К 35-летию актера собираем кусочки пазла его карьеры.
От сексуального вампира – к Человеку – летучей мыши. Карьера Роберта Паттинсона развивается вполне логично. Если подумать, за все эти годы он ни разу по-настоящему не выходил на свет, оставаясь самым загадочным и самым неочевидным секс-символом десятилетия.
Вот уже 8 лет, как Роберт Паттинсон – лицо Dior. Столько же он выгуливает на красной дорожке идеально пошитые смокинги идеального черного цвета. Это может многое рассказать о самом артисте: да, Паттинсон – это вечная классика и черно-белый монохром, протагонист и антагонист одновременно.
Он никогда не был просто хорошим мальчиком с симпатичной мордашкой. А если пытался играть подобное, все заканчивалось печально для его героя. Классический пример – Седрик Диггори из «Гарри Поттера и Ордена Феникса», без темных тайн, без дружбы со змеями, даже без мантии-невидимки. Такие герои нужны, чтобы сверкнуть своей чистотой и благородством и вовремя умереть, освободив дорогу другим, менее идеальным. Хотя к чему жаловаться: без «Ордена Феникса» не было бы «Сумерек», а без «Сумерек» не было бы вообще ничего.
Еще у Роберта был похожий опыт в девичьей мелодраме «Помни меня»: классическая история про Того-Самого-Парня-Изменившего-Чью-то-Жизнь. Таких идеальных парней в реальной жизни не бывает: ну так и фильм заканчивается утром 11 сентября 2001 года, которое главный герой встречает на вершине Всемирного торгового центра.
Актер рано понял, что ему интереснее играть героев с червоточинкой, внутренними рефлексиями и темным прошлым. Такие парни обычно не нравятся отцам взрослых дочерей, но именно из-за таких хорошие девочки стригутся под ноль и сбегают из дома. Его первая, но сразу же грандиозная попытка была в «Сумерках». Сам Роберт не любит свою роль сексуального вампира Эдварда Каллена, но и он не может не признать: именно на «Сумерках» выросло поколение романтических девиц, которые скоро соберут кассу его «Бэтмену».
Юноша бледный со взором горящим, Эдвард Энтони Мэйсон Каллен напоминает одновременно Джима Моррисона и Михаила Лермонтова. С Лермонтовым его роднит мировоззрение. «Жизнь – такая пустая и глупая шутка», – это вполне мог сказать и Роберт. С Моррисоном сближает привычка время от времени ходить без рубашки. Возможно, именно поэтому на него вышли люди из Dior – надо же приодеть парня.
Кстати, именно так, только сняв рубашку, Паттинсон получил роль в «Сумерках».
«Я думал, что и для нового «Бэтмена» мне достаточно будет снять рубашку. Но оказалось, там все посложнее».
Конечно, посложнее: «Бэтмен» вместе с «Доводом» Нолана – первые блокбастеры с девятизначными бюджетами, в которых артист снялся за последние годы.
Резкий уход в артхаус сразу после «Сумерек» легко объясним. Паттинсон решил построить карьеру заново. Быть кумиром девочек-подростков – дело почетное, но непростое. Спросите об этом Леонардо ДиКаприо или Джастина Бибера. Одна сумасшедшая девица набросилась на Паттинсона с ножницами, чтобы срезать прядь волос и смастерить потом куклу вуду. Другая в экзальтации стала стаскивать с себя одежду, пока он давал ей автограф. Третья пригрозила самоубийством, если актер не сходит с ней на свидание.
У него воровали вещи, чтобы продавать их потом на eBay, в cети бурно обсуждали его прическу и отношения с партнершей по «Сумеркам» Кристен Стюарт. С Кристен было особенно неприятно: все мы помним, как ее застукали в объятиях женатого режиссера и она публично приносила извинения Роберту.
«Да все нормально. Дерьмо случается в любых отношениях. И уж тем более, когда вам обоим по 20 с небольшим».
Явно токсичные отношения со Стюарт оставили свой след. Во-первых, мы больше не слышали о том, что у артиста было с кем-то что-то серьезное. Во-вторых, он больше не играет в условно «нормальные» отношения не только в жизни, но и на экране. Смотрите сами: сексуальный потребитель в «Космополисе» и, наоборот, самец-осеменитель в «Высшем обществе», слабак и мямля в «Девице» и несчастный смотритель в «Маяке», которому чайки выклевывают не только сердце.
Конечно, это самоирония – Паттинсон больше не хочет, чтобы его путали с персонажами, которых он играет. Он профессионально освобождается от любых клише, а заодно и от догмата голливудского мейнстрима. Приятно осознавать, что Роберт Паттинсон оказался одним из немногих, кто пришел в профессию не ради славы и денег (или хотя бы не только из-за них).
Смокинги Dior в шкафу – это, конечно, прекрасно, но большую часть его гардероба составляют футболки и треники, а обедает он быстрорастворимой лапшой и дешевыми хлопьями.
После «Сумерек» артист ездил по миру, снимался в Австралии, Канаде и Нью-Йорке, нашел Дэвида Кроненберга (точнее, Кроненберг нашел его), а потом Вернера Херцога, Антона Корбейна, Клер Дени. В большинстве случаев это было «начало большой дружбы».
«Роб очень привязывается к людям, – говорит о нем режиссер Роберт Эггерс. – Если человек ему нравится, он находит способ пообщаться с ним еще и еще».
Жюльет Бинош сыграла с ним дважды, в «Космополисе» и «Высшем обществе»:
«Каждый раз, когда я вижу Роба, у меня ощущение, словно рядом со мной родной человек».
Кроненберг, позвавший Паттинсона после «Космополиса» в «Звездную карту», кстати, едкую пародию на Голливуд:
«Он прекрасный актер и чрезвычайно творческая личность. Я решил, что еще хочу поработать с этим парнишкой. Когда находишь актера, способного тебя удивлять каждый день, ты соображаешь, что он может сделать еще в другой роли и в другом фильме».
Эггерс, снявший его в «Маяке» (возможно, лучшая пока лента в фильмографии актера), заставивший танцевать на экране пьяную джигу и спариваться с русалкой, считает:
«Он достаточно хорош, чтобы полностью трансформироваться как актер. Но лучшее, что в нем есть, это то, что его выделяет среди других – легкое безумие, своего рода паранойя. Он как Энди Кауфман – причем не на сцене, а в реальной жизни».
У Паттинсона особый принцип отбора сценариев – он делает ставку не на успех, а на рискованное приключение, в котором будет классно поучаствовать.
«Сначала я еще пытался втолковать агентам в Голливуде, где и у кого хочу играть, но им плевать. На тебя быстро вешают ярлык и предлагают роли, на которые ты якобы подходишь. Например, если ты высокий парень с взъерошенными волосами, родился в Англии и ходил в детстве в частную школу – а это все я, тебе советуют костюмные драмы. А я вот их ненавижу. Или если ты блондин, тебе предлагают роли красавчиков. Но мне ближе роли брюнетов».
Все последние роли он играл «по собственному желанию», хотя они и не способствовали увеличению его банковского счета.
«Это небольшая проблема, да. Фильмы, в которых я люблю сниматься, на самом деле никто не видит. Ну или почти никто».
Но Роберт любит «играть не по правилам» и поэтому решил сломать еще одно клише. Спросив у своего агента, почему ему, собственно, не предлагают роли в блокбастерах, Паттинсон услышал: «Потому что тебя нет в списках. Все считают, что ты не хочешь в этом участвовать».
Чего Паттинсон точно не любит, так это когда за него что-то где-то решили. Конечно, блокбастеры бывают разные, и возвращение актера не просто на большой, а на очень большой экран состоялось именно там, где нужно. Он сыграл в «Доводе» Нолана и, по его словам, до сих пор не понимает, что это было.
«Если вы спросите меня, о чем «Довод», я вам не скажу просто потому, что и сам толком не понял».
Это еще один его плюс – актер говорит то, что думает, а не то, что нужно для красивого интервью.
И вот теперь на очереди Бэтмен. Еще одно приключение, из которого можно выйти с солидными репутационными потерями (спросите об этом у Джорджа Клуни и Бена Аффлека). Судя по первому трейлеру, его Бэтмен будет самый злой из всех своих предшественников – и с ним снова, как и в «Сумерках», опасно иметь дело. Музыкальной темой нового Бэтмена будет Smells Like Teen Spirit Курта Кобейна, гимн еще одного неуравновешенного подросткового кумира. Родителям взрослых дочерей рано расслабляться.
«Смотрите: Кристиан Бэйл, Бен Аффлек… Столько разных версий одного героя. Несерьезный Бэтмен, мультяшный Бэтмен, измученный Бэтмен. Интересно же вставить свой кусочек пазла».
Комментарии