Важное социальное высказывание в формате стильного детектива, которое пугает, интригует и наводит на размышления.
1988 год. В детской больнице Элисты вспыхивает ВИЧ-инфекция. Сперва во время операции умирает младенец. Затем схожие симптомы обнаруживаются у других пациентов. Доктор Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) отправляет анализы в Москву. Эпидемиолог Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов) подтверждает страшный диагноз. Без должного контроля болезнь способна распространиться стремительными темпами. Однако помогать двум энтузиастам в ее сдерживании никто не спешит. В соответствии с политикой партии СПИДа в СССР нет и быть не может, а любое инакомыслие тут же карается. Но Аюшев и Гончаров намерены предать происходящее огласке и бросить инфекции вызов. Для этого нужно отыскать первого заболевшего – нулевого пациента.
На «КиноПоиске» вышел седьмой, финальный эпизод сериала «Нулевой пациент». Этот проект интриговал еще с осени минувшего года, когда стартовали съемки. Теперь же можно с полной уверенностью заявить: планка мастерства в российском сериальном производстве поднята на поразительно высокий уровень. Режиссеры Евгений Стычкин и Сергей Трофимов (он же оператор), сценарист Олег Маловичко и другие прекрасные люди, подарившие «Пациенту» жизнь, не только создали эстетское, стилистически безупречное произведение, талантливо разыгранное плеядой классных артистов. Они еще и выступили с социально важным высказыванием, обратившись к исторически болезненной проблеме.
Всем известна полушутливая, полуправдивая фраза: в СССР не было секса. Как не было бомжей, проституток, наркоманов и прочих маргинальных элементов. Их антиобщественное поведение не соответствовало коммунистической доктрине, вот власти и закрывали глаза на подобные социальные язвы. Зато авторы сериала «Нулевой пациент» их широко распахнули. Будто подняли годами лежавший на одном месте булыжник, а из-под него повылезали разные жучки и личинки не самой приятной наружности. Пытаясь разобраться в происходящем и найти загадочного нулевого пациента, герои попадают в наркопритоны, блуждают по темным скверам, где тайком собираются гомосексуалисты, а в свободное время наслаждаются скандальными эротическими кадрами «Маленькой Веры».
«Нулевой пациент» предельно откровенен – и в этом его главный плюс. Нельзя рассуждать на острые, табуированные темы, стыдливо пряча голову в песок. И создатели без стеснения показывают фрагменты из жизни однополых пар, в том числе межнациональных, томно и чувственно снимают постельные сцены, а героям не позволяют скатиться до уровня ходячих стереотипов. Никто не выставляет того же Дмитрия Гончарова убежденным альтруистом. Конечно, его бесит, что на 250-миллионное население СССР приходится всего 5 лабораторий по выявлению ВИЧ. Но еще его раздражают конформистски настроенный отец (Игорь Гордин), любовница Алена (знойная Елизавета Шакира), которую он ревнует к приятелю-журналисту Игорю Карахану (Евгений Стычкин), калмыцкие врачи, крайне вяло реагирующие на вспышку вируса…
Вообще каждый центральный персонаж сериала «Нулевой пациент» – сложная и неоднозначная личность со своими страстями и демонами. И потому за развитием их отношений так интересно наблюдать. Никогда не знаешь заранее, какой фортель они выкинут в следующий раз. Заметим, кстати, что помимо убедительных актеров в ключевых ролях изумительны и труженики второго плана. Алексей Маклаков, например, с таким змеиным хладнокровием играет председателя КГБ, что от одного его присутствия в кадре на лбу выступают капли пота. Зато Владимир Стеклов в образе главного редактора газеты «Советская молодежь», где трудится Карахан, по-отечески мудр, строг и справедлив – до определенных границ. Иван Добронравов эффектно слетает с катушек, когда его персонажа подозревают в заражении вирусом, а Николай Шрайбер со звериной яростью подбивает жителей Элисты на бунт против «прокаженных».
Да, без кого-то из действующих лиц вполне можно было бы обойтись. Порой возникает ощущение, что флешбэки и отдельные микросюжеты загромождают сериал «Нулевой пациент», в целом выстроенный логично и ловко. Но, по словам Олега Маловичко, авторы не могли не рассказать об этих реальных людях, многие из которых живы до сих пор. И они столкнулись с настоящей культурой отмены задолго до того, как ее жертвами стали Кевин Спейси или Джонни Депп. Тех всего лишь закэнселил Голливуд, абстрактная мировая общественность. А от зараженных жителей Элисты отвернулись знакомые, друзья, те, кого они видели каждый день и на чью поддержку раньше рассчитывали.
Самый же колоритный герой сериала, без сомнения, – репортер Карахан. Акула пера, неутомимый охотник за сенсациями, обаятельный сердцеед и дерзкий провокатор, дымящий как паровоз. С одной стороны, он не боится назло чиновникам напечатать колючую правду на передовице. С другой – его ничуть не смущает перспектива подставить коллег. Да и просвещение советского общества по части профилактики ВИЧ он считает не таким важным, как шанс вызвать громкий резонанс, расшатать устои советского строя.
А еще происходящее вокруг него привлекает чисто с киноманской точки зрения. Журналистские эпизоды выполнены в лучших традициях «Всей президентской рати». Единение борцов с заразой, включая кагэбэшника Шипова (Павел Майков), вызывает в памяти «Неприкасаемых». Смельчаки, бросающие вызов страшной угрозе, собираются вместе, и стройные фигуры навечно застывают на фотопленке… Кроме того, визуально образ героя Ефремова отсылает к персонажу Микки Рурка из «Сердца ангела» – тот тоже искал пропавшего человека. А внезапная (но такая лихая!) потасовка на стройке напоминает о классических боевиках с Брюсом Ли.
Неудивительно, ведь в сериале «Нулевой пациент» гармонично уживаются сразу несколько жанров. Это и детектив, и социальная драма, и местами чуть ли не процедурал, когда врачи разбираются с конкретными случаями заражений, и любовная мелодрама, и даже бадди-муви: дорогого стоит неожиданный броманс Карахана и Шипова, мирно лепящих пельмени. Вдобавок финальная серия хорошенько встряхнула зрителей отличным экшен-эпизодом. Но важно не только то, что «Пациент» здорово снят и сыгран, закутан в стильный плащ перестроечного триллера, украшен ностальгическими хитами «Аквариума», Владимира Кузьмина и Blondie (в кавер-версии). Пугает и поражает другое: спустя 34 года после описанных событий сериал сохраняет болезненную актуальность.
И дело даже не в недавней пандемии COVID-19, заставившей весь мир противостоять невидимому врагу. СПИД в нашем обществе по-прежнему остается табуированной темой, о нем не принято говорить вслух. И многие продолжают лепить на инфицированных ярлыки изгоев, отверженных, хотя те остаются обычными людьми. Они тоже посещают концерты, женятся и выходят замуж, заводят детей, то есть живут практически полноценной жизнью. Но будем честны: сам факт их существования запросто может выбить кого-то из зоны комфорта. Хотя никто не знает, как вирус попал в их кровь, и не располагает полной информацией о рисках заражения.
Поскольку масштабной просветительской работы на эту тему не ведется, к процессу подключилось кино. «Нулевой пациент» уверенно, эмоционально, неравнодушно донес элементарную, казалось бы, но важную мысль: всегда нужно оставаться людьми. Сильный человек не кичится своей силой. Он использует ее для помощи тем, кому повезло чуть меньше. Вот и надо тратить отпущенный нам век не на разрушение, а на созидание. Творческие поиски. Научные изыскания. Словом, на все то, что может озарить истерзанные сердца светом и подарить надежду на лучшее завтра. И посвящать отчизне души прекрасные порывы надо уже сейчас – ради нашего общего будущего.
Комментарии