На две апрельские недели Чукотка стала местом притяжения кинематографистов со всего мира. На VIII Арктический международный фестиваль «Золотой ворон» приехали представители индустрии из Москвы и Санкт-Петербурга, Мурманска и Якутии, Китая и Ирана, Турции и Индии. Кто-то прилетел в Анадырь, чтобы выбирать победителей в многочисленных программах. Кто-то – для представления своего творения первым зрителям.
«КиноРепортер», побывавший на краю земли, рассказывает о самых ярких региональных проектах, которые показали на фестивале. Благо выбор был широким – от игровых короткометражек и документальных картин до полнометражных работ и анимации.
Главный фильм «Золотого ворона–2024», влюбивший в себя публику с первых секунд. Ретродрама Михаила Лукачевского основана на автобиографическом рассказе якутского исследователя природы Ивана Дьячковского, также известного как Кыталык Уйбаан. В детстве он потерял возможность ходить и несколько лет провел в больницах. По возвращении домой его ждал новый удар – смерть матери. Но благодаря поддержке братьев и отца ему удалось не растерять силы духа.
В качестве исполнительного продюсера над проектом работал Семен Аманатов, более известный как оператор: он снимал воодушевляющие картины «Надо мною солнце не садится» и «Не хороните меня без Ивана». В «Стерхах» – так называют северных журавлей, чей танец способен сделать человека счастливым, – эта душевность тоже присутствует: ее тепло можно почувствовать словно блики солнца на коже. Картина действительно пронизана солнечным светом, который не исчезает насовсем даже тогда, когда над героями сгущаются самые темные тучи.
В картине удачно работает и некоторая наивность, и свойственная ребенку непосредственность, и память поколений: непоседливым ребятишкам доходчиво, но без излишнего назидания объясняют, что такое хорошо и что такое плохо. Даже редкий CGI и заметная литературность материала не портят впечатления. Скорее даже напротив: они дарят произведению цельность и законченность.
Режиссер Яна Рубановская не в первый раз берется за тему экологии: в 2022 году ее документальный фильм «Оттаявший мир» был посвящен проблемам северных регионов, которые возникают в связи с таянием вечной мерзлоты. Местом съемок тогда была Якутия, на этот раз команда пошла дальше: действие «Невечной мерзлоты» разворачивается от Ямала до Чукотки. В кадре – тундра, уникальный плейстоценовый парк в низовьях Колымы, морской порт на Крайнем севере… Героев тоже несколько, и у каждого свое отношение к таянию вечной мерзлоты – процессу, который только набирает обороты.
Кто-то предпочитает держаться в стороне – фиксирует показатели приборов и считает, что природа сама справится с новой проблемой. Кто-то стремглав бросается планете на помощь – причем речь не об абстрактных концепциях, а вполне конкретных шагах, которые уже приносят результат. А кто-то просто радуется новым открытиям, ставшим возможными только сейчас. Объединяет всех любовь к науке и отличное чувство юмора: всю полноту их шуток невозможно перевести на другой язык даже с помощью субтитров.
Именно диапазон альтернативных мнений в сочетании с природными видами (вода, земля, воздух – операторская работа просто головокружительная!) превращает «Невечную мерзлоту» в зрелищное, почти игровое кино. Кадры действительно удивительные – вот ледяная грязь обнажает ребра мамонта, а вот на экране оживает микроорганизм, который последние 30 тысяч лет находился в замороженном состоянии. А когда тебе объясняют (в числе спикеров – сплошь академики РАН), на что именно ты смотришь, происходит полная перестройка сознания.
Еще один «северный» док, в котором рассказывается о быте жителей Кольского полуострова. Добраться до отдаленных деревень побережья можно только на «Клавдии Еланской» – последнем пароходе ледяного класса, построенном еще в Югославии. Именно маршруту этого судна посвящено кинополотно Ильи Желтякова – порой слишком размеренное и словно бредущее в никуда. Хотя финальный пункт у этого путешествия есть: молодой человек Роман, родившийся в Мурманске, твердо намерен отыскать дом предков – прабабушки и прадедушки, которые много лет назад жили где-то на побережье Северного Ледовитого океана.
Все, что у него есть, – потрепанная фотография и хорошо подвешенный язык. Он общается с другими пассажирами и регулярно сходит на берег, чтобы расспросить местных. Инструкции сбивчивые, но в этой одиссее, как и в любой другой, сама дорога оказывается куда интереснее пункта назначения. По пути Роману попадаются самые разные люди – от школьников, навсегда покидающих родную землю, до стариков, которые намерены умереть там, где прожили всю жизнь.
Любопытно, что напирать на социальщину постановщик не желает. И специально приглушает горькие слова местных жителей об увядающем крае. Но даже при таких ухищрениях кажется, что у «Последнего парохода» чуть сбит баланс: до того, как окончательно выясняется, что Роман в этой истории всего лишь проводник, возникает путаница с тем, кого считать главным героем. А еще в этой картине о людях порой оказывается слишком много пейзажей. С другой стороны, игнорировать их беспредельность очень не просто.
В разных программах «Золотого ворона» было представлено сразу несколько проектов из Якутии. Среди конкурсных короткометражек особый интерес вызвал мистический хоррор Анатолия Сергеева. По сюжету, мужчина, добившийся успеха в городе, возвращается в родную деревню проведать бабушку с дедушкой. В доме все вроде осталось по-прежнему, однако путешествие выходит пугающим, а на утро после встречи героя ждет неприятное открытие.
«Возвращение» отчасти вдохновлено якутским фольклором – достаточно жутким по своей сути. И хотя откровенной жестокости и совсем неожиданных поворотов в этой работе нет, сделана она достаточно тонко и в нужные моменты пробирает до дрожи. Режиссер отлично, с долей юмора, балансирует между двумя мирами: сразу и не скажешь, это мистика вторгается в реальность, или реальность – во что-то неизведанное. Бонусом – повышенное внимание к деталям и грамотный тайминг, куда вписывается даже открывающий титр, который в любом другом случае можно было бы назвать запоздавшим.
На съемки ушло всего несколько дней – увядающую осеннюю натуру снимали в то же время и в том же месте, где и «Чуму» Дмитрия Давыдова (он же, кстати, продюсировал «Возвращение»). При этом изначально планировался другой финал – более витиеватый и сложный по концепции. Но и итоговый вариант достаточно рабочий: доказательство тому – почетное второе место на фестивале «Святая Анна».
Еще один проект из республики Саха, который сложно обойти вниманием, – музыкальный эпос Айаала Адамова «Айыы куо», чья премьера состоялась в прошлом году на кинофестивале в Пусане. Это дипломная работа постановщика, которая тоже рассказывает о возвращении на родную землю: молодая девушка приезжает из Санкт-Петербурга на похороны старшей сестры. Вот только та волшебным образом появляется в доме после погребения и вступает с младшей в напевную (это не фигура речи) беседу.
Магический реализм и самобытная эстетика здесь переплетаются с достаточно бытовым содержанием – подобным сюжетам обычно посвящают несколько минут в криминальных сводках. Лирику при этом никто не отменял: специфику темы подчеркивает завораживающая музыка и операторская работа (за камерой – все тот же Семен Аманатов, лично приехавший на фестиваль). Визуал отсылает то к Тарковскому, то к Сокурову, учеником которого является постановщик. В общем, для искушенной фестивальной публики «Айыы куо» может стать отличным киноопытом.
А это уже «южная» история из конкурса игровых короткометражек, действие которой происходит где-то на Кавказе (съемки велись в Краснодарском крае). Два брата растут под присмотром пожилого дедушки. Старший – собранный и ответственный. Младший все еще бунтует против привычного уклада жизни, который считает утомительным и никчемным. Слова своего он тоже не держит: пока брат был в отъезде, не уследил за его конем, за которым клятвенно обещал приглядывать.
Пока старший рвет и мечет, старик решает воззвать к совести младшего с помощью старого, но проверенного способа – притчи. Героями ее становятся Вода, Ветер, Огонь и Честь – когда-то дружившие, но затем решившие разойтись по своим делам.
При просмотре «Намыса» складывается ощущение, что ты сам перенесся в отдаленную горную деревушку, где по ночам слышен не только треск поленьев в печке, но и протяжный вой волков. Размеренный темп, фактурный изобразительный ряд и невероятные горные пейзажи на 20 минут погружают в другую реальность, из которой возвращаешься немного другим, словно сам стал чуть мудрее и чище. Магия кино, не иначе.
В программу короткометражной анимации вошло сразу два якутских мультфильма студии «Тундра» – «Мунха», посвященный зимней рыбалке и волшебным варежкам, и «Бык холода» про мальчишку, чей дедушка вытачивает громадные фигуры изо льда. Вторая лента просто очаровала! В ней юный герой ужасно расстраивается, что его не подпускают к инструментам, но в итоге добивается разрешения стать у дедушки подмастерьем.
Вместе они создают Быка холода – символ зимы из якутских поверий. Обходя свои владения, он замораживает все вокруг своим дыханием. В канун самых сильных морозов у ледяного быка отваливается один рог, а с приближением весны он теряет второй. Причем у легенды есть продолжение: перед наступлением тепла Бык теряет и голову. В мультфильме эта утрата оказывается не такой страшной – рукотворной и, к счастью, поправимой.
«Бык холода» может похвастаться достаточно самобытной рисовкой, гипнотическими нарративными элементами и теплой, согревающей атмосферой. А еще отличными смысловыми сцепками – о преемственности традиций и о том, что семья всегда придет на помощь.
Бонусом – русскоязычная лента Адильхана Ержанова («Черный, черный человек», «Замерзшие»). Новая работа казахского режиссера пришлась по вкусу индустриальной публике и завоевала приз жюри за лучший фильм конкурса игровых и неигровых полнометражек. С одной стороны, это было ожидаемо: у режиссера богатая фестивальная история, а «Обучение Адемоки» включали в подборки самых интригующих проектов еще до премьеры. С другой – приятно не ошибиться в своих прогнозах. Тем более это редкий случай, когда расхождение ожиданий и реальности вызывает самые положительные впечатления: сюжет про девочку-мигрантку обещал в лучшем случае отчаянную социальщину, а в худшем – чернуху.
На деле же получился гуманизм в самых светлых тонах. На протяжении всего времени мигрантка из Таджикистана Адемока идет к своей мечте – она хочет стать драматургом, а потому решает учиться. Мешают ей многочисленные бюрократические препоны и коррумпированные чиновники. Помогают – спившийся учитель литературы и философии и другие неравнодушные граждане, разглядевшие в девчушке и ее самопальных комиксах большой талант.
Адемока яркая: бунт в ней отлично сочетается с самодостаточностью, которая вводит в ступор даже мелких бандитов, пытающихся ее закабалить. Но и мир вокруг ей под стать: Ержанов создает альтернативную реальность, полную абсурда (местами – чистый Уэс Андерсон), но в то же время очень узнаваемую. Простой сюжет из сотен других фильмов – сбитый летчик и начинающая звезда – он тоже трактует по-своему. Получается без особых изысков, но с отсылками к классике и заразительной экспрессией.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…