Только что на одной отечественной онлайн-платформе завершился сериал «Тяни, Сундук». Тогда как на другой отечественной онлайн-платформе стартовал сериал «Макс и Гусь». Казалось бы, что здесь такого? Сериалам в принципе свойственно завершаться. Как и стартовать. Но штука вот в чем: события обоих произведений разворачиваются в одной вселенной. О чем рядовой зритель, даже посмотревший оба шоу, может и не подозревать. Мимо такой несправедливости мы не имеем морального права пройти, поэтому докладываем подробно, кто такие эти Сундук и Макс с Гусем и откуда они взялись.
Началось все в 2015 году в Пензе, когда бывший кавээнщик, капитан команды «С.У.Р.А.» Семен Молоканов и его друг Антон Карпушкин организовали маленькое совместное предприятие «ПензФильмМаш» с целью создания развлекательного контента. Проще говоря, принялись пилить смешные ролики на ютубе в формате коротеньких бытовых зарисовок из жизни молодой пары, где он – типичный гопник по имени Зёма, а она – типичная гламурная фифа по имени Мила. На контрасте их характеров и строилась драматургия, а YouTube-канал получил соответствующее концепции название «Красавица и чудовище».
Ролики быстро набирали популярность. Уже в 2016-м исполнителя главной мужской роли, вышеупомянутого Молоканова, и исполнительницу ведущей женской роли Милу Сайфутдинову пригласили на ток-шоу Первого канала, где ведущий Александр Гордон резко раскритиковал качество их контента и крайне грубо высказался о тех, кто подобное потребляет. Тем не менее количество подписчиков канала «Красавица и чудовище» продолжало расти. Также постепенно росли – в творческом плане – и сами ребята из «ПензФильмМаша». Так что в какой-то момент незатейливый формат скетч-шоу стал для них тесен.
В феврале 2018 года на канале публикуется дебютный эпизод веб-сериала «Зёма», во многом основанного на предыдущих наработках. В центре – опять Зёма и Мила, но на деле это уже совсем другие персонажи. Завязка следующая: харизматичный маргинальный парень встречает девушку и сразу же в нее влюбляется. Далее на протяжении семи эпизодов, в среднем минут по десять каждый (с учетом вступительных и заключительных реплик Куража-Бамбея), он изо всех сил старается добиться ее расположения, но постоянно встревает в нелепые комичные ситуации.
Помимо Зёмы и Милы в сюжете фигурируют Зёмины закадычные друзья: добродушный пухляш Сундук (Денис Сундуков) и потешный картавый выпендрежник Тяпа (Артем Бординов). Плюс иные колоритные персонажи, преимущественно связанные с мелким криминалом. Базовая концепция «Красавицы и чудовища» никуда не делась, но облачилась в чуть более сложную форму: смесь ромкома с приключениями простых пацанов с района. Сделано это по-прежнему кустарно, на коленке, но с душою и выдумкой, и такими же простыми пацанами с района. Потому-то, собственно, «Зёма» и выстрелил. Да так оглушительно, что уже через несколько месяцев, в августе того же 2018-го, были запущены съемки второго сезона.
В последовавшем ровно через год сиквеле тональность и жанр резко меняются: «Зёма» внезапно телепортируется в лихие 1990-е. Главный герой – родной отец Зёмы. Его играет все тот же Семен Молоканов, остальной каст тоже на месте, только роли у всех новые. Практически весь сезон, крепко выдержанный в духе сериалов про бандитов с НТВ, представляет собой флешбэк и одновременно приквел к третьему сезону, в котором Зёме предстоит разгребать последствия того, что когда-то наворотил его предок.
К третьему сезону «Зёма» окончательно окреп, заматерел, расправил крылья и полетел. Теперь уже все по-взрослому: приличный уровень продакшна, несколько ловко переплетенных сюжетных линий, мощная драма, здоровый пафос и известные актеры в ключевых ролях. В частности, Никита Кологривый сыграл одного из главных злодеев – наглого циничного руководителя букмекерской конторы Макса, метящего в наркобароны. Он когда-то упек в тюрьму своего бывшего товарища и компаньона, талантливого спортивного аналитика Гуся (Владимир Карпук).
Эволюционировал и Зёма. Отныне он не тот беззаботный озорной весельчак, каким был когда-то. К финалу сезона он трансформируется в настоящего народного героя. Зёма претендует стать голосом поколения 30-летних, от лица всех честных парней давая отпор зарвавшимся мажорам. Которых, в свою очередь, представляет злодей Макс в исполнении Кологривого.
«Зёма 3» закончился на духоподъемной ноте, но сворачивать лавочку никто и не думал. В конце декабря 2022-го сериал прирос часовым праздничным спецэпизодом – «Зёма 3: Новогодний замес». Это снова приквел, и состоит он из двух параллельных, почти не пересекающихся сюжетов. В одном Зёма, Тяпа и Сундук отправляются в зимний лес на поиски елочек для продажи. Во втором Макс и Гусь, будучи еще не разлей вода, решают подработать Дедом Морозом и Снегурочкой. И, как водится, решение это переворачивает их жизни. Основная задача эпизода – пролить свет на то, как Макс превратился в такого омерзительного подонка. С чем он полностью справляется.
И вот, наконец, мы подошли к тому, из-за чего весь этот разговор и завели, – к «Тяни, Сундук» и «Максу и Гусю». Как нетрудно догадаться, «Тяни, Сундук» – спин-офф, посвященный корешу Зёмы Сундуку. Действие происходит в деревне Антоновка Пензенской области, где Сундук живет припеваючи. Но тут какие-то негодяи повадились природу в окрестностях отходами загрязнять, и никто не хочет ничего с этим безобразием делать. Чтобы обратить внимание общественности на назревающую экологическую катастрофу, Сундук придумывает хитрый план: организовать чемпионат по рыбалке. Все, мол, тогда увидят, как речку загадили.
В процессе ему приходится преодолевать различные злодейские козни и на ходу придумывать остроумные аферы, прибегая к помощи односельчан. Попутно Сундук налаживает контакт с зазнобой-продавщицей и помогает субтильному городскому мальчишке охмурить местную девочку (под это дополнительная побочная линия выделена). Благодать, пастораль, правильная экоповестка, заряженная на самогон, удачный клев и знойный дачный отпуск. Иными словами, исключительно приятная, на завидном расслабоне душевная комедия, которая неплохо смотрится и вне контекста «Зёмы» (Зёма и Тяпа на экране появляются, но лишь в камео). Даром что экспозиция в «Тяни, Сундук» практически отсутствует – зрителя сразу швыряют в гущу событий.
Про «Макса и Гуся», увы, ничего такого хорошего не скажешь. Прежде всего, нужно отметить, что «ПензФильмМаш» к этому сериалу уже отношения фактически не имеет. Его производством занималась компания «Ящер пикчерс», которая, строго говоря, подхватила проект еще на третьем сезоне (и во многом довела до ума), ну а разработку этого спин-оффа взялась уже самостоятельно курировать. Кроме того, должность креативного продюсера занял Никита Кологривый – актер, безусловно, талантливый, но в последнее время его как будто сильно заносит. Чему «Макс и Гусь» наглядное свидетельство.
После событий «Новогоднего замеса» проходит несколько лет. Макс уверенно следует дорогой морального разложения и однажды оказывается должен серьезным дядям серьезные деньги. Во избежание неминуемых последствий он крадет у других серьезных дядей и оказывается должен уже им, и так по замкнутому кругу. Такая вот нехитрая схема, из которой в теории могло бы что-нибудь дельное получиться, но вышло что-то крайне невразумительное.
Причина – в неординарном подходе авторов к постановке. Артистам, в том числе Никите Кологривому, предоставили полную свободу импровизации, чем на светской премьере хвастался со сцены Владимир «Гусь» Карпук. В результате «Макс и Гусь» превратился в сочиняемый на ходу капустник, где разные отечественные кинозвезды, в диапазоне от Прилучного и Чеботарева до Епифанцева и Калюжного с татуированным лицом, водят хороводы вокруг беснующегося, люто переигрывающего, напропалую матерящегося Кологривого. Зрелище, что и говорить, удручающее. Даже бонус в виде абсолютно голой Настасьи Самбурской не спасает положение.
Но самый большой, прямо-таки критический промах создателей «Макса и Гуся» заключается в том, что они даже не удосужились вникнуть, почему «Зёма» нравится людям. А ведь все элементарно: «Зёма» нравится людям потому, что он им близок. «Зёма» общается со зрителем, как бы банально это ни звучало, на понятном ему языке, поднимая насущные темы, и общается на равных, по-честному. Без кологривых кривляний и натужных подражаний Гаю Ричи.
Надлежит еще отметить, что YouTube-канал, на котором «Зёма» родился, по сей день активно развивается и разросся до целой сети. Где и у Тяпы есть свой видеоблог, и другие новые форматы периодически появляются, включая кино про зомби, а количество подписчиков давно перевалило за 3 миллиона. А «ПензФильмМаш», помимо прочего, делает масштабное реалити-шоу для ТНТ в Дубае с Павлом Волей. Неслабо так раскрутились бывшие пензенские кавээнщики, да? И кто-то еще смеет сомневаться, что Россия – страна возможностей.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…