Зигмунд Фрейд считал, что психоанализ невозможно изобразить в кино. Может быть, и так, хотя фильмы, в основу которых положены его теории, говорят об обратном: «Заводной апельсин» (1971) Стэнли Кубрика, «Комната сына» (2001) Нанни Моретти, «Черный лебедь» (2010) Даррена Аронофски. В них есть и на что посмотреть, и над чем призадуматься на досуге. Некоторые же режиссеры идут по более простому (или сложному?) пути и снимают фильмы не про теории Фрейда, а про него самого.
Фильм Джона Хьюстона («Умершие», «Моби Дик», «Мальтийский сокол») нельзя назвать в полной мере биографическим. Картина захватывает только первые годы становления психоаналитика и начало его самостоятельной практики. С одной стороны – молодой врач с кажущимися безумными идеями лечения неврозов, к которым он пришел, пугаясь собственных открытий. С другой – когорта старых врачей, не желающих его принимать. А посередине – Сесилия Кортнер, пациентка, на которую все уже махнули рукой. Но не Фрейд.
Роль доктора исполнил Монтгомери Клифт («Нюрнбергский процесс», «Внезапно, прошлым летом», «Наследница»), на которого кинокомпания сразу после съемок подала в суд. Его проблемы со здоровьем привели к простоям и, соответственно, незапланированным издержкам. Но фильм после выхода высоко взлетел, и Клифт только благодаря этому выиграл дело.
«Фрейд» пропитан нуарным настроением, экспрессионистской интеллектуальностью, присущей Жан-Полю Сартру (он написал первую версию сценария), и, конечно же, тонкостями психоанализа.
Тем, кто говорит, что философия и психоанализ – это скучно, явно не хватает в жизни фильма Пинхаса Перри «Когда Ницше плакал». Философы и психиатры – тоже люди с кипящими в душе страстями, бытовыми проблемами и любовью. Неразделенной, ослепляющей, сводящей с ума. Разве что чувствуют они ее по-другому, поскольку пытаются анализировать, а не все эмоции поддаются анализу. Не умея найти логического объяснения своим чувствам, они страдают. И нередко теряют голову.
К доктору Йозефу Брейеру приходит Лу Саломе. Она просит спасти ее друга Фридриха Ницще и избавить его от суицидальных наклонностей. Два великих ума встречаются друг с другом и сразу не сходятся. Постепенно на поверхность всплывают проблемы и самого Брейера – нездоровое влечение к красивым пациенткам, которое конфликтует с долгом перед женой.
Есть в этой запутанной истории и доктор Фрейд – друг Брейера. Последний делится с ним своими странными, болезненно-сюрреалистическими сновидениями. Наблюдая и анализируя «битву умов» со стороны, Фрейд сыграет свою роль при помощи гипноза, которым он увлекался в то время. А исполнил роль доктора Джеми Элман, также снимавшийся в сериалах «Безумцы», «Доктор Хаус» и «CSI: Место преступления Нью-Йорк».
Фильм Дэвида Кроненберга «Опасный метод» снят по мотивам пьесы Кристофера Хэмптона «Лечение разговором», а та, в свою очередь, основана на книге Джона Керра «Самый опасный метод». В центре истории Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, а также их непростые взаимоотношения с пациенткой – красавицей и умницей Сабиной Шпильрейн.
«Опасный метод» – спорный фильм: часть зрителей воспринимает его как комедию, а часть – как серьезную драму. В реальности же в нем есть элементы и того, и другого. Все-таки не стоит совсем уж серьезно изображать Фрейда, иначе мы помрем от скуки. Вот Кроненберг и разбавил интеллектуальную сухость бесед Юнга и Фрейда истериками Сабины, запутанными сексуальными связями и даже деликатной поркой. Все это придает картине эмоциональность и жизнь. Особенно на фоне безукоризненного общества, где все происходит.
Главные роли в «Опасном методе» исполнили Майкл Фассбендер, Кира Найтли и Вигго Мортенсен. Чтобы вжиться в роль Фрейда, Мортенсен прочитал о нем всю литературу и даже посетил дом-музей в Вене. Усилия стоили того: когда впервые видишь его в кадре, сомнений не остается – перед нами самый настоящий Фрейд.
Такого Зигмунда Фрейда вы точно не видели. Дэвид Рюм («Бегство», «Курица – ужин для гурманов») снял черную комедию про графа Гезе фон Кеснема, который для решения своих психологических проблем обращается к Фрейду. Вот только граф этот – старый вампир, и страдает он от депрессии, в которую его вверг многовековой брак с Элизой. Женщина, в свою очередь, печалится от того, что не может увидеть себя в зеркале. Фрейд находит способ излечить обоих – в соответствии со своими убеждениями, что, конечно же, приводит к ряду забавных ситуаций.
Для столь малоизвестной комедии фильм сделан очень хорошо – даже странно, что о нем практически не знают. Хотя Дэвид Рюм не планировал покорять мировые фестивали, а снял «Терапию» скорее для собственного удовольствия. «Терапия для вампира» отличается колоритными персонажами, качественным музыкальным сопровождением, прекрасными костюмами и отличной игрой актеров. Главные роли исполнили Тобиас Моретти, Доминик Олей, Жанетт Хайк, Корнелия Иванкан. Ну а Зигмундом Фрейдом был Карл Фишер.
Зигмунд Фрейд появляется на экране не только в качестве главного героя, но и как второстепенный персонаж, который, между тем, способен двигать сюжет, ничего при этом не делая. Почти.
В «Моем друге Зигмунде Фрейде» режиссера Николауса Лейтнера («Потом тишина», «Черные дни», «Половина жизни») молодой парень Франц (Симон Морзе) приезжает в Вену для работы в табачной лавке старого друга своей матери. Там он знакомится с психоаналитиком, большим любителем сигар. В разговорах с молодым человеком тот дает ему несколько советов, которые позволяют парню привлечь внимание популярной девушки. Фрейд в исполнении Бруно Ганца остается как бы в стороне, но все равно влияет на судьбы, а его теории находят отражение в сновидениях главного героя.
Действие фильма разворачивается на фоне растущей фашистской угрозы. Это выводит банальную, в общем-то, любовную историю на другой уровень, что усугубляется еще и тем, что большинство местных жителей фашистов встречают с симпатией. Тогда как хозяин табачной лавки, где трудится Франц, попадает под удар из-за сопротивления режиму вместе с Зигмундом Фрейдом, имевшим, как известно, еврейское происхождение. Франц до последнего не хочет видеть, что творится вокруг, но в конце концов и ему приходится открыть глаза.
В сериале «Фрейд» знаменитый психоаналитик, которого сыграл Роберт Финстер («Оберегающий моего брата», Стефан Цвейг», «Деньги не пахнут»), переквалифицировался в детективы. Сценаристы превратили его в борца со злом, но при этом не забыли и о реальных фактах его биографии. Здесь Фрейд еще молодой амбициозный доктор, не имеющий веса в медицинском сообществе. Более того, из-за практики гипноза многие коллеги считают его шарлатаном. Фрейд только вернулся со стажировки у психиатра Жана Шарко в Париже, едва сводит концы с концами из-за долгов и регулярно накачивается одним запрещенным веществом, считая его лучшим средством для стимуляции мозговой деятельности.
Тем временем по Вене 1886 года прокатывается серия жестоких убийств: сначала погибают проститутки, после – дети, а затем очередь доходит и до аристократов, погрязших в лености и разврате. Фрейд, ясновидящая Флер (Элла Румпф) и полицейский Альфред Кисс (Георг Фридрих) объединяются в одну команду, чтобы найти убийцу.
К финалу сериал обрастает чертами мистики и становится весьма сумбурным, однако что в нем действительно хорошо, так это атмосфера загнивающей Австрии, стоящей на пороге больших и во многом не очень хороших перемен. А сценаристы явно успели ознакомиться с работами Фрейда – те, кто в теме, без труда увидят отсылки к теориям отца психоанализа в поведении персонажей и антураже.
Картина Мэтта Брауна «По Фрейду» – это блестящий диалог между Зигмундом Фрейдом и писателем Клайвом Льюисом, автором фэнтези-цикла о Нарнии. Полуторачасовой теологический спор на фоне разгорающейся Второй мировой войны. Весь фильм они просто разговаривают, кое-что вспоминают и обмениваются друг с другом своими взглядами на веру в Бога, на смерть и то, что есть (или нет) после нее, на человеческие страхи и нездоровые привязанности, имеющиеся у каждого из них.
Главные роли исполнили Энтони Хопкинс (Фрейд) и Мэттью Гуд (Льюис). На них «По Фрейду» и держится, выстраивает свои теории, не признавая правым или неправым ни того, ни другого. В этом прелесть фильма – он не пытается что-то навязать зрителю, а дает ему право самому решить, чью сторону стоит занять.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…