10 независимых фильмов и одна игра, которые сделали главного героя «Властелина колец» успешным хоррормейкером.
В российский прокат вышел «Цвет из иных миров» — очередная экранизация произведения Говарда Лавкрафта (на этот раз — с обезумевшим от инопланетной цветомузыки Николасом Кейджем), созданная при поддержке компании SpectreVision. За последние годы фирма создала немало любопытных хоррор-проектов, включая «Мэнди» и «Девушка возвращается одна ночью домой». Наиболее известным представителем SpectreVision является ее креативный директор Элайджа Вуд, который в 2010-х начал все более активно участвовать в хоррор-жанре, сначала как актер, а затем и как продюсер. О том, как Фродо из «Властелина колец» превратился в успешного хоррормейкера — в специальном материале «КиноРепортера».
Для начала стоит напомнить, что Элайджа Вуд и хоррор были связаны задолго до того, как актер прославился в экранизации толкиновской трилогии. Еще в 1993 году двенадцатилетний Вуд появился в триллере «Хороший сын» вместе с Маколеем Калкином, который играл малолетнего манипулятора-убийцу — за эту роль Вуд, кстати, получил престижную Saturn Award как лучший молодой актер. Затем в 1999-м Вуд снялся у культового на тот момент Роберта Родригеса в «Факультете» — в роли всеми презираемого неудачника, который обнаруживает, что его родную школу захватили паразиты из космоса. Даже став всемирно известным благодаря «Властелину колец» Питера Джексона, Вуд не забыл про свой любимый жанр, и в 2005-м был замечен в «Городе грехов» старого знакомого Родригеса — в роли безмолвного маньяка. Но только с началом десятых Вуд начал воплощать свой интерес к хоррорам в новом качестве. В 2010-м он вместе с двумя партнерами основал компанию SpectreVision, и стал продюсировать различные инди-хорроры, многие из которых оставили заметный след в истории жанра.
«Жабья тропа» (2012)
Первый фильм, дистрибуцией которого занималась SpectreVision (тогда компания называлась The Woodshed) — авторский проект Джейсона Бенкера, который выступил сценаристом, режиссером и одним из продюсеров. Хоррор основан на городской легенде о «жабьей тропе» — дороге, ведущей прямиком в ад. Фильм получил достаточно высокие оценки критиков, которые впечатлились сочетанием мистики и драмы в проекте о жизни наркоманов, и даже имел ограниченный кинотеатральный прокат на американском рынке.
«Генератор сигналов низкой частоты» (2013)
Второй фильм компании Вуда — шведская фантастика про музыканта по имени Роберт, внезапно обнаружившего, что он может гипнотизировать людей с помощью звуков. По своему настроению это не столько фантастический хоррор, сколько черная комедия, исследующая вопрос о том, как далеко можно зайти в злоупотреблении властью, если не встречать никакого сопротивления. Тема вполне традиционная, но неплохо обыгранная режиссером и сценаристом Антонино Тубленом за счет сюжета, в котором главный герой, несмотря на свои сверхспособности, постоянно попадает в нелепые ситуации.
«Кутис» (2014)
https://youtu.be/s3qz2VrGMTI
«Кутис» — первый хоррор Вуда-продюсера, где он сыграл одну из главных ролей. Фильм дебютировал на «Сандэнсе», получил ограниченный прокат и сдержанные критические отзывы, хотя многие отмечали актерские работы и роль самого Вуда. Здесь он играет, по сути, позврослевшую версию своего персонажа из «Факультета» — тихого, забитого учителя, который в момент кризиса превращается в героя, спасающего коллег от толп детей-зомби. Фильм вышел действительно неровным: сценарий, одним из авторов которого был Ли Уоннел (сценарист «Пилы» и «Астрала») — достаточно бодрый, но ленте порой отчаянно не хватало драйва, и она не всегда умело балансировала на грани зомби-хоррора и производственной комедии про учительские будни. Кстати, «Кутис» — копродакшен США и России: производством ленты также занималась компания Гевонда и Сарика Андреасянов Enjoy Movies (фильм доступен на их YouTube-канале).
«Девушка возвращается одна ночью домой» (2014)
Еще один сандэнсовский фильм, к созданию которого приложила руку SpectreVision — «первый иранский вампирский вестерн», как его называли в прессе, дебютный фильм Аны Лили Амирпур («Плохой выводок»), с запоминающейся стильной черно-белой картинкой и феминистским месседжем. Фильм немедленно обрел культовый статус, получил адаптацию в виде графического романа и аж две версии саундтрека — официальную и альтернативную, записанную бельгийской группой The Black Heart Foundation.
«Открытые окна» (2014)
Десктоп-хоррор Начо Вигалондо («Петля времени», «Моя девушка — монстр») стал для испанца первым англоязычным проектом и запомнился главным образом тем, что главную женскую роль — актрисы, скрывающейся от поклонника-сталкера — сыграла небезызвестная Саша Грей. Элайджа Вуд был не только одним из продюсеров, но и выступил в роли фанатика, охотящегося за героиней. В широкий прокат «Открытые окна» не вышли, да и критики не слишком восторгались режиссурой — хотя и отметили игру Грей с Вудом, на которой, по сути, и держится весь фильм.
«Мальчик» (2015)
Этот малобюджетный авторский проект Крейга Уильяма Макнейла — совместное детище SpectreVision и Chiller Films (кабельного канала, посвященного хоррору), для которого создателям удалось заполучить далеко не последних актеров — вроде Дэвида Морса («Зеленая миля», «Рога») и Зулейки Робинсон («Идальго»). Однако в центре сюжета остается персонаж Джареда Бриза — девятилетний мальчик по имени Тед, который отдаляется от отца-алкоголика и все больше времени проводит со своим странноватым новым другом Уильямом в исполнении Рэйна Уилсона («Мег: Монстр глубины»). Хотя фильм можно считать хоррором, он в большей степени представляет собой детальное исследование детской жестокости, в которое вплетены отчетливые драматические нити.
«Сальный душитель» (2016)
Еще одна хоррор-комедия, выпущенная SpectreVision, но, в отличие от фильма «Кутис», намного более бескомпромиссная. Это история о серийном убийце (и патологическом лжеце) Ронни, который живет с великовозрастным сыном Брэйденом, устраивает пешие диско-туры (не спрашивайте) и время от времени душит людей в округе, предварительно обмазавшись жиром. Однажды Брэйден даже заводит девушку, но их крайне своеобразной семейной жизни приходит конец — с плачевными последствиями. Дебютная работа Джима Хоскинга («Азбука смерти 2») получила традиционную для проектов Вуда премьеру на «Сандэнсе», но даже дружелюбно настроенные критики называли ее «фильмом не для всех». Чтобы понять почему, достаточно посмотреть трейлер.
«Мэнди» (2018)
Самый известный проект SpectreVision, моментально ставший культовым — фантасмагорический revenge movie, снятый визионером Паносом Косматосом с потрясающим (без шуток) Николасом Кейджем в роли мстящего за убитую жену лесоруба. «Мэнди» можно считать не только одной из лучших ролей Кейджа, но и одним из самых известных хорроров уходящего десятилетия, вобравшим в себя едва ли не все ключевые жанровые тренды — от возрождения эстетики восьмидесятых до многочисленных фанатских отсылок к классическим фильмам ужасов. И от Кейджа, последние годы снимающегося, кажется, везде, куда ни позовут, до композитора Йоахана Йоханссона и группы King Crimson в саундтреке.
«Дэниел ненастоящий» (2019)
Этот фильм выглядит как своеобразный гибрид «Мэнди» и более раннего «Мальчика»: от первого досталась яркая цветовая палитра и кое-какие отдающие психоделикой визуальные решения, от второго — тема детской жестокости и «странных друзей», которую здесь, правда, преподносят в несколько ином ключе. Это история взросления одинокого Люка и его верного друга Дэниела — которого, на самом деле, придумал сам Люк. Со временем эта дружба станет все более крепкой… и опасной, прежде всего — для окружающих. Режиссер Адам Иджипт Мортимер («Что-то наподобие ненависти») свой второй полный метр снимает не как прямолинейный хоррор, а скорее, как триллер о медленно нарастающей психопатии. Роль Дэниела, кстати, исполнил Патрик Арнольдович Шварценеггер.
«Цвет из иных миров» (2019)
Еще один проект SpectreVision с Николасом Кейджем в главной роли, явно нацеленный на безмерную эксплуатацию его популярности, которая открыла новый виток с «Мэнди». При ближайшем рассмотрении «Цвет из иных миров» предстает не попыткой скопировать чужой успех, а самостоятельным произведением. Что немудрено: режиссер Ричард Стэнли («Железяки») хотел экранизировать один из самых известных рассказов Лавкрафта долгие годы, и даже многочисленные визуальные фишки, явно отсылающие к той же «Мэнди» или «Нечто», не позволяют говорить о вторичности фильма. Главным образом из-за того, что Стэнли выбирает собственную тональность для рассказа, показывая, как медленно разрушаются человеческие связи из-за воздействия инопланетного гостя.
Бонус: Transference (2018)
Это единственный на данный момент видеоигровой проект компании, созданный в сотрудничестве с известным издателем Ubisoft. Изначально игра была придумана для виртуальной реальности и, подобно всем проектам SpectreVision, является хоррором. На этот раз действие происходит внутри симуляции, основанной на воспоминаниях Реймонда — гениального ученого с «проблемами» ментального характера. На игрока ложится задача восстановить историю семьи ученого и попытаться наладить жизнь ее членов, собирая разрозненные фрагменты воспоминаний. При этом персонажи в игре представлены в виде видеовставок, удачно вписывающихся в трехмерное окружение. Психологический хоррор приняли тепло (номинация «Лучшая VR-игра» 2019 года в рамках Golden Joystick Awards и 77 процентов положительных отзывов в Steam), а ругали в основном за короткую продолжительность и неудобное управление в виртуальной реальности.
Хоррор «Цвет из иных миров» уже идет в кинотеатрах. Комедийный триллер «Иди к папочке», где Вуд играет главную роль, выйдет в прокат 27 февраля.
Комментарии