Широкая публика узнала о Тайке Вайтити как о талантливом авторе каких-то семь лет назад, когда на экраны ворвалось сумасшедшее мокьюментари «Реальные упыри», в котором новозеландец вместе с давними соратниками исполнил одну из главных ролей. Вампирских пародий хватало и до того, но градус абсурда, харизматичные герои и камерность происходящего подкупили зрителей по всему миру.
Почти сразу выяснилось, что замысловатый авторский стиль у Вайтити к тому моменту полностью сложился. Да и идею «Упырей» он вынашивал почти десяток лет – одноименную короткометражку Тайка снял еще в середине нулевых. И посмотреть первых «Реальных упырей» сейчас стоит как минимум для того, чтобы оценить, сколько оригинальных идей было заложено в проект изначально и какой процент перекочевал в полный метр.
Очевидно, что масштабное мокьюментари действительно дожидалось своего звездного часа – к новым съемкам тройка исполнителей не только поднабралась опыта, но и как следует заматерела, что только пошло на пользу картинке. Как минимум шутка про тяжкое житие вышла в разы нагляднее.
Тайку хорошо описывает банальное сравнение: он, как и хорошее вино, становится лучше с каждым годом.
И своим сегодняшним успехом Вайтити обязан только самому себе. А еще упорному труду – на протяжении двух десятков лет он работал, не покладая рук, и в итоге зарекомендовал себя не только как талантливый сценарист и режиссер, но и актер, любящий и умеющий импровизировать.
Кажется, что Тайка Вайтити не боится ничего. Его не пугают абсурдные роли – он хватается за них с радостью первооткрывателя. Его не страшит необходимость играть вторую скрипку – во многих проектах он играет эпизодических персонажей, но при этом неизменно запоминается. Он готов отвечать на провокации и прекрасно умеет подстрекать других – но при этом всегда знает, где проходит грань доброго, разумного и вечного.
О том, что Тайку ждало большое будущее, говорило все. Его вторая по счету короткометражка «Две машины, одна ночь» получила номинацию на «Оскар». Дебютный полный метр, «Орел против акулы», показали на «Сандэнсе». Вторую картину, «Мальчика», показали на нескольких фестивалях (на смотре AFI в Лос-Анджелесе, в Мельбурне и Сиднее он получил призы зрительских симпатий, а в Берлине был отмечен Гран-при в секции детского и подросткового кино).
В «Мальчике» же Тайка сыграл первую большую роль, требующую крайне аккуратного подхода, – бывшего зека, одержимого несбыточными мечтами. Его герой возвращается домой, где находит двух подросших сыновей, и пытается наладить свою жизнь, не особенно заботясь о наследниках, но все, конечно же, идет прахом. Помимо первоклассной игры с тонкими нюансами, Тайка-режиссер в очередной раз продемонстрировал умение транслировать детский взгляд на происходящее и стирать грань между реальностью и фантасмагорией.
Непосредственность и честность отыскались и в «Кролике Джоджо», принесшем ему главный приз 44-го кинофестиваля в Торонто, а также премии «Оскар», BAFTA и Гильдии сценаристов США за лучший адаптированный сценарий. В этой картине, так и не попавшей в российский прокат, Вайтити сыграл еще более неоднозначного героя – интерпретацию Гитлера, то, каким его представляет живущий в нацисткой Германии 10-летний Йоханнес.
Возьмись за эту тему кто-то другой и разразился бы скандал похлеще того, который в Каннах спровоцировал Ларс фон Триер. Однако Тайка спокойно и уверенно отстаивал нерушимые принципы гуманизма, при этом умело используя сатиру и изобретательный киноязык, богатый отсылками к работам классиков.
Между «Реальными упырями» и «Кроликом Джоджо» Вайтити успел сыграть несколько ярких эпизодических ролей, в том числе и в собственных фильмах. Появился в роли священника в «Охоте на дикарей», которым восхищались киноманы (и снова кино о детях на недетские темы). Сыграл Корга и озвучил Суртура в третьем «Торе» – пока что самом китчевом и безумном фильме киновселенной Marvel, переплюнувшем даже «Доктора Стрэнджа».
С другими кинематографистами Вайтити тоже активно сотрудничал. Он снялся в беспощадной и почти бессмысленной короткометражке «Капитан». Появился в роли основателя культа в черной комедии с непроизносимым названием «Семь ступеней к вечному блаженству проходят через врата, выбранные святым Сторшем». Затем повторил роль Виаго в сериальном продолжении «Реальных упырей» и «Паранормальном Веллингтоне» и вернулся к Коргу ради финала «Мстителей» и анимационного шоу «Что, если..?». А еще получил награду за озвучку дроида IG-11 в «Мандалорце», эпизод которого срежиссировал.
Летом этого года Тайку Вайтити можно увидеть сразу в двух крупных проектах. В «Главном герое» он сыграл Антвана – надменного владельца компании по производству видеоигр, единственным мерилом для которого являются деньги. Персонажа иронично описывают как «придурка, но не дурака», что само по себе интригующе, однако появления Антвана в кадре, к сожалению, можно пересчитать по пальцам одной руки. Режиссер Шон Леви шутит, что из дублей с Тайкой можно пересобрать отдельный фильм – так много тот импровизировал на съемочной площадке. Если в Сети появится хоть что-то подобное, то поклонников у Вайтити точно прибавится.
Кстати, к роли Корга новозеландец вернулся и для проморолика экшен-комедии. В этом образе он не только оценил трейлер картины, но и вспомнил о сотрудничестве с Райаном Рейнольдсом, исполнившем в «Главном герое» центральную роль. В это трудно поверить, но в свое время оба засветились в «Зеленом фонаре» – и чувство юмора позволяет обоим вспомнить об этом с изрядной долей самоиронии.
Вторым масштабным проектом для Тайки стал сиквел «Отряда самоубийц». Несмотря на то, что роль, предназначенная Вайтити, изначально была больше, Джеймс Ганн подыскал коллеге не менее приятный образ – отца супергероини Крысолов 2. Чем мгновенно обеспечил заряд доброты и трогательности.
Кстати, фильм Джеймса уже считают самым безумным комикс-блокбастером, что позволяет спрогнозировать величайшую битву в будущем, когда в прокат выйдет «Тор: Любовь и гром», который курирует Тайка. Последний уже назвал квадриквел серии «самым сумасшедшим проектом, который ему довелось снимать».
Любопытно, что Тайка и Джеймс сошлись: авторский подход у постановщиков в чем-то схож. Оба самобытны до безобразия, оба прекрасно разбираются в психологии и могут жестко пошутить, а также умеют снимать душевное и дающее надежду кино про тех, кого общество не принимает по тем или иным причинам (на этом же поле играет и новый сериал «Псы резервации», к которому Тайка написал сценарий).
Но хорош Вайтити и вне обязательной для Голливуда парадигмы сравнений. Ближайшие несколько лет для него явно будут загруженными: Тайка работает над спортивной комедийной драмой «Следующий гол – победный», приключенческим сериалом про пиратов «Наш флаг означает смерть», где он намерен сыграть Черную Бороду, и новыми «Звездными войнами». Последний проект пока на стадии обсуждения сценария, но Тайка очень воодушевлен («Это точно мое»).
Кроме того, он все еще отчаянно пытается запустить фильм «Акира» по мотивам одноименного аниме, заявляя, что «не хочет сдаваться». И пока журналисты задаются вопросом, есть ли что-то, чего Вайтити не может сделать, тот строит грандиозные планы и последовательно доказывает, что ничего невозможного для него нет.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…