В прокат выходит очередной криминальный боевик с участием Лиама Нисона. К его премьере «КиноРепортер» разбирается, как так случилось, что прекрасный актер намертво застрял в проектах, снятых словно по одному лекалу – от сюжета и образа до подхода к неймингу. Невольно вспоминается Стивен Сигал, боевики которого продавцы видеокассет в свое время находчиво переименовывали в «Нико N». А началось все в 2007-м с «Заложницы» или по аналогии с Сигалом – «Миллса».
По правде говоря, этот фильм, породивший два сиквела, немного выбивается из концепции, поскольку в подборке только у него название отсылает не к герою Нисона. И все же не сказать про него нельзя, потому что именно с бывшего спецагента ЦРУ Брайана Миллса лепились все последующие образы актера.
Итак, Ким, юная дочь скромного охранника, едет с подругой в турпоездку в Париж. Однако город влюбленных встречает американок не слишком гостеприимно: в квартиру, где они остановились, вламываются албанские торговцы живым товаром. По счастью, Ким успевает позвонить отцу, и тот мчится через океан, чтобы в одиночку поставить на уши целый город, но спасти дочь. И делает это Лиам Нисон так лихо, что при бюджете в 25 млн евро (фильм французский) «Заложница» собрала по миру на порядок больше.
Первым понял, что конструкцию «Нисон против всех» можно поставить на поток, легендарный Джоэл Силвер, продюсер «Крепкого орешка», «Смертельного оружия» и «Матрицы». Правда, почему-то лишь 3 года спустя после выхода «Заложницы». На этот раз Нисон играет суперкиллера, который попадает в аварию в Берлине и теряет память. Вернее, он начинает думать, что он биохимик, доктор Мартин Харрис, потому что с такой легендой он прибыл на конгресс, чтобы убить там одного ученого. Ну и снова тихий стареющий мужчина внезапно оказывается машиной для производства трупов. Получилось довольно лихо, но уже не так успешно: бюджет $30 млн, сборы $131 млн.
Тут все просто как дважды два: албанцы – ребята серьезные, какой-то непонятный американец их серьезно обидел – надо ответить. Им на радость Миллс решил отдохнуть с семьей в Стамбуле, а там его достать куда проще, чем за океаном. Так что на этот раз заложниками становятся сам Брайан (Лиам Нисон) и его бывшая жена. А к чему это привело, догадаться несложно. Перефразируя героя Никиты Михалкова из его фильма «12», спецагенты ЦРУ бывшими не бывают. Кровь, вопли и… снова большой успех: бюджет $45 млн, сборы $376 млн.
Следующий «Миллс» случился только через два года, но лишь потому, что Нисон был страшно занят: за это время у него вышло 6 фильмов. Засветиться в продолжении «Темного рыцаря» – это, конечно, почетно, но от $20 млн не отказываются. Да-да, в 62 года Лиам внезапно, когда многие уже уходят на покой или играют роли второго плана, вошел в элитный «клуб 20-миллионников», в который в 2010-х вписано всего несколько имен. И такую сумму Лиам Нисон впервые получил именно за «Воздушного маршала».
А работка не пыльная: опять охранник, но на этот раз следящий за порядком во время полета. Его дело сидеть тихо, словно он просто пассажир, и в случае захвата заложников или, например, пьяного дебоша принять меры. Подобного может и не произойти никогда, именно поэтому на такую работу берут всех подряд. Но Билл Маркс, хоть и такой же неудачник, как Миллс (кстати, то, что инициалы у героя те же, кажется, не случайно!), демонстрирует и боевую подготовку, и мастерство детектива, и решительность. И все же угнаться за «Заложницей» не удается: бюджет $50 млн, сборы $223 млн.
Осенью 2012-го Лиам Нисон заявил, что третьей «Заложницы» не будет. Но 20-миллионный гонорар его убедил в обратном. Два года спустя Брайан Миллс снова вышел на тропу войны. На этот раз еще более масштабную, потому что убита его бывшая жена и главный подозреваемый – он сам. Нисон выходит на охоту за настоящими убийцами, а за ним охотятся полиция и ФБР. И это прекрасная возможность рассказать, кто же такой этот Миллс.
Герой Фореста Уитакера уже в трейлере театрально перечисляет послужной список беглеца: снайпер, подрывник, умеет быть невидимым… Масштаб разрушений у «невидимки», правда, чуть меньше, чем у Годзиллы. И франшиза вновь демонстрирует, что работает лучше, чем любой клон: бюджет $48 млн, сборы $326 млн.
И снова киллер, и снова полный неудачник в личной жизни. Герой по прозвищу Могильщик пьет, мучается угрызениями совести и тихо движется к одинокой старости на протертом диване. Но однажды его давно брошенный сын становится мишенью у мафии, и седой убийца решает искупить свою вину перед семьей. Лиам Нисон бросает вызов тому, с кем лучше не ссориться… Как-то не цепляет, да? Наверное, поэтому фильм стал первым (но не последним) провалом среди клонов «Заложницы»: бюджет $50 млн, сборы $71 млн.
Хорошо знакомая калька: опять лузер с прошлым, попавший в замес. На этот раз обычный страховой агент Майкл Макколи, некогда служивший в полиции, а теперь и вовсе безработный. Он ездит на работу одним и тем же поездом, в одно и то же время, а потому уже давно знает даже пассажиров, которые обычно возвращаются домой бок о бок с ним. Но однажды все пойдет не так, начавшись с разговора с неизвестной. Что женщина сказала и что началось потом, пересказывать долго и бессмысленно, потому что звучит как бред. Чем по большому счету и является.
И да, если кому-то показалось, что «Пассажир» – не столько «Заложница 7», сколько «Воздушный маршал 2», то не показалось. Стилистика у фильмов совпадает не просто так: оба они, как и «Неизвестный» и «Ночной беглец», сняты одним и тем же режиссером Жауме Кольет-Серра. Неудача последнего творения американского каталонца не остановила, он продолжил штамповать «Миллсов», и, видимо, правильно: бюджет $40 млн, сборы $120 млн.
Герой «Снегоуборщика», примерный семьянин Нельсон Коксман, может, и не такой лузер, как Могильщик, но уборку снега тоже успехом не назовешь. Так что все как обычно. Жил себе мужчина, никого не трогал, а тут кто-то убивает его сына, и снег становится красным. И вот тут уж уши «Заложницы» видно отовсюду – сценаристы копипастят, особо не стесняясь, а Лиам Нисон, так же не стесняясь, хмурит брови и упрямо поджимает губы. Ну а зачем ломать то, что хорошо работает? Знакомый всем образ – это же прекрасно. Вот только зрители сочли иначе: бюджет $60 млн, сборы $76 млн. Потери еще больше, чем у «Ночного беглеца».
А вот и апофеоз бреда. Герой «Честного вора», медвежатник экстра-класса Том Картер, решает уйти на покой, чтобы дожить спокойно с любимой женщиной, не вздрагивая при звуке сирены. Для этого он предлагает ФБР сделку: он возвращает награбленное, ему гарантируют символический срок. Но деньги уж больно большие, и агенты, которые должны были оформить сделку, устраивают подставу, чтобы забрать их себе. Ну и да, оказывается, что Картер – бывший морпех, а они уж точно бывшими не бывают. И что было дальше, догадаться несложно – все как под копирку. И как следствие, сборы всего $30 млн. Так низко Лиам Нисон еще не падал.
Но некоторые знаки не считывают и не понимают, что схема обрыдла, а машинка, печатающая банкноты, сломалась. Так что вот еще один клон. Лиам Нисон снова играет ничем не примечательного мужчину, который живет себе тихо в провинциальной Аризоне, никого не трогает, пока не вступается за чужого пацана и не переходит тем самым дорогу могущественному наркокартелю. И тут оказывается, что этот дяденька – бывший снайпер (какая неожиданность!).
Мы, честно сказать, ждали, что 10-й Миллс наконец погибнет, как Жан Рено в «Леоне»… Это было бы символично, потому что в бесконечной реинкарнации «Миллсов» пора бы ставить точку. Но планов на старца-решалу громадье. В том же 2021-м вышли триллеры «Флешбэк» и «Ледяной драйв», в 2022-м – «Марлоу» и «Игра теней», в 2023-м – «Заложники». Не сомневаемся, что новые шаблонные боевики с Нисоном тоже в скором времени выйдут. Неясно, правда, кто всерьез будет их ждать и смотреть без желания запустить в экран каким-нибудь тяжелым предметом.
В Театре Мимики и Жеста – новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…