Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Статьи > Зови меня так: 8 киновоплощений Казановы

Зови меня так: 8 киновоплощений Казановы

28 июня 2019 /
Зови меня так: 8 киновоплощений Казановы

К выходу костюмной мелодрамы «Последняя любовь Казановы» вспоминаем как героя-любовника изображали Мастроянни, Делон, Леджер и другие известные актеры.

Джакомо Казанова был писателем, ученым, оккультистом, шпионом и великим соблазнителем. Мемуары, в которых Казанова описал свою длинную полную приключений жизнь, сделали его символом XVIII столетия, утонченного и развратного, рационального и легкомысленного. Мировое кино многократно обращалось к его образу, но едва ли кто-то достигнет здесь окончательного совершенства.

«Казанова»

Реж. Альфред Деэши, 1918

В главной роли — Бела Лугоши

Первый фильм о Казанове и, вероятно, первая главная роль Белы Лугоши. Мы его, впрочем, никогда в этом образе не увидим: в сохранившихся отрывках фильма нет заглавного героя. Тем интереснее читать описание ленты. Восставший из мертвых Казанова осваивается в Европе начала двадцатого века, примеряет щегольские костюмы и с новой силой соблазняет женщин. Все оборачивается кровопролитием, разбитыми сердцами и раскаянием бессмертного повесы, который в итоге возвращается в свой склеп.

Метафора фильма, снятого в едва очнувшейся от Великой войны и получившей независимость Венгрии, ясна. Старая порочная Европа не хочет умирать, образы прошлого вновь обольщают и притягивают к себе жертв. Символично, что Бела Лугоши скоро вновь «восстанет из гроба», теперь уже в образе вампира Дракулы (на фото), который также поддерживает в себе жизнь за счет соблазнительных девушек.

«Казанова»

Реж. Александр Волков, 1927

В главной роли — Иван Мозжухин

Французский фильм русского эмигранта Волкова, масштабная постановка с дуэлями, погонями, петербургскими балами и венецианским карнавалом. В отличие от венгерской картины, теперь это уже экранизация мемуаров героя. Несмотря на солидный возраст, возможно, это все еще самый легкий и забавный фильм про авантюриста Казанову — прямо в духе его эпохи и воспоминаний.

У Казановы лицо великого русского актера Ивана Мозжухина, которое, словно в демонстрации эффекта Кулешова с ним же в «главной роли», одинаково подходит интеллектуалу, бретеру и герою-любовнику. В пространстве фильма эмигрант Мозжухин возвращается в имперский Петербург, приходит на заснеженную Красную площадь. Очевидно, что кульминационное возвращение изгнанника Казановы в родную Венецию также отражало тоску создателей фильма по оставленной России.

«Таинственный рыцарь»

Реж. Риккардо Фреда, 1948

В главной роли — Витторио Гассман

Наконец, в роли легендарного итальянского персонажа снялся его соотечественник. Дебют Витторио Гассмана, начинавшего как драматический актер, а позднее прославившегося в трагикомедиях. Фильм будущего пионера итальянского хоррора Риккардо Фреда — пожалуй, единственная подлинно классическая и серьезная картина о Казанове в годы его блеска и славы. На благородном его лице лежит тень неизбывной печали, происходящей из глубокого знания любви и людей. Со шпионской миссией Казанова вновь оказывается в России, там, в заснеженных степях, гибнет девушка, которую он мог бы подлинно полюбить. Смерть обводит жизнелюба вокруг пальца.

«Детство, призвание и первые опыты Казановы, венецианца»

Реж. Луиджи Коменчини, 1969

В главной роли — Леонард Уайтинг

Кино многократно обращалось к Казанове в пору расцвета, а затем — в старости, но только комедиограф Луиджи Коменчини всерьез исследовал отрочество и становление будущего ловеласа. Фильм довольно точно следует воспоминаниям Казановы о его ранних годах. Детство в венецианской актерской семье, суровый пансион в Падуе, обучение у богатых покровителей и попытка церковной карьеры — так рос Казанова перед тем, как решил «никогда не отказывать себе в самом необходимом».

Фильм иронически показывает, как религиозное чувство сублимирует сексуальное, и каков путь мальчиков, рано осознавших, что за дьявол овладевает грешниками. Казанову-подростка играет Леонард Уайтинг, красавец и интеллектуал подобно своему персонажу, только что ставший всемирно известным после роли Ромео у Дзеффирелли. Если Ромео гибнет, взвалив на себя всю тяжесть любви, Казанова начинает подлинно жить, узнав прелесть легких утешений.

«Казанова Феллини»

Реж. Федерико Феллини, 1976

В главной роли — Дональд Сазерленд

Лучший и главный Казанова, и похожий, и непохожий на свой легендарный прототип. Феллини, который вынес свое имя в название фильма рядом с именем героя, показывает механическую суть сексуальности в Галантном веке. Все — театр и все — марионетки. Ритуальные танцы соблазнения напоминают кружение фигурок в музыкальной шкатулке. Век, когда механикой Ньютона объясняли как движение небесных тел, так и движения души, все превратил в условность. Даже секс здесь показан максимально ненатурально, в театральном духе.

И лишь сам Казанова со слегка удивленным лицом Сазерленда в бесконечных своих поисках все пытается заглянуть за грань, увидеть ускользающую суть жизни. В финале он, глубокий старик, уже разодетое чучело, потеха для бородачей в черных костюмах из нового века. Бесконечно одинокий обломок эпохи вспоминает свой уходящий на дно город и единственную безусловную любовь — механическую деревянную куклу.

«Ночь Варенны»

Реж. Этторе Скола, 1982

В главной роли — Марчелло Мастроянни

Еще один, переживший свой век Казанова — одна из центральных фигур на историческом полотне Этторе Скола. Главный герой здесь писатель-вольнодумец Ретиф де ла Бретонн, путешествующий по Франции в разгар революции. В одной карете с ним едут Казанова, американец-демократ, новые буржуа и старые аристократы. Мастроянни, которому еще не было шестидесяти, мастерски изображает дряхлого кавалера в стесненных обстоятельствах: на каждой остановке приходится полчаса обновлять макияж в придорожном сортире.

Он признает, что больше не может заниматься любимым делом жизни и впереди лишь одиночество, но держится со спокойным достоинством, которое заслоняет комичный облик напудренного старика. Мимо проезжают женщины, узнавшие его слишком поздно, на обочине дороги бутылка вина, которое Казанова однажды пил с королем. Людовик XVI убит, а вскоре станут достоянием истории и остальные герои прошлого.

«Возвращение Казановы»

Реж. Эдуар Ньерман, 1992

В главной роли — Ален Делон

Также оригинальная ипостась Казановы, на сей раз только стареющего, но все еще опасного. Фактически это и последний большой выход бывшего секс-символа Алена Делона, прощание без сожаления с амплуа героя-любовника.

Казанова возвращается в Венецию после 18 лет изгнания, чтобы в последний раз попытаться покорить город. На пути он останавливается у друзей в замке, где приносит своего рода дорожную жертву: соблазняет юную красавицу и убивает на дуэли влюбленного в нее молодого офицера. Напрасно девушка дразнила признающегося в любви ветхого льва, называя его старым и бессмысленным. Нельзя недооценивать опытных негодяев прошлого: помимо Казановы здесь это еще и похожий на припудренного вампира рогоносец-маркиз — последняя роль Алена Кюни.

«Казанова»

Реж. Лассе Халльстрем, 2005

В главной роли — Хит Леджер

Режиссер клипов «ABBA» и полных светлой печали фильмов вроде «Хатико», Лассе Халльстрем попытался воскресить легкого и веселого Казанову в новом столетии. Сделать это можно было лишь переосмыслив судьбу авантюриста. По сюжету обольститель влюбляется в писательницу-феминистку, такую же независимую, как он сам, и с ней, вопреки грустной реальной судьбе, получает шанс на счастливую жизнь.

Погони, фейерверки и чудесные избавления от смерти переживает герой Хита Леджера, одного из самых тонких актеров своего поколения. Если оптимизм «нового Казановы» в фильме и не вполне убедителен, это все же повод взглянуть на Леджера. Собственная слава сердцееда, облик и повадки рок-звезды, а затем — ранняя смерть, закрепили его образ одного из последних героев-любовников кино, под стать его бессмертному персонажу.

«Последняя любовь Казановы» уже в кинотеатрах. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: