Французские кутюрье, советские подиумы и испанская страсть.
Весна, пусть и календарная, – время преображений. А как можно освежить свой образ, если не с помощью одежды и аксессуаров? В этом материале «КиноРепортер» собрал пять сериалов о моде и стиле – как раз для того, чтобы как следует вдохновиться. В некоторых фигурируют реальные кутюрье, создавшие бессмертную классику. В других действуют вымышленные герои. Однако проекты из Штатов, Франции, Испании и России кое-что объединяет: в них кипят нешуточные страсти.
«New Look: Революция стиля» (2024)
Самая горячая новинка и отправная точка этой подборки. Пройти мимо «Революции стиля» действительно сложно: во-первых, сериал выходит на Apple TV – платформе, чьи проекты отличаются особым стилем и большими бюджетами. Во-вторых, актерский состав просто завораживает: в главных ролях Бен Мендельсон (Кристиан Диор) и Мэйси Уильямс (его сестра Катрин, примкнувшая к Сопротивлению), Жюльет Бинош (Коко Шанель) и Клас Банг (ее любовник и по совместительству чиновник НСДАП), блистательная Гленн Клоуз (редактор модного глянца Кармел Сноу) и Джон Малкович (кутюрье и влиятельный промышленник Люсьен Лелонг). А вот аутентичностью авторы пожертвовали: говорят актеры преимущественно на английском языке, но с заметным акцентом.
В первые минуты создатели буквально бомбардируют зрителями символами страны: Шанель, Сорбонна, Ришелье… Диор и его творения однозначно входят в этот список, однако перед грандиозным парадом ошеломительных нарядов модельер неожиданно впадает в отчаяние, близкое к аффекту от ПТСР: неоправданные сомнения в себе подогревают фатализм и роковой расклад таро. Впрочем, его жизнь все равно будет историей успеха. А вот счастья – далеко не всегда.
Эстетику 1940-х и 1950-х (скользящая по нарядам камера – отдельный вид удовольствия) щедро разбавляют ужасы оккупации. Стыдливый титр сообщает о том, что в годы войны французы находились под гнетом фашистского режима, и эти слова находят зловещее отражение в многочисленных ограничениях, продуктовых карточках, практикующих насилие патрулях и бесчеловечности концлагерей. Идеальные условия для сделки с совестью – достаточно сделать один шаг, чтобы тебя затянуло в омут. Но, честно говоря, давно контракт с дьяволом на экранах не играл столькими красками. Особенно выделяется Бинош, которая превращает Коко то в разочарованную оппортунистку, то в самовлюбленную дуру, то в обиженную любовницу, продающую знакомых направо и налево. Разительный контраст с недавним «Рецептом любви» – просто глаз не отвести.
«Холстон» (2021)
Еще одна история про неврозы и муки творчества, основанная на реальных событиях. На этот раз действие разворачивается в Америке 1970-х, где не расстающийся с сигаретой Рой Холстон сначала покоряет модный олимп, а затем превращается в узника собственного таланта. Модельера со множеством комплексов играет Юэн МакГрегор – делает он это страстно, с достаточным нервом и широчайшим эмоциональным диапазоном. И при полной поддержке Райана Мерфи, которого частенько можно упрекнуть в чрезмерном увлечении китчем и гедонизмом. Здесь Мерфи всего лишь продюсер (режиссерское кресло занял Даниэль Минахан, за плечами которого эпизоды «Анатомии страсти», «Хорошей жены» и «Игры престолов»), но даже его незримого присутствия достаточно, чтобы сообразить что к чему.
Та же степень откровенности – в постельных сценах, что, учитывая нетрадиционную ориентацию ключевого героя, может оттолкнуть от просмотра. С другой стороны, в картину жизни Холстона, где творчество идет рука об руку с саморазрушением, эти эпизоды вписываются как влитые. Те же утонченность и ранимость, которые помогают ему создавать прекрасные вещи, ведут к нервному истощению и попыткам избавиться от чудовищного напряжения. Боком Рою выходят неразборчивость в связях и отсутствие деловой хватки – еще одно напоминание о том, что иногда человека сильнее всего характеризует то, чего у него нет.
Американская мода разительно отличается от европейской, а 1970-е – от 1950-х, отчего «Холстон» на фоне других проектов из этой подборки может показаться глотком свежего воздуха. Да, здесь по-прежнему показана жизнь богемы, общества, порой оторванного от реальной жизни. Но все же это другая культура, другие обстоятельства, другие символы. В числе последних – Жаклин Кеннеди, надевшая разработанную модельером шляпку на инаугурацию супруга, Лайза Миннелли и заядлые тусовщики из клуба Studio 54 (особенно иронично, что Энди Уорхолу даже не обязательно появляться в кадре).
«Коллекция» (2016)
Снова послевоенная Франция глазами американцев. Париж пытается возродиться в качестве былой столицы мировой моды, и руку к этому процессу прикладывают вымышленные братья Сабин. Портной Поль (Ричард Койл из «Леденящих душу приключений Сабрины») и дизайнер Клод (Том Райли из «Демоны Да Винчи») намереваются основать собственную модную империю, однако в их планы вмешивается суровая реальность – финансовые трудности, общественное неприятие (роскошные платья haute couture уместны в парадных гостиных, но никак не на улицах города) и, конечно, мрачные тайны, которые уходят корнями в смутное время немецкой оккупации.
Как и в «Революции стиля», здесь красота оказывается движущей силой, выразительной антитезой серых и зачастую голодных будней. С одинаковым тщанием авторы уделяют внимание и самому процессу созидания, и финальному результату, достигнутому за счет десятков людей – портных и швей, дизайнеров и, конечно, моделей. Антураж тоже накладывает свой отпечаток: модная индустрия в то время не просто возрождалась, но и бурно развивалась. То, что сейчас принято называть классикой, создавалось буквально на ходу, а потому на экране можно лицезреть не только решения в области стиля, но также становление модной фотографии и эволюцию пиар-технологий.
Существенным минусом оказывается заигрывание с сюжетной интригой: к сожалению, сериал не продлили на второй сезон, поэтому цельным и законченным произведением «Коллекцию» назвать сложно. С другой стороны, на количество красоты в кадре вынужденно случайный финал нисколько не влияет.
«Красная королева» (2015)
Отечественный ретробайопик, вдохновленный жизнью и карьерой советской манекенщицы Регины Збарской, которая прославилась не только на родине, но и за рубежом: западная пресса сравнивала ее с Софи Лорен и называла «самым красивым оружием Кремля». Несмотря на «девическое наполнение» – казалось бы, речь пойдет исключительно про моду, – проект оказывается не только напряженным, но в некоторых местах даже депрессивным. Например, пробивать дорогу к успеху главной героине (дебютантка Ксения Лукьянчикова) приходится с первой же серии, в которой находится место нищете, случайному преступлению и тюрьме.
Впрочем, в мире интриг и козней никуда не деваются и большие победы: Регина участвует в показе мод в Париже и даже принимает предложение руки и сердца от молодого европейского миллионера. Различить, где реальность, а где вымысел, получается не всегда, однако с драматическими поворотами сюжета и детальной демонстрацией изнанки сразу нескольких профессий сценаристы справляются на отлично.
Но о специфике проекта забывать тоже не стоит: «Красная королева» окутана флером, свойственным телевизионным сериалам. А к нему каждый относится по-разному. Кому-то 12-серийная драма покажется слишком мрачной и надуманной, а кому-то придется по вкусу. Кстати, любопытный факт: ставшая вирусной фраза «Мол, я тебе не пара. А кто теперь кому не пара, Володенька?», которая спровоцировала флешмоб в соцсетях, прозвучала именно в этом сериале.
«Галерея Вельвет» (2014–2016)
Испанская мелодрама, скроенная по старой доброй схеме: Ана – скромная портниха, Альберто – молодой наследник империи моды, которой руководит его отец. Градус напряжения усиливают совместное детство и замкнутое пространство – та самая «Галерея Вельвет», где герои не только работают, но и живут. Если бы за проект отвечали менее компетентные режиссеры, мог бы выйти полный провал, но Рамон Кампос и Джема Нейра до этого работали над популярным испанским сериалом «Гранд отель», действие которого также происходило в замкнутом пространстве и с большим количеством действующих лиц, и руку заметно набили.
Спасает эту солидную конструкцию и сеттинг: все-таки эпохой 1950-х с ее классической трактовкой женственности и мужественности сложно не очароваться. Главный плюс сериала заключается в том, что старую как мир историю Золушки с нотками запретной страсти создатели подают со вкусом и утонченной элегантностью: в кадре не только роскошные наряды haute couture, но и не менее изысканные постельные сцены. Иными словами, эстетическое удовольствие гарантировано.
А вот со смысловым наполнением возникают проблемы. Виной всему жанр: «Галерея Вельвет» – это еще не мыльная опера (хоть проект и растянулся на четыре сезона), но уже не рафинированная костюмированная драма. Основное сюжетное топливо – эмоциональные качели, которые, безусловно, добавляют напряжения, но на долгой дистанции изматывают. Отсюда же странные и нелогичные поступки героев, вызывающая драматизация и не слишком ровный темп. Притом что один эпизод длится 70 минут, со временем такие недостатки становится сложно игнорировать.
Комментарии