Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Кино > «Вот и все, что я могу сказать»: Почему в США разлюбили «Форреста Гампа»

«Вот и все, что я могу сказать»: Почему в США разлюбили «Форреста Гампа»

16 февраля 2020 /
«Вот и все, что я могу сказать»: Почему в США разлюбили «Форреста Гампа»

Оскароносная трагикомедия Роберта Земекиса впервые вышла в российских кинотеатрах.

В прошлом году исполнилось 25 лет «Форресту Гампу» — драмеди Роберта Земекиса стало триумфатором «Оскара» и, по мнению многих критиков, лучшим фильмом десятилетия. Однако со временем всеобщая любовь в Америке сменилась порицанием в СМИ.

История мальчика «с особенностями», который пережил критическое время американской истории прошлого века и к тому же преуспел, по замыслу создателей должна была остаться вневременной притчей о победе торжествующего духа над немощной плотью. Однако выяснилось, что старые штампы сегодня, когда мир сталкивается с новыми вызовами, не работают. Рассказываем, что смущает американскую прессу в «Форресте Гампе» сейчас.

Неправильная инклюзивность

Вся коллизия фильма возникает из того, что главный герой — не от мира сего. Нам прямо говорится, что у Форреста очень низкий IQ, поэтому зрители воспринимали героя как глуповатого от природы. При этом никакой диагноз Гампа не проговаривается, а фактически он сочетает в себе черты высокофункционального аутиста и человека с ДЦП (он вынужден носить на ногах железные скобы, которые в ключевой момент фильма магически отбрасываются). Короче говоря, Форрест стал собирательным образом блаженного дурачка. Такая подача стигматизирует людей с теми или иными особенностями, что сегодня выглядит неприемлемым.

Проблемы воспитания

Мать Форреста учит ребенка преодолевать трудности. Несмотря на специфические черты сына, она настаивает на его обучении в обычной школе, вступая ради этого в сексуальную связь с директором. Совсем юный Гамп становится свидетелем этой сцены и, видимо, понимает, что его место в классе «куплено». В то же время возможные последствия «материнской заботы» максимально сглажены, а неприязнь со стороны одноклассников обозначена лишь парой штрихов. Впрочем, как раз преследование школьных задир побуждает его научиться ходить без подпорок и даже бегать в знаменитой сцене «беги, Форрест, беги!». Так проявляется традиционалистское представление о закалке испытаниями, что неприемлемо в нынешних реалиях. В фильме издевательства сверстников делают героя сильнее, но в реальной жизни буллинг не приводит ни к чему хорошему, все наоборот.

Врожденный конформизм

Форрест всегда поступает так, как ему скажут. Практически все предложения со стороны принимаются им беспрекословно, включая членство в команде по бейсболу или пинг-понгу, службу в армии и последующее участие во вьетнамской войне. Далее следуют политические кампании и рекламные контракты — всюду Форрест оказывается идеальной боевой единицей, пареньком, не задающим вопросов и готовым бесплатно подписаться на что угодно. И самое главное, он преуспевает во всем. Спортивный чемпион, герой войны, наконец, мультимиллионер — успех приходит к герою благодаря бездумной исполнительности. Доведенное до крайности воплощение американской мечты тем больше раздражает публику, чем дальше эта мечта от обывателя в реальной жизни.

Наивный консерватизм

Взбудораженные актуальной политической повесткой зрители не готовы довольствоваться полутонами. С фабульной точки зрения фильм Земекиса просто упивается ценностями старой-доброй Америки. Жизненный уклад тихого алабамского домика подается как должное, а необычный ребенок хорош лишь поскольку он соответствует принятым нормам. Наиболее ярко это проявляется в намеренном противопоставлении судьбы Форреста и его возлюбленной, бунтарки Дженни. Хиппи, выступавшая против войны во Вьетнаме, богемная тусовщица позднее — она выглядит женщиной, бессмысленно потратившей жизнь, которую судьба в придачу наградила СПИДом за разгульную юность. Вообще, время американских перемен в 1970-е годы показано как враждебное, на контрасте с райским детством ранних 1960-х и успокоением 1980-х, когда к власти пришел президент Рейган. Фильм середины 1990-х, созданный во время максимального экономического благополучия «бумерской» Америки, утверждал святость неизменного порядка вещей и традиционных ценностей, символом которых стал простодушный добряк Гамп.

Роль женщины

Как уже сказано, мать героя фактически продает себя ради блага семьи. С другой стороны, в обычной жизни она показана патриархальной домохозяйкой с предрассудками, неотъемлемыми от «житейской мудрости». Еще проблемнее образ Дженни, которую в детстве растлил отец, в результате чего она «закономерно» стала стриптизершей. Девушка ведет беспутную жизнь и лишена устремлений. Отказ выйти замуж за Гампа воспринимается как беда Дженни. Невинная в глазах героя, развратная в глазах мира — сильно изношенный образ роковой женщины. Сексуальная революция усилила важность расщепления образа мадонны-блудницы, заставив женщин, начиная с 70-х годов бороться с худшими аспектами обоих типажей. Тем более что в фильме нет альтернативной героини (мать Форреста на эту роль не подходит), или вообще другого значимого женского персонажа. Хуже только карикатурные проститутки, издевающиеся над Форрестом и его другом-калекой.

Сексуальная неловкость

Утрированная сексуальная невинность героя помешала Земекису выстроить романтическую линию, которая так необходима хорошей голливудской истории. Сюжет требовал хотя бы некоторой откровенности в изображении интимных моментов, что конфликтовало с идеей об «особенностях» Форреста. Сексуальная жизнь саванта — скорее тема для артхаусного кино, нежели блокбастера от Paramount. В результате мы сперва наблюдаем героя в детстве, который узнает про связь матери с директором, в юности у него происходит неловкий петтинг с возлюбленной (в присутствии соседки по общежитию), и, наконец, еще через годы, Дженни как бы из жалости занимается с Форрестом сексом, чтобы наутро сбежать. А позже вернуться к нему с ребенком. Вскоре Дженни умирает от СПИДа, что порождает вопросы о здоровье новорожденного сына. Короче говоря, сегодня подобные, снятые на голубом глазу эпизоды, вызывают легкую оторопь.

Фейковая реальность

Несмотря на вроде бы патриотически-консервативную подоплеку фильма, его исторический контекст весьма упрощен. Форрест Гамп как-то случайно участвует в ключевых для Америки событиях: новые на тот момент компьютерные технологии помогли поместить Тома Хэнкса в хроникальные кадры. Война, протесты, борьба за гражданские права — все это оставляет самого героя совершенно равнодушным. Как и встречи с чередой американских президентов или со знаменитостями: оказывается, именно маленький Форрест, танцующий на протезах, подсказал Элвису его движения на сцене, а Леннона Гамп натолкнул на сочинение великой песни «Imagine». И все это сегодня кажется несерьезным: драмы Америки оказались фоном простой и бесцельной жизни. «Форрест не делает заявления!», — пишут сегодня американские критики. Действительно, метафорой всего фильма можно считать эпизод, где Гамп оказывается на сцене хипповского митинга в Вашингтоне и должен толкнуть речь про Вьетнам, но какой-то старый вояка отрубил микрофон, поэтому из выступления не слышно ни слова. «Вот, что я могу сказать о войне во Вьетнаме», — невозмутимо резюмирует он. Когда герой отправляется на пробежку по Америке, за ним следуют «апостолы», убежденные, что его действия имеют политическую или философскую подоплеку. Но ничего подобного: парень просто бежит и просто устает, просто живет, а там, наверное, и просто умирает, без борьбы или идеи.

«История, увиденная глазами идиота, предстает идиотической», — в сердцах высказываются журналисты. Конечно, Форрест Гамп — не князь Мышкин. Однако здесь как раз можно увидеть политическую сатиру. Получается, что успеха в Америке может достигнуть только Иванушка-дурачок, а все ее марши, рекорды и войны не имеют смысла. И такой точки зрения «Форресту Гампу» сегодня не простят.

«Форрест Гамп» уже в прокате. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: