Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Загадочная лихорадка, семейные неурядицы и фантастика на грани фола: 10 лучших фильмов на краю света

Загадочная лихорадка, семейные неурядицы и фантастика на грани фола: 10 лучших фильмов на краю света

3 сентября 2019 /
Загадочная лихорадка, семейные неурядицы и фантастика на грани фола: 10 лучших фильмов на краю света
Кадр из фильма «Я была дома, но…»

Вернер Херцог, Мати Диоп, Ангела Шанелек и другие на Сахалинском МКФ.

С 23 по 30 августа прошел очередной Сахалинский международный кинофестиваль «Край света» — событие не самое крупное в мире кино, но достаточно интересное с точки зрения представленной программы. «КиноРепортер» побывал на острове и делится подборкой из десяти лучших фильмов, показанных на форуме.

«ООО «Семейное счастье»»

Вернер Херцог уже второй раз в этом году покоряет российские фестивали: его картина «Встреча с Горбачевым» закрывала Московский международный кинофестиваль, а новинка «ООО «Семейное счастье»» стала фильмом открытия на Сахалине. В основу свежей работы легла статья Рока Морина об удивительном японском сервисе: за деньги можно получить «в аренду» друга или родственника. Речь не идет об интимных отношениях — скорее, о приятном времяпрепровождении, которое, правда, может вылиться в определенные проблемы. Так главный герой псевдодокументальной картины играет роль давно пропавшего отца девушки, и постепенно сталкивается с тем, что она к нему сильно привязывается, что, конечно же, может создать трудности.

Неказистая (на первый взгляд) лента повествует об одной известной проблеме — человеческом одиночестве, которое дает о себе знать даже в таком густонаселенном городе, как Токио. И, казалось бы, шутливая лента, в которой, к примеру, могут нанять специального человека, который получает за вас выговор от начальства, в итоге оборачивается глубоким размышлением о том, куда движется современное общество.

«Земля»

Действие фильма разворачивается спустя шесть лет после эскалации насилия на острове Шри-Ланка: в конце 1980-х там действовали эскадроны смерти, жестоко расправлявшиеся с противниками режима. Одной из жертв оказался студент, которого похитили посреди ночи из собственного дома. Его мать уверена, что юноша жив и пытается добиться правды через суд — она сумела опознать одного из напавших.

Вторая картина Висакеши Чандрасекарама рассказывает о трагических событиях через призму личного восприятия: с подкупающей честностью фильм срывает покровы и выставляет не в лучшем свете обе стороны конфликта. В гражданской войне виноват каждый причастный, и от этого, по мнению автора, никуда не деться. В итоге главная героиня, обыкновенная прачка, лишившись единственного сына, в итоге приходит к прощению его убийц — потому что ненависть порождает ответную ненависть, и зло лучше забыть.

«Атлантика»

Строители башни неподалеку от Дакара бастуют: вот уже третий месяц никто не платит им зарплату, и положение и без того бедствующих работяг становится все хуже. Не видя альтернативы, группа молодых строителей решается на отчаянный шаг: на лодке покинуть страну в попытке найти лучшую жизнь в Испании. Один из них, Сулейман, оставляет позади любимую девушку Аду, которая вот-вот должна выйти замуж за другого. И без того странная и непростая ситуация становится еще сложнее после того, как жителей города охватывает загадочная лихорадка и приступы лунатизма. Парни вернулись — просто не так, как многие думали.

Фильм Мати Диоп, получивший приз жюри на Каннском кинофестивале, прошел на Сахалине довольно тихо: возможно, виной тому достаточно сложное сплетение сразу нескольких пластов истории. Помимо бесправности низкоквалифицированных рабочих, тут поднимается немало других актуальных тем — от критики современного общества до вечной темы любви с добавлением необычной мистики. Бонусом идет интересная картинка и яркая оптика оператора Клер Матон. В российском прокате фильм окажется в ноябре этого года.

«Девочка-спутник и пятнистая корова»

Интересным образцом азиатской анимации оказалась картина корейского режиссера Чана Хен Юна «Девочка-спутник и пятнистая корова», сочетающая в себе, казалось бы, несочетаемые элементы. Главными героями выступают заявленные в названии спутник «КИТСАТ-1», волшебным образом на земле превратившийся в девушку, и бывший поэт Кен Чон, из-за неразделенной любви превратившийся в дойную корову. За последним, к тому же, охотятся двое: злой волшебник, мечтающий украсть у Кен Чона печень с помощью магического вантуза, и ходячая печь для мусора по прозвищу Сжигатель. Сверху это все приправлено добрым Мерлином, превращенным в рулон туалетной бумаги и целым ворохом не менее диких героев.

Самое примечательное в этом довольно бюджетном мультфильме — взгляд на непривычную картину мира родом из Азии. И если японскую анимацию сегодня знают все, то корейская в новинку. Интересно, что все странности на деле имеют под собой вполне очевидные объяснения: так, к примеру, волшебная туалетная бумага выступает одновременно и как критика экологической ситуации (Мерлина вместе с деревом превратили в бумагу, а на том месте ныне поле для гольфа), и как демонстрация пользы туалетной бумаги, которой в Корее пользуются не только по прямому назначению (о чем поведал сам режиссер), а и во множестве других случаев.

«Боги Моленбека»

Единственная полностью документальная лента в основном конкурсе ничуть не проигрывает своим игровым собратьям в выразительности и яркости. Отправной точкой для фильма стали размышления шестилетнего мальчика Аатоса, который пытается осознать природу и существование богов. Диалог его строится с ровесником и соседом Амином, семья которого исповедует ислам, и большая часть фильма состоит именно из этих размышлений, перемежающихся бытовыми сценками и тем, как Аатос периодически переодевается в различных языческих богов. Все это запечатлено довольно «интимной» камерой Ханну-Пекка Витикайнена, не боящегося подходить на минимальное расстояние к героям фильма., выдавая кадры, способные украсить любую художественную картину.

Примечательно, что влияние режиссера Реетты Хутанен на детей минимально: будучи уроженкой Финляндии, она попросту не понимала мальчишек, говорящих на французском. Еще одним интересным моментом является то, как реальность внесла свои коррективы в изначальную историю: крупный теракт, произошедший в Моленбеке примерно в то же время, когда снимался фильм, в итоге оставил крупный след на всем повествовании. Помимо роли богов в жизни, дети отдельно стали задаваться сложными вопросами жизни и смерти, а также о том, какие разные лица может принимать ислам.

«Виварий»

Единственная жанровая картина в основном конкурсе. В центре сюжета — злоключения молодой пары, неожиданно для себя оказавшейся запертой в странном и до смешного однотипном жилом комплексе, из которого никак не удается выбраться. Все дома выглядят так, словно сошли с одной картинки: идеальные по форме облака, зеленые стены, ровно подстриженный газон и все, что нужно для жизни — включая ребенка, который появляется на второй день в картонной коробке с припиской: «Чтобы выбраться, его нужно вырастить».

Лоркан Финнеган сумел довольно изящно воплотить почти все страхи современного общества: начиная от ужаса перед ипотекой («А вдруг это не то жилье, о котором я мечтал, и мне все равно придется платить за него десятилетиями без возможности его сменить?») и заканчивая глубоко несчастными отношениями в разваливающейся молодой семье, где первичную радость заменила жутковатая и тошная рутина. Ко всему вышеперечисленному добавлен ужас неизвестности и тонкий юмор, что в сумме складывается в яркую и неординарную картину, избегающую большинства привычных штампов и ходов.

«Я была дома, но…»

Новая работа Ангелы Шанелек осталась, наверное, самым непонятым сахалинским зрителем фильмом: с медленной семейной драмы, снятой по заветам Берлинской школы, ушла половина зала. История подается фрагментарно и требует от зрителя не только большой внимательности, но и определенной вовлеченности и желания разобраться в происходящем: так по косвенным деталям и крошечным дозам информации можно понять, что у главной героини, Астрид, пропал сын, который появился так же неожиданно, как и исчез. На этом проблемы не заканчиваются, и женщина буквально чувствует, как контроль над собственной жизнью утекает сквозь пальцы, оставляя ее ни с чем.

Статичная камера, минимум диалогов и запутанный сюжет, в котором перекликаются размышления о современной роли актера, детская постановка Шекспира и непростые отношения матери с взрослеющим сыном. Фильм работает на множестве слоев и задает немало вопросов — и при этом не дает на них ответы. Разобраться в увиденном способен не каждый зритель.

«Отец»

В противовес предыдущей картине самым зрительским фильмом фестиваля стал «Отец» Кристины Грозевой и Петара Вылчанова. Незамысловатая болгарская лента повествует о непростых днях отца и сына, которые только что пережили смерть матери. Старшему мужчине в семье не дает покоя, что перед кончиной жена не успела сказать ему что-то важное по телефону, и он решает отправиться к местному медиуму в поиске ответов.

Эта лента о том, насколько трудно даже родным людям найти общий язык — и сколько проблем это может повлечь. Программный директор фестиваля Алексей Медведев перед показом картины сказал, что этот фильм о нем — и на выходе было немало зрителей, отозвавшихся о картине в тех же словах, что и принесло ей в итоге приз зрительских симпатий.

«Принадлежность»

Бурак Чевик, молодой турецкий режиссер, представил фильм, основой для которого стало реальное убийство в его семье. Половина картины состоит из пересказа событий, приведших к кровавой развязке, на фоне мест, в которых они происходили, а следом фильм переключается на художественную реконструкцию первой встречи виновников — девушки и парня.

Влюбленные замышляют убийство матери девушки: по словам последней, только со смертью родительницы они смогут пожениться и быть счастливы. Что по-настоящему двигало девушкой и чем закончилась вся история фильм не рассказывает, оставляя не только простор для фантазии, но и право героев на частную жизнь — все же в основе лежит реальная история. При этом куда интереснее, чем сама история, здесь именно контраст, возникающий между документальной и игровой составляющей: при том, что зритель узнает развязку событий, не проникнуться симпатией к молодым людям, говорящим о пустяках и тихо завтракающим вместе попросту невозможно. Что и было целью, по признанию режиссера картины.

«Приют»

Кабул, конец 1980-х. Юных беспризорников, в числе которых и Кодрат, собирают по улицам и отправляют жить в приют. Афганистан раздирает война, но у власти еще держатся Советы. Дети же продолжают жить, несмотря на все трудности: в приюте есть своя сложная иерархия, и далеко не всем там живется легко. Кордат, впрочем, чувствует себя довольно комфортно, компенсируя недостатки приютской жизни богатой фантазией, из-за чего происходящее иногда напоминает болливудские мюзиклы.

В основу картины лег неопубликованный дневник Анвара Хашими, причем это уже второй из запланированных пяти фильмов об этом герое — в 2016 у Шарбану Садат, режиссера картины, вышла картина «Волк и Овца». «Приют» не претендует на какое-либо откровение — это простая и небольшая история о стране глазами детей, которым пришлось слишком рано взрослеть, пытаясь как-то сохранить внутреннюю чистоту в мире, где это попросту невозможно.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: