Любовь во время холеры: Рецензия на фильм Валерия Тодоровского «Одесса» | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Любовь во время холеры: Рецензия на фильм Валерия Тодоровского «Одесса»

Любовь во время холеры: Рецензия на фильм Валерия Тодоровского «Одесса»

3 сентября 2019 /
Любовь во время холеры: Рецензия на фильм Валерия Тодоровского «Одесса»

Новый ретро-фильм от режиссера «Оттепели» открыл фестиваль «Кинотавр».

Одесса, 1970 год. На лето в доме Давыдовых (Леонид Ярмольник и Ирина Розанова) собираются две их дочери Мира (Евгения Брик) и Лора (Ксения Раппопорт). Третья дочь из-за работы остается в Москве, но отправляет к родителям восьмилетнего сына Валерика и мужа Бориса (Евгений Цыганов). Неожиданно приморский город, жители которого и так страдают от неимоверной жары, закрывают на карантин из-за вспышки холеры. Под давлением обстоятельств в семье закипают внутренние конфликты, и родственники начинают драматично ссориться.

Бывший одессит Валерий Тодоровский, которому в 1970-м, как и Валерику, было восемь лет, снял личное ностальгическое ретро — временами «Одесса» напоминает его же «Оттепель», еще один с любовью созданный фильм об ушедшей эпохе. «Одесса» похожа на сериал и обилием сквозных сюжетов, которых здесь хватило бы на сезон: Лора тащит на себе непризнанного гения-алкоголика Володю и воспитывает дочь-подростка. Ее сестра Мира собирается эмигрировать в Израиль с мужем-подкаблучником Аликом, коллекционером значков и неудачливым спекулянтом. Глава семейства Давыдовых, считающий себя коммунистом, а не евреем, не понимает желание дочери уехать. Упрямым отказом ее отпускать он доведет до истерики свою Раю Ировну. Грустный и рассудительный Борис, по-видимому, переживающий кризис среднего возраста, влюбляется в пятнадцатилетнюю акселератку Иру, живущую по соседству. Валерик заводит дружбу с соседским пацаном — вместе они неумело раскуривают папиросы и взрывают карбид.

Тодоровский не делает акцент на холере, однако находящаяся за кадром болезнь вносит в фильм тревогу. Вот мимо двора Давыдовых проходит похоронная процессия, и под траурный марш все задумываются о смерти. Вот милиционер стреляет в воздух, чтобы разогнать толпу, собравшуюся перед аэропортом. Важно, что «Одесса» не похожа на сборник бородатых еврейских анекдотов — юмор тут есть, но очень мягкий и неназойливый.

Две сильнейших стороны «Одессы» — актерские работы и атмосферная картинка. Из сильного ансамбля особенно выделяются Леонид Ярмольник и Ирина Розанова: несмотря на некую театральность игры чета Давыдовых выглядят не ходячими стереотипами, а узнаваемыми и многогранными персонажами. Все артисты, многие из которых хорошо знакомы с одесской ментальностью, занимались с тренерами по речи, чтобы передать нужный акцент или легко переходить с русского на идиш. Домик Давыдовых построили на «Мосфильме», а черноморский город снимали в Таганроге и Сочи: провести съемки в Украине не получилось из-за участия невъездного Ярмольника. Тем не менее Одесса получилась достоверной благодаря тщательной работе художников-постановщиков, построивших огромную детальную декорацию, а также оператора Романа Васьянова, в 2000-х снявшего «Стиляг» и «Тиски» для Тодоровского, а в 2010-х «Отряд самоубийц», «Яркость» и «Ярость» для Дэвида Эйра в Голливуде.

Через Валерика Тодоровский раскрывает тему взросления; линия Бориса — это мелодрама о запретной любви; между Григорием Иосифовичем и Мирой — конфликт отцов и детей. Несложно разглядеть и трагикомедию о смерти (в одном из самых ярких эпизодов персонаж Ярмольника после очередной ссоры «совершает самоубийство», испив зараженной морской воды, и драматично идет умирать в туалет). Удивительным образом всем этим линиям удается мирно сосуществовать, и фильм не выглядит порезанным сериалом. Надо думать, вся Одесса действительно очень велика.

«Одесса» выйдет в прокат 5 сентября.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: