Загадочная лихорадка, семейные неурядицы и фантастика на грани фола: 10 лучших фильмов на краю света | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Кино > Загадочная лихорадка, семейные неурядицы и фантастика на грани фола: 10 лучших фильмов на краю света

Загадочная лихорадка, семейные неурядицы и фантастика на грани фола: 10 лучших фильмов на краю света

3 сентября 2019 / Сергей Сергиенко
Загадочная лихорадка, семейные неурядицы и фантастика на грани фола: 10 лучших фильмов на краю света
Кадр из фильма «Я была дома, но…»

Вернер Херцог, Мати Диоп, Ангела Шанелек и другие на Сахалинском МКФ.

С 23 по 30 августа прошел очередной Сахалинский международный кинофестиваль «Край света» — событие не самое крупное в мире кино, но достаточно интересное с точки зрения представленной программы. «КиноРепортер» побывал на острове и делится подборкой из десяти лучших фильмов, показанных на форуме.

«ООО “Семейное счастье”»

Вернер Херцог уже второй раз в этом году покоряет российские фестивали: его картина «Встреча с Горбачевым» закрывала Московский международный кинофестиваль, а новинка «ООО “Семейное счастье”» стала фильмом открытия на Сахалине. В основу свежей работы легла статья Рока Морина об удивительном японском сервисе: за деньги можно получить «в аренду» друга или родственника. Речь не идет об интимных отношениях — скорее, о приятном времяпрепровождении, которое, правда, может вылиться в определенные проблемы. Так главный герой псевдодокументальной картины играет роль давно пропавшего отца девушки, и постепенно сталкивается с тем, что она к нему сильно привязывается, что, конечно же, может создать трудности.

Неказистая (на первый взгляд) лента повествует об одной известной проблеме — человеческом одиночестве, которое дает о себе знать даже в таком густонаселенном городе, как Токио. И, казалось бы, шутливая лента, в которой, к примеру, могут нанять специального человека, который получает за вас выговор от начальства, в итоге оборачивается глубоким размышлением о том, куда движется современное общество.

«Земля»

Действие фильма разворачивается спустя шесть лет после эскалации насилия на острове Шри-Ланка: в конце 1980-х там действовали эскадроны смерти, жестоко расправлявшиеся с противниками режима. Одной из жертв оказался студент, которого похитили посреди ночи из собственного дома. Его мать уверена, что юноша жив и пытается добиться правды через суд — она сумела опознать одного из напавших.

Вторая картина Висакеши Чандрасекарама рассказывает о трагических событиях через призму личного восприятия: с подкупающей честностью фильм срывает покровы и выставляет не в лучшем свете обе стороны конфликта. В гражданской войне виноват каждый причастный, и от этого, по мнению автора, никуда не деться. В итоге главная героиня, обыкновенная прачка, лишившись единственного сына, в итоге приходит к прощению его убийц — потому что ненависть порождает ответную ненависть, и зло лучше забыть.

«Атлантика»

Строители башни неподалеку от Дакара бастуют: вот уже третий месяц никто не платит им зарплату, и положение и без того бедствующих работяг становится все хуже. Не видя альтернативы, группа молодых строителей решается на отчаянный шаг: на лодке покинуть страну в попытке найти лучшую жизнь в Испании. Один из них, Сулейман, оставляет позади любимую девушку Аду, которая вот-вот должна выйти замуж за другого. И без того странная и непростая ситуация становится еще сложнее после того, как жителей города охватывает загадочная лихорадка и приступы лунатизма. Парни вернулись — просто не так, как многие думали.

Фильм Мати Диоп, получивший приз жюри на Каннском кинофестивале, прошел на Сахалине довольно тихо: возможно, виной тому достаточно сложное сплетение сразу нескольких пластов истории. Помимо бесправности низкоквалифицированных рабочих, тут поднимается немало других актуальных тем — от критики современного общества до вечной темы любви с добавлением необычной мистики. Бонусом идет интересная картинка и яркая оптика оператора Клер Матон. В российском прокате фильм окажется в ноябре этого года.

«Девочка-спутник и пятнистая корова»

Интересным образцом азиатской анимации оказалась картина корейского режиссера Чана Хен Юна «Девочка-спутник и пятнистая корова», сочетающая в себе, казалось бы, несочетаемые элементы. Главными героями выступают заявленные в названии спутник «КИТСАТ-1», волшебным образом на земле превратившийся в девушку, и бывший поэт Кен Чон, из-за неразделенной любви превратившийся в дойную корову. За последним, к тому же, охотятся двое: злой волшебник, мечтающий украсть у Кен Чона печень с помощью магического вантуза, и ходячая печь для мусора по прозвищу Сжигатель. Сверху это все приправлено добрым Мерлином, превращенным в рулон туалетной бумаги и целым ворохом не менее диких героев.

Самое примечательное в этом довольно бюджетном мультфильме — взгляд на непривычную картину мира родом из Азии. И если японскую анимацию сегодня знают все, то корейская в новинку. Интересно, что все странности на деле имеют под собой вполне очевидные объяснения: так, к примеру, волшебная туалетная бумага выступает одновременно и как критика экологической ситуации (Мерлина вместе с деревом превратили в бумагу, а на том месте ныне поле для гольфа), и как демонстрация пользы туалетной бумаги, которой в Корее пользуются не только по прямому назначению (о чем поведал сам режиссер), а и во множестве других случаев.

«Боги Моленбека»

Единственная полностью документальная лента в основном конкурсе ничуть не проигрывает своим игровым собратьям в выразительности и яркости. Отправной точкой для фильма стали размышления шестилетнего мальчика Аатоса, который пытается осознать природу и существование богов. Диалог его строится с ровесником и соседом Амином, семья которого исповедует ислам, и большая часть фильма состоит именно из этих размышлений, перемежающихся бытовыми сценками и тем, как Аатос периодически переодевается в различных языческих богов. Все это запечатлено довольно «интимной» камерой Ханну-Пекка Витикайнена, не боящегося подходить на минимальное расстояние к героям фильма., выдавая кадры, способные украсить любую художественную картину.

Примечательно, что влияние режиссера Реетты Хутанен на детей минимально: будучи уроженкой Финляндии, она попросту не понимала мальчишек, говорящих на французском. Еще одним интересным моментом является то, как реальность внесла свои коррективы в изначальную историю: крупный теракт, произошедший в Моленбеке примерно в то же время, когда снимался фильм, в итоге оставил крупный след на всем повествовании. Помимо роли богов в жизни, дети отдельно стали задаваться сложными вопросами жизни и смерти, а также о том, какие разные лица может принимать ислам.

«Виварий»

Единственная жанровая картина в основном конкурсе. В центре сюжета — злоключения молодой пары, неожиданно для себя оказавшейся запертой в странном и до смешного однотипном жилом комплексе, из которого никак не удается выбраться. Все дома выглядят так, словно сошли с одной картинки: идеальные по форме облака, зеленые стены, ровно подстриженный газон и все, что нужно для жизни — включая ребенка, который появляется на второй день в картонной коробке с припиской: «Чтобы выбраться, его нужно вырастить».

Лоркан Финнеган сумел довольно изящно воплотить почти все страхи современного общества: начиная от ужаса перед ипотекой («А вдруг это не то жилье, о котором я мечтал, и мне все равно придется платить за него десятилетиями без возможности его сменить?») и заканчивая глубоко несчастными отношениями в разваливающейся молодой семье, где первичную радость заменила жутковатая и тошная рутина. Ко всему вышеперечисленному добавлен ужас неизвестности и тонкий юмор, что в сумме складывается в яркую и неординарную картину, избегающую большинства привычных штампов и ходов.

«Я была дома, но…»

Новая работа Ангелы Шанелек осталась, наверное, самым непонятым сахалинским зрителем фильмом: с медленной семейной драмы, снятой по заветам Берлинской школы, ушла половина зала. История подается фрагментарно и требует от зрителя не только большой внимательности, но и определенной вовлеченности и желания разобраться в происходящем: так по косвенным деталям и крошечным дозам информации можно понять, что у главной героини, Астрид, пропал сын, который появился так же неожиданно, как и исчез. На этом проблемы не заканчиваются, и женщина буквально чувствует, как контроль над собственной жизнью утекает сквозь пальцы, оставляя ее ни с чем.

Статичная камера, минимум диалогов и запутанный сюжет, в котором перекликаются размышления о современной роли актера, детская постановка Шекспира и непростые отношения матери с взрослеющим сыном. Фильм работает на множестве слоев и задает немало вопросов — и при этом не дает на них ответы. Разобраться в увиденном способен не каждый зритель.

«Отец»

В противовес предыдущей картине самым зрительским фильмом фестиваля стал «Отец» Кристины Грозевой и Петара Вылчанова. Незамысловатая болгарская лента повествует о непростых днях отца и сына, которые только что пережили смерть матери. Старшему мужчине в семье не дает покоя, что перед кончиной жена не успела сказать ему что-то важное по телефону, и он решает отправиться к местному медиуму в поиске ответов.

Эта лента о том, насколько трудно даже родным людям найти общий язык — и сколько проблем это может повлечь. Программный директор фестиваля Алексей Медведев перед показом картины сказал, что этот фильм о нем — и на выходе было немало зрителей, отозвавшихся о картине в тех же словах, что и принесло ей в итоге приз зрительских симпатий.

«Принадлежность»

Бурак Чевик, молодой турецкий режиссер, представил фильм, основой для которого стало реальное убийство в его семье. Половина картины состоит из пересказа событий, приведших к кровавой развязке, на фоне мест, в которых они происходили, а следом фильм переключается на художественную реконструкцию первой встречи виновников — девушки и парня.

Влюбленные замышляют убийство матери девушки: по словам последней, только со смертью родительницы они смогут пожениться и быть счастливы. Что по-настоящему двигало девушкой и чем закончилась вся история фильм не рассказывает, оставляя не только простор для фантазии, но и право героев на частную жизнь — все же в основе лежит реальная история. При этом куда интереснее, чем сама история, здесь именно контраст, возникающий между документальной и игровой составляющей: при том, что зритель узнает развязку событий, не проникнуться симпатией к молодым людям, говорящим о пустяках и тихо завтракающим вместе попросту невозможно. Что и было целью, по признанию режиссера картины.

«Приют»

Кабул, конец 1980-х. Юных беспризорников, в числе которых и Кодрат, собирают по улицам и отправляют жить в приют. Афганистан раздирает война, но у власти еще держатся Советы. Дети же продолжают жить, несмотря на все трудности: в приюте есть своя сложная иерархия, и далеко не всем там живется легко. Кордат, впрочем, чувствует себя довольно комфортно, компенсируя недостатки приютской жизни богатой фантазией, из-за чего происходящее иногда напоминает болливудские мюзиклы.

В основу картины лег неопубликованный дневник Анвара Хашими, причем это уже второй из запланированных пяти фильмов об этом герое — в 2016 у Шарбану Садат, режиссера картины, вышла картина «Волк и Овца». «Приют» не претендует на какое-либо откровение — это простая и небольшая история о стране глазами детей, которым пришлось слишком рано взрослеть, пытаясь как-то сохранить внутреннюю чистоту в мире, где это попросту невозможно.

 

Читайте также

Федерико Альварез спродюсирует новую «Техасскую резню бензопилой» Кино
20 сентября 2019
Федерико Альварез спродюсирует новую «Техасскую резню бензопилой»

Место режиссера слэшера пока вакантно.

Американская история ужасов: 10 лучших слэшеров 1980-х Кино
20 сентября 2019
Американская история ужасов: 10 лучших слэшеров 1980-х

К премьере девятого сезона известной хоррор-антологии, получившего название «1984», «КиноРепортер» рассказывает о самых кровожадных фильмах ужасов, которые на него повлияли.

Между двумя папоротниками: 8 самых смешных моментов шоу Зака Галифианакиса Кино
20 сентября 2019
Между двумя папоротниками: 8 самых смешных моментов шоу Зака Галифианакиса

Этот веселый толстяк стебется над Бараком Обамой, уничтожает Брэда Питта и желает смерти собаке Шарлиз Терон.