К-19, которая терпит бедствие в Северном Ледовитом океане. Советский экипаж сталкивается с неожиданным врагом – радиацией, «захватывающей» субмарину в результате аварии реактора. Некогда новейшее военное оружие превращается для подводников в опасную ловушку, где любое промедление неизменно приведет к смерти.
За основу истории создатели военной драмы взяли реальный инцидент, случившийся с отечественной подлодкой К-19 в 1961 году. На субмарине произошла авария реактора, которая привела к утечке гамма-излучения. Всем подводникам удалось эвакуироваться, однако спустя некоторое время после инцидента несколько членов экипажа, включая командира группы, погибли в результате сильного излучения.
Если воспринимать «К-19» как исключительно художественное произведение, то у Бигелоу вышел добротный боевик в лучших традициях Голливуда нулевых. Местами аутентичный, но по большей части переполненный клюквой. За недобросовестное отображение советских подводников авторы ленты получили заслуженную критику от офицеров и матросов с реальной К-19. Первоначально ветераны даже поддержали проект, но после прочтения сценария кардинально поменяли свое мнение. Фильм задумывался как гимн мужеству и героизму подводников, а вместо это создатели показали их пьющими, плохо образованными и недисциплинированными. Такие люди просто не могли стать частью экипажа «самой современной подводной лодки в Советском Союзе», куда набирали лучших из лучших, объяснили ветераны.
Российские зрители невольно связывали «72 метра» с гибелью атомной подлодки «Курск», случившейся в августе 2000 года. Но авторы картины наоборот пытались отойти от ужасной трагедии и переосмыслить ее. Благодаря открытому финалу режиссер Владимир Хотиненко подарил надежду и аудитории, и героям драмы. Лента задумывалась в том числе как средство для снятия общественного стресса после катастрофы. С нарративной точки зрения основной посыл «72 метров» лучше всего раскрыл композитор фильма Эннио Морриконе.
«Может быть, эти люди в лодке не спаслись. Но главное то, что они спасли свои души», – заключил автор музыки.
Фильм попал в волну «российских director’s cut», когда в прокат выходила урезанная по хронометражу лента, а полную версию можно было увидеть на ТВ в формате мини-сериала. Большинство удаленных сцен касалось воспоминаний героев, и на общее восприятие фильма-катастрофы они кардинально не повлияли. Натурные съемки проходили на настоящих базах военно-морского флота России в Североморске, Севастополе, Гаджиеве и Полярном. В роли подлодки «Славянка» авторы использовали сразу несколько субмарин. В их числе – знаменитая дизельная «Алроса», которая на момент создания «72 метров» оставалась единственной боевой подлодкой Черноморского флота.
Спустя год после премьеры «72 метров» на российские экраны вышла другая драма о подводниках – «Первый после Бога». Лента отличалась от предшественницы и по тону, и по времени действия. Вместо современности мы вновь отправляемся на Великую Отечественную войну. Если точнее, в 1944 год, когда арестованный особистами капитан-лейтенант Александр Маринин оказывается единственным человеком, способным провести сложную операцию по уничтожению немецкого транспорта. Его находчивость приводит к напряженной кульминации, оборачивающейся обнадеживающим и пронзительным финалом.
Василий Чигинский в своей ленте больше сосредоточился на эмоциях и переживаниях героев, на их внутреннем стержне, нежели на самих боевых действиях. Драма здесь сочетается с экшеном и детективом, а тема любви на войне следует за персонажами на суше и в воде. Маринин предстает перед зрителем в образе бесстрашного и волевого лидера, способного найти выход из любой ситуации. В этого почти сказочного героя и влюбляется героиня Елизаветы Боярской, олицетворяющая благодарность всего советского народа за проявленные моряками-подводниками смелость и героизм.
Российские кинематографисты намеренно избегали любой коммерциализации гибели подлодки «Курск». Рана оказалась слишком глубокой для всего общества, и потому трагедия упоминалась в отечественной индустрии только в разрезе художественных переосмыслений вроде «72 метров». У зарубежных коллег подобной проблемы не стояло – за адаптацию истории «Курска» в итоге ухватился Люк Бессон со своей компанией EuropaCorp. Режиссером фильма француз назначил Томаса Винтерберга, а в центр сюжета он поместил трагедию подводников и их семей, намеренно избежав взрывоопасных политических тем.
Не то чтобы у постановщика получилась выверенная история о гибели российского экипажа, но такой задачи и не стояло. Винтерберг снял аккуратную экранизацию официальной хроники, смотреть которую без слез на глазах не получается. Последние минуты жизни подводников, эмоционально выворачивающие наизнанку. Беспомощность близких и родственников, до последнего надеявшихся на благоприятный исход. Безуспешные попытки спасателей помочь членам экипажа. Пускай ленту и сняли люди с чужбины, для которых катастрофа не носила личного или национального характера, им в итоге удалось создать душераздирающую историю о человеческой трагедии.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…