В тени гигантов: Пять неизвестных мультфильмов студии Ghibli | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Анимация > В тени гигантов: Пять неизвестных мультфильмов студии Ghibli

В тени гигантов: Пять неизвестных мультфильмов студии Ghibli

28 июня 2019 / Сергей Сергиенко
В тени гигантов: Пять неизвестных мультфильмов студии Ghibli
Кадр из фильма «Здесь слышен океан»

В честь повторного выхода в прокат «Принцесса Мононоке» вспоминаем незаслуженно забытые мультфильмы знаменитой японской студии.

Имя Хаяо Миядзаки знает практически каждый поклонник анимации: его «Унесенные призраками» являются одним из самых популярных в мире мультфильмов, да и другие его работы не обделены вниманием. «Мой сосед Тоторо», «Навсикая из долины ветров», «Небесный замок Лапута», «Ходячий замок Хаула» и «Ветер крепчает» известны не меньше, а в 2014 году режиссер и художник-аниматор получил почетный «Оскар» за вклад в мировой кинематограф. При этом студия Ghibli, основанная Миядзаки и его другом Исао Такахата — это не только мультфильмы главного аниматора, но и менее известные, но не менее интересные ленты. «КиноРепортер» решил напомнить о пяти картинах студии, о которых зрители часто забывают.

«Еще вчера»

Реж. Исао Такахата, 1991

Такэо отправляется из Токио в деревню, чтобы навестить родственников и помочь им со сбором шафрана. Знакомые места навевают девушке немало воспоминаний о детстве, проведенном вдали от большого города, и эти светлые частички памяти, кажется, могут помочь разобраться с тем, что творится в ее жизни.

Ностальгическая картина Исао Такахаты основана на манге «Капельки воспоминаний» Хотару Окамото и Юко Тонэ. Там, правда, не было повзрослевшей Такэо, речь шла только о детстве героини. Аниме же вышло более рассчитанным на взрослую аудиторию за счет постоянных скачков в настоящее. Интересной особенностью мультфильма является и то, что в нем анимация мимики вышла на новый уровень, во многом благодаря тому, что анимировали персонажей на основе записанных диалогов, а не наоборот, хотя традиционно в японской анимации именно звук накладывается на готовый видеоряд.

«Здесь слышен океан»

Реж. Томоми Мотидзуки, 1993

Таку возвращается на встречу выпускников в родной провинциальный городок и вспоминает события двухлетней давности. Тогда он и его лучший друг Ютака одновременно влюбляются в новенькую девушку, недавно приехавшую из Токио. Не помешали юношам даже ее высокомерность и предвзятое отношение к провинциальным жителям.

Для студии Ghibli проект стал своеобразным экспериментом: это первый и единственный мультфильм, снятый полностью без участия Исао Такахаты и Хаяо Миядзаки. Основной идеей было удешевление и ускорение процессов, а также попытка дать более молодым (от 20 до 30 лет) аниматорам возможность начать серьезную карьеру. Вышло спорно: бюджет был превышен, сроки сорваны, режиссер с переутомлением попал в больницу (параллельно с этим мультфильмом он также снимал сериал «Это Гринвуд»), а результат не особо удовлетворил и студию, и критиков. Полюбился в итоге мультфильм уже постфактум: легкая и добрая история о подростковой влюбленности все же нашла своих зрителей, пусть и не в таких масштабах, как хотелось бы.

«Шепот сердца»

Реж. Есифуми Кондо, 1995

Сидзуку, ученица средних классов, почти все свободное время проводит за чтением. Книги она берет в библиотеке, и довольно быстро обращает внимание на то, что почти все интересующие ее романы прошли через руки одного и того же парня. Столкнувшись с ним наконец в реальности, девочка поначалу очень раздражена его поведением, но постепенно гнев сменяется на милость, а потом она и вовсе с удивлением понимает, что влюблена.

Еще одна реалистичная история в списке вновь говорит о подростковой любви. При этом кроме отношений с мальчишкой, у Сидзуку будут и другие проблемы: аниме также поднимает темы трудностей переходного возраста и поисков своего пути в мире. В какой-то момент девочка начинает писать рассказ, главным героем которого является кот Барон, списанный с антикварной фигурки, и непростой творческий процесс с его подводными камнями становится темой даже более важной, чем любовь.

«Возвращение кота»

Реж. Хироюки Морита, 2002

Возвращаясь из школы, Хару увидела красивого кота, который, что странно, нес в зубах коробочку, перевязанную лентой. Заметив, что зверю грозит опасность в виде несущегося на него грузовика, девочка решает его спасти, успев вынести его на тротуар с проезжей части. Каково же было ее удивление, когда кот встал на задние лапы и поблагодарил за спасение, отвесив поклон. А уже на следующую ночь к ее дому пришла большая процессия котов во главе с Кошачьим Королем и объяснили шокированной Хару, что спасла она не простого кота, а принца, и теперь все королевство у нее в долгу. И если первые подарки усатых не доставляли больших проблем (хотя, к примеру, мыши в школьном шкафчике — такое себе удовольствие), то известие о том, что Король решил превратить девочку в кошку и сделать супругой принца ее совсем не радует. Спасать из сложившейся ситуации Хару будет Барон — частный детектив из «Кошачьей канцелярии».

Барон в мультфильме — то самый, из «Шепота сердца». Вообще «Возвращение кота» можно считать своеобразным спин-оффом предыдущего мультфильма из списка: по сути, это практически экранизация рассказа Сидзуку. Изначально планировали снимать в виде короткометражки, но работа режиссера (Хироюки Морита) так впечатлила руководство, что было принято решение снимать полный метр. Интересная деталь: оригинальное название означает скорее «Кошка возвращает добро», но русский перевод основан на английской версии — отсюда и не совсем корректное название.

«Ариэтти из страны лилипутов»

Реж. Хиромаса Енебаяси, 2010

По соседству с обычными людьми живут «добывайки» — маленькие и добрые человечки, которые тщательно скрываются от человеческих глаз. Вот только Се, двенадцатилетний мальчишка, случайно замечает Ариэтти — на крохотную девочку охотилась кошка. С этого начинается странная дружба обыкновенного Се и необыкновенной Ариэтти, которую оба уйдут стараться держать в тайне.

«Ариэтти» — проект мечты Миядзаки и Такахаты: роман Мэри Нортон «Добывайки» они хотели экранизировать более 40 лет, и в конце концов все же добились своего. Правда, режиссером стал новичок — Хиромаса Енэбаяси, позже покинувший студию и основавший собственную Studio Ponoc. Оригинальную сказку считают одной из важнейших на английском языке, но мультфильм не смог перенести всю магию произведения. Тем не менее, в нем остались фирменная теплота и доброта студии Ghibli, подкупающие зрителей, а история о семействе, живущем на остатках вещей других, неплохо накладывалась на экономический кризис 2008 года, что и было изначально заложено Миядзаки, который здесь выступил одним из сценаристов.

Читайте также

Кевин Смит займется «Властелинами вселенной» Анимация
19 августа 2019
Кевин Смит займется «Властелинами вселенной»

Экшн-фигурки Хи-Мена получат новую жизнь.

Полезай в гребаного робота: История и развитие жанра меха Анимация
15 августа 2019
Полезай в гребаного робота: История и развитие жанра меха

Как боевые человекоподобные машины стали предметом культа и едва не исчезли.

В Японии сожгли знаменитую студию аниме. Больше десяти человек погибли Анимация
18 июля 2019
В Японии сожгли знаменитую студию аниме. Больше десяти человек погибли

Неизвестный поджег создателей мультсериалов «Меланхолия Харухи Судзумии» и «Вайолет Эвергарден».

Перезапуск «Флинстоунов» будет рассчитан на взрослую аудиторию Анимация
12 июля 2019
Перезапуск «Флинстоунов» будет рассчитан на взрослую аудиторию

Персонажи останутся знакомыми, но сюжет будет совершенно новым.