Марокканский вояж Рэйфа Файнса, мистический фолк-хоррор из Нидерландов, историческая драма об этическо-политической дилемме из Дании, британский байопик про боксера-чемпиона с Расселом Кроу, а также невероятная история дружбы бойца ММА и собачки с камео Дукалиса.
Парочка гламурных геев устраивают роскошную тусовку в шикарном дворце посреди марокканской пустыни. По дороге туда зажиточная супружеская чета сбивает местного босяка. Насмерть. Полиция квалифицирует происшествие как несчастный случай и отбывает восвояси. А на следующее утро безутешный отец покойного является забрать тело. И заодно вежливо требует от виновного – мужика, который был за рулем, – поехать с ним и принять участие в похоронах, как того требует старинный берберский обычай.
Джон Майкл МакДона, не менее выдающийся драматург и режиссер, чем его младший брат Мартин, впервые снял кино не по собственному оригинальному замыслу, а переработал чужой материал. За основу сценария он взял книжку модного британского журналиста Лоуренса Осборна, сделавшего себе имя на колонках в глянцевых журналах про путешествия и выпивку. Поэтому вполне предсказуемо, что среди всех (пускай и не столь многочисленных) работ славного ирландца МакДоны «Прощенный» – однозначно наиболее слабая.
Фильм настолько прямолинеен, что в это трудно поверить. Плохие белые богачи предаются отвратительному колониалистскому разврату, а хорошие бедные берберы страдают под гнетом жадного безжалостного капитала. На фоне чего главный герой, тот самый горе-шофер (Рэйф Файнс), проходит по многотрудному пути рефлексии и познания истины, знакомится с богатейшей культурой аборигенов (не то что жалкая культура европейских оккупантов) и в конце ВСЕ ПОНИМАЕТ.
В наличии – мотивы расплаты и искупления, в принципе характерные для творчества обоих братьев МакДона. Ничем иным объяснить интерес Джона Майкла к этой вызывающе пошлой байке (по мотивам реальных событий) невозможно.
Между тем обескураживающая прямолинейность проявляется даже в мелочах: например, героине Джессики Честейн, пренеприятной бесстыжей стерве, МакДона показательно сует в руки повесть Андре Жида «Имморалист»; герой Рэйфа Файнса, англичанин, попадая в комнату, где жил убитый им мальчик, тут же натыкается на фигурку далека (при том что в соседнем подсюжете маячит 11-й Доктор Кто Мэтт Смит); а гордый араб, вынужденный прислуживать белым господам, изъясняется исключительно восточными мудростями и всем своим видом демонстрирует, что он умнее их, всех вместе взятых.
Вероятно, у какого-нибудь другого режиссера это можно было бы счесть за тонкие остроумные решения. Да и вообще по общим меркам кино-то неплохое: красивое, стильное, прекрасно сыгранное (опять же, Рэйф Файнс вон на какую высоту забрался), звездами напичканное. Но для автора «Голгофы» это, извините, какая-то безобразная халтура.
Деревенский сумасшедший случайно откапывает в лесу чьи-то хорошо сохранившиеся древние останки, а вскоре при странных обстоятельствах умирает. Следом для изучения тех останков прибывают археологи из-за границы. Один из них ни с того ни с сего вламывается в стоящий неподалеку дом и бросается на его обитателей с ножом. А у обитателей этих и без того не все в порядке: говорят, какое-то проклятие на всем их роде. Проявляющееся время от времени в жутких необъяснимых убийствах.
Вот вам редкий экземпляр – хоррор из Нидерландов. Да не простой, а мистический фолк-хоррор, и не самый банальный притом. То есть, с одной стороны, тут стандартная нарисованная страшная бабайка нас стращает, в виде злой полусгнившей барышни с развевающимися волосами. Каких сотни в подобного рода опусах по всему миру. И бабайка эта – как бы часть древней легенды про несчастную женщину, возжелавшую отомстить. Легенды вроде бы ненастоящей, но придуманной достаточно убедительно и органично вплетенной в сюжет.
Вместе с тем на локализованном русском постере фильма красуется слоган «Реинкарнация страшнее смерти», что сразу прозрачно намекает, с чем мы имеем дело. Да, кое-что общее у «Молоха» с культовой «Реинкарнацией» Ари Астера действительно есть. В плане темы, морали, всего такого. Даже странно, что фильм у нас не назвали как-нибудь вроде «Реинкарнация: Проклятие ведьмы». Но о слепом подражании речи все-таки нет. И хотя источник вдохновения весьма очевиден, похвальное стремление не воспроизводить избитые штампы оттуда тоже позаимствовано. По крайней мере, создатели честно стараются их избегать. Пускай и не всегда получается.
Как бы то ни было, если сравнивать с подавляющим большинством других мистических хорроров, которые поступают на экраны беспрерывным гомогенным потоком, вторичность «Молоха» вовсе не бросается в глаза. А, напротив, удачно маскируется европейским уютно-местечковым колоритом. И в целом простительна, учитывая очень приличный уровень исполнения. Ценителям жанра точно стоит обратить внимание.
Королева Маргрете I, также известная как Маргарита Датская, фактически объединившая в единое государство Данию, Швецию и Норвегию, готовится выдать своего приемного сына Эрика за английскую принцессу и заключить с Англией военный союз назло клятым германцам. Как вдруг откуда ни возьмись неподалеку объявляется какой-то оборванец и смеет утверждать, будто он – Олаф, родной сын Маргариты, уже 15 лет как небезосновательно считающийся мертвым. Чем наводит большого шороху в округе и грозит сорвать все блестящие планы королевы.
Этот инцидент действительно имел место давным-давно, в самом начале XV века. Только настоящего лже-Олафа тогда оперативно разоблачили, когда оказалось, что он по-датски ни бе ни ме ни кукареку. Но создательница фильма Шарлотта Зилинг, известная, в частности, по работе над культовыми скандинуарами «Мост» и «Убийство», изначально исходит из смелого предположения, что лже-Олаф таки действительно мог бы быть просто Олафом, законным наследником.
Зачем? Во-первых, чтобы на базе этого допущения развернуть детективное расследование. Ведь если Олаф таки жив и, как говорится, легитимен, то, значит, кто-то с какой-то целью его смерть инсценировал. И, соответственно, кто-то организовал возвращение в самый неподходящий момент. Один из злоумышленников, правда, раскрывается посредством внезапной реплики: «Так это ты!», но вообще закручено увлекательно и умело сопряжено с политическим триллером в духе одновременно «Карточного домика» и «Игры престолов».
Ну а во-вторых (и на самом деле в-главных), означенное допущение позволяет в красках проиллюстрировать занятный жизненный парадокс, о котором зачастую многие забывают, а зря. Парадокс заключается в том, что хороший человек и хороший политик – при некоторых обстоятельствах понятия буквально взаимоисключающие. Например, когда материнский долг велит одно, а долг правителя – ровно противоположное. Таким образом, фильм служит ярким напоминанием, что политика – наука тонкая, противоречивая, и тому, кто прежде всего руководствуется нормами морали и мыслит категориями добра и зла, в ней не преуспеть. Актуально как никогда.
Биографическая драма про боксера по имени Джем Белчер, который еще в XVIII веке стал самым молодым чемпионом Англии – в 19 лет, – и с тех пор вроде бы это достижение никто так и не превзошел. Карьера его пришлась на тот период, когда бокс из обычной мужской забавы только трансформировался в настоящий спорт, с четкими правилами и регламентом (и перчатками вместо голых кулаков). Увы, особо долго она не продлилась: Джем Белчер скончался в самом расцвете сил, едва ему исполнилось 30.
Парень, который затеял снять про Джема Белчера кино, сам с боксом в довольно тесных отношениях состоит: его отец Дэвид Пирс, по прозвищу Валлийский Рокки, тоже был чемпионом Англии и тоже рано ушел. Зовут парня Мэтт Хукингс, и для него это проект мечты, с которым он носился больше пяти лет, все никак не мог найти финансирование, но не сдался и добился своего. Даже самого Рассела Кроу сумел уговорить на не очень большую, но очень важную роль.
Сам же Мэтт Хукингс написал сценарий и сыграл главного героя. Актерским талантом, признаться, его природа наделила в гораздо меньшей степени, чем упорством, но это же, в конце концов, кино про боксеров. Притом заведомо не высшего сорта. Однако и далеко не последнего. И кое-чем выделяется из сонма себе подобных.
А именно тем, что это ведь не вполне обычная биографическая драма про боксера. Она же еще и размещена в декорациях весьма далекой эпохи. Когда бокс, как уже было замечено выше, был совсем не тот, что сейчас. Благодаря чему в хрестоматийный для жанра так называемый тренировочный монтаж включены кадры с ловлей мух по колено в грязи руками, а также с практическим применением живого угря. А финальная схватка в какой-то момент оборачивается натурально садистской кровавой бойней, аж смотреть больно. Такие были времена, не то что нынче.
Боец смешанных единоборств Макс «Бультерьер» Холодов в решающем поединке, который мог бы открыть ему дорогу к солидному титулу, получает обидную травму и проигрывает. После чего от него уходит девушка и в целом жизнь стремительно летит под откос. Тогда он вспоминает своего деда (вот такой был старик, мировой) и отправляется восстанавливать физическое и ментальное здоровье на море. Где подбирает израненного песика породы бультерьер и встречает новую девушку, хорошую и добрую. И сразу же, естественно, все у него постепенно налаживается.
Редчайший случай, когда в спортивной картине про единоборства практически нет собственно единоборств. За исключением описанной сцены в начале. И еще потом, в самом конце, главный герой вроде как возвращается на ринг, чтобы принять участие в чемпионском бою. Но когда уже должна состояться долгожданная кульминация, экран затемняется и появляется надпись: «Продолжение следует». А между этими ключевыми событиями разговор идет о совершенно других вещах.
Надо сказать, это чертовски смелый ход, отчаянно смелый, – взять на главную роль действующего профессионального бойца ММА и не давать ему толком в кадре драться, а заставить вместо этого работать лицом. Потому что Владимир Минеев (18-1-1), хоть и походит чем-то внешне на Тома Харди, в действительности вовсе не Том Харди. Мягко говоря. Зато чертовски эффектно мутузит воздух на фоне дивных крымских пейзажей.
Заметно, что среди причастных к созданию фильма поистине компетентных людей было мало. Но ругать при этом фильм не хочется. Потому что при всей неказистости такой он весь душевный, искренний. Собачек учит не обижать. Отсылку к «Улицам разбитых фонарей содержит» в виде Сергея Селина, играющего дальнобойщика Анатолия, который раньше «в ментовке работал». Как, скажите, не умилиться?
В Театре Мимики и Жеста – новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…