Виктор Цой погиб 15 августа 1990 года. Его звезда закатилась слишком рано, но ее свет по-прежнему сияет с ослепительной яркостью. Популярность песен Цоя совершенно неподвластна времени. Они прочно вплелись в ДНК нескольких поколений, вне зависимости от возраста людей, социального статуса, нравственных идеалов и глобальных взглядов на окружающий мир.
В них гремит бесшабашная удаль юности. Заразительная искренность бойца, бунтаря и романтика. И отчаянная надежда, что в нашем смехе и в пульсации наших вен не угаснет вера в лучшее завтра. Подобные настроения нередко привлекали режиссеров, превращавших творчество Цоя и группы «Кино» в значимый элемент своих картин. «КиноРепортер» вспоминает 10 фильмов, где звучали хиты великого музыканта, как в его исполнении, так и в формате каверов.
Бессюжетная короткометражка автора «Иглы» Рашида Нугманова. Цой снялся в ней вместе с другими титанами советского рока – Майком Науменко из «Зоопарка», Борисом Гребенщиковым из «Аквариума» и Константином Кинчевым из «Алисы». Масса уникального материала вроде квартирника у Цоя в финальную версию, увы, не вошла, зато здесь можно услышать песню «Дальше действовать будем мы» с альбома «Группа крови». В 2010 году новый вариант композиции попадет в картину Нугманова «Игла Remix», развивающую сюжет оригинальной «Иглы».
Культовый фильм Сергея Соловьева совсем не замышлялся как политическое высказывание с пророческими аллегориями. Сценарий ленты писал дебютант Сергей Ливнев, работа над ней во многом носила импровизационный характер, а в творчество «Кино» Соловьева погрузил Радиш Нугманов. До того момента постановщик не имел удовольствия познакомиться с песнями группы, однако именно заключительная сцена, где Цой надрывно выкрикивает «Перемен», сделала «Ассу» поколенческим манифестом.
Документальный проект Алексея Учителя о заре советского рока – первая картина, посвященная ему как социальному и музыкальному явлению. Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Олег Гаркуша, Виктор Цой на сцене поют, а за кулисами предстают в естественной среде обитания. Цой, скажем, таскает ведра с углем и энергично орудует лопатой (он работал в питерской котельной «Камчатка»). Еще заявляет, что «старается все время быть в ладу с самим собой», «учится на основе собственных наблюдений» и «чувствует себя свободным». А потом сжимает микрофон и исполняет тягучую балладу «Спокойная ночь» (в фильме – на 34-й минуте).
Первая полнометражная работа Нугманова целиком выстроена вокруг личности Виктора. На съемках Цой носил собственную одежду, в кадре с удовольствием импровизировал, а многие песни сочинял прямо на площадке. Например – «Звезду по имени солнце» (также здесь звучат «Бошетунмай», «Группа крови» и другие хиты «Кино»).
Под нее и открывается фильм о молодом человеке Моро (Цой), который приезжает в Алма-Ату и бросает вызов местным наркодилерам. «Звезда» всегда будет считаться одной из визитных карточек Виктора Цоя – недаром к ней возвращалось невероятное количество исполнителей, включая Вячеслава Бутусова, Натали, Хор Турецкого и Brazzaville (на английском языке).
Единственный режиссерский проект Сергея Бодрова-младшего – боевик о девочках из конца 1990-х, которые пытались найти общий язык на фоне криминальных разборок. 13-летняя Света (Оксана Акиньшина) мечтала стать снайпером и уехать в Чечню. Саундтреком ее жизни были песни группы «Кино» – «В наших глазах», «Война», «Стук» и так далее. «Когда тебе 8, весь мир против тебя. Когда тебе 13 – ты против всего мира». Эта фраза, прозвучавшая в трейлере, полностью отражала взгляды Бодрова на творчество Цоя, олицетворявшее для него стремление к внутренней свободе, стройности и чистоте.
В фильме Александра Велединского о вернувшемся с Чеченской войны солдате использована не самая известная композиция Цоя «Нам с тобой», которая ни разу не исполнялась на концертах и попала на последнюю пластинку «Кино» «Черный альбом». В сцене продолжительностью чуть больше минуты Алексей и Андрей Чадовы едут в машине. Когда начинает играть песня, один из братьев просит другого прибавить звук. Аналогичное желание испытывают и зрители – на полной громкости Цой и правда необычайно хорош.
С песни «Время есть, а денег нет» открывается дискография «Кино»: в дебютном альбоме группы «45» (1982) она поставлена на первое место. А спустя 25 лет Алексей Балабанов захлопнул ей свой триллер «Груз 200», один из героев которого, спекулянт Валера (Леонид Бичевин), в финале оказывается на концерте Цоя и завязывает новые знакомства. Роль Виктора исполнил Нияз Садыков из коллектива «Нияз», пленивший Балабанова внешним сходством с певцом. Других участников «Кино» сыграли музыканты из прочих групп, не пользовавшихся широкой популярностью. Их несколько часов гримировали, отсняли за 15 минут, а в фильме мы видим их на сцене на протяжении примерно 20 секунд.
Излишне театральная, но вместе с тем лиричная лента Кирилла Серебренникова о ленинградском рок-андеграунде 1980-х и свободе творчества в целом. Визуально образ Цоя воплотил актер Тео Ю. Голос ему подарил Денис Клявер, бывший участник «Чай вдвоем». За вокал ответственен Петр Погодаев, годами исполнявший каверы на песни «Кино». Гитарные партии записал Герман Осипов, соло-гитарист «Зверей» (фронтмен группы Роман Билык в «Лете» сыграл Майка Науменко). А под занавес вступает и сам Цой – песня «Кончится лето» звучит на финальных титрах.
«Кукушка» в исполнении Полины Гагариной стала заглавной композицией военной драмы Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь», частично основанной на событиях из жизни советской женщины-снайпера Людмилы Павличенко. Вообще эту песню частенько перепевали. Прежде всего, известны версии «Би-2», ДДТ и Земфиры. Гагариной же удалось придать «Кукушке» одновременно нежность, ранимость и внутреннюю мощь, как нельзя лучше подходящие героине Юлии Пересильд.
В трейлере и вступительных титрах отечественного кинокомикса прозвучал кавер на «Перемен» в исполнении школьницы из Санкт-Петербурга, приятельницы композитора Романа Селиверстова. Сама идея использования в картине едва ли не главного хита Цоя принадлежала продюсеру, основателю Bubble Comics и сценаристу комиксов «Майор Гром» Артему Габрелянову. По задумке хрупкий женский голосок должен был резко контрастировать с творящимся вокруг хаосом. Режиссер Олег Трофим признал рискованность такого подхода, поскольку «Перемен» в России – своего рода сакральный гимн, да и Цой – легендарная личность. Право на ошибку фактически отсутствовало. Но зрители оценили эту смелость по достоинству: фильм приобрел поистине народную популярность, а заодно покорил Netflix.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…