Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Кино, которое мы любим: 15 черных комедий на любой вкус

Кино, которое мы любим: 15 черных комедий на любой вкус

15 июля 2021 /
Кино, которое мы любим: 15 черных комедий на любой вкус

Подборка для ценителей жанра и новичков.

Черные комедии нравятся далеко не всем. Причин много – юмор на грани, абсурдность происходящего, сочетание несовместимого, табуированные темы. Зато такие фильмы отлично помогают проработать собственные психологические травмы, посмеяться и принять вещи, которые пугают или причиняют боль. Мы любим черные комедии и за тонкую иронию, и за злободневность, и за обаяние, которым чистый жанр не обладает. А чтобы и вы их полюбили, мы составили список действительно смешных фильмов, каждый из которых достоин места в вашем сердце.

«Бартон Финк» (1991)

Черная комедия – специфический жанр, и когда за него берется режиссер с особым видением, на экраны выходит кино, которое вскоре называют классикой. Первое имя, а точнее, два имени, которые приходят на ум в таком случае – Итан и Джоэл Коэн, братья, подарившие миру по меньшей мере десяток знаковых фильмов. Среди них – сюрреалистическая картина «Бартон Финк», которая собрала целый букет наград на Каннском кинофестивале 1991 года: «Золотую пальмовую ветвь», премию за лучшую мужскую роль (ее получил Джон Туртурро) и приз за лучшую режиссуру.

Классика голливудского нуара здесь переплетается с абсурдными событиями. Главный герой Бартон Финк – талантливый сценарист, прибывший в Лос-Анджелес, чтобы написать сценарий для крупной кинокомпании, но ему мешают бытовые и прочие неурядицы. И, как бы талантлив он ни был, тема будущего фильма ему совершенно не знакома: это рестлинг, а Финк привык писать на социальные темы. Он ищет совета у коллег, но оказывается, что всерьез свое дело ни единый сценарист Голливуда не знает. И когда бедняга, наконец, добирается до девушки, которая пишет книги вместо знаменитого романиста, происходит ряд трагичных событий, которые, как ни странно, вдохновляют его на завершение сценария… Вопрос только – какого.

«Фарго» (1995)

Следующий фильм Итана и Джоэла, криминальная комедия «Фарго» не только прославила Фрэнсис МакДорманд и Уильяма Мэйси и принесла самим братьям более 10 различных кинонаград, но и вдохновила кинематографистов на создание сериального спин-оффа. И тот оказался настолько успешным, что его продлили на целых 4 сезона.

Завязка уже убийственна: торговец автомобилями Джерри угоняет с работы машину и предоставляет ее в пользование двум преступникам, чтобы те похитили его жену. Причины такого решения не важны: вскоре Джерри, договорившись о выгодной сделке с тестем, пытается срочно отменить «заказ». Увы, уже поздно: мало того, что похитители-неудачники оставили за собой кровавый след, так еще и величину выкупа подняли. Спираль раскручивается, убийства совершаются в еще большем хаосе и количестве…

И на фоне этого всего беременная героиня МакДорманд рассуждает о том, что ради кучки денег портить себе день просто не стоит. Кстати, в открывающих титрах режиссерский дуэт сообщают, что фильм основан на реальных событиях, а в финальных – что история все-таки вымышлена. Деталь тоже показательная.

«Бешеные псы» (1991)

Особняком в жанре черной комедии стоит дебютная полнометражка Квентина Тарантино. Этот диалоговый фильм, где основное действие происходит в одной локации, давно разошелся на цитаты. В главных ролях заняты Тим Рот, Майкл Мэдсен, Харви Кейтель, Стив Бушеми, Крис Пенн, и если о них и говорили раньше, то после выхода «Бешеных псов» стали говорить в сто раз чаще. Премьера состоялась на «Сандэнсе», затем картина отправилась в Канны и вскоре покорила прокат: «Псы» с лихвой окупились, а Тарантино громко заявил о себе как об одаренном режиссере.

По сюжету шестеро грабителей, обсудив все детали, отправляются на дело, которое идет не по плану настолько, что теперь надо думать не о куше, а о спасении собственных жизней. До чего незнакомые парни могут договориться, если их прозвища – «Мистер Оранжевый» или «Мистер Коричневый», на фоне играет рок-н-ролл, а фильм полон отсылок к поп-культуре? Вот именно: никто не знает. Вся суть фильма – в диалогах грабителей, их реакциях и попытках понять, кто же всех подставил. И это в равной мере смешно и любопытно, так что от камерной картины, где только говорят и иногда стреляют, просто не оторваться. Лихой, яркий, стильный и немного сумасшедший – таким получился первый полнометражный фильм Тарантино, черты которого впоследствии сформировали фирменный стиль режиссера.

«Карты, деньги, два ствола» (1998)

И снова речь о потрясающем дебюте: работы Гая Ричи еще успеют сравнить с творчеством Тарантино, они поработают вместе, их будут оценивать в связке. Но в конце 1990-х бывший клипмейкер снял свой первый полнометражный фильм, показал в нем будущую звезду большого кино Джейсона Стэйтема и снискал любовь британских зрителей. Ну, и 12 разных кинонаград в придачу. Фильм оказался смешным, красивым (потому что у клипмейкера свое особое видение) и жестоким – все, как мы любим.

На экране – четверо друзей, которые хотят много денег. Они накопили по 25 тысяч фунтов и надеются, что один из них, сыграв со знаменитым шулером, отобьет выигрыш, и все заживут припеваючи. Конечно же, ничего не выходит: теперь парни должны 500 тысяч тому самому шулеру и теряют в день по пальцу. Выход есть: грабить! Без особых умений, мозгов, удачи и даже без пушек друзья решают ограбить других воров, которые, в свою очередь, решили нажиться на дилерах. Не стоит говорить, что все идет не так, да? Конечно, взаимовыручка и абсолютная их безбашенность помогают парням спастись, чего нельзя сказать о деньгах, утекающих сквозь пальцы.

«Жмурки» (2005)

Как должен выглядеть фильм в стиле… погодите, здесь не пройдет сравнение с Тарантино, а фильм Мартина МакДоны о проваленном задании выйдет лишь спустя пару лет. Что ж, это Балабанов – не слишком чернушный, зато более чем смешной и с каким-то сумасшедшим актерским составом. Тут и Никита Михалков, и Андрей Панин, и Алексей Серебряков, и Дмитрий Дюжев, и Гарик Сукачев, и все-все-все. А история, конечно же, разворачивается в 1990-е – лихие, бандитские и прибыльные.

По классике, имеется двое бандитов, не самых умелых, зато хорошо работающих в паре. Серега (Панин) – верующий «интеллигент», который чаще ведет переговоры, Саймон (Дюжев) – простой силач, который на деле оказывается изворотливым «решалой». Вместе они проваливают задание босса Сергея Михайловича (Михалков), зато спасают собственные шкуры. Чтобы отработать провал, они берутся за новое задание, где много денег, наркотиков, оружия и, конечно же, крови. Сказать, что парни справляются – не сказать ничего, а потому проще смотреть и проводить параллели с реальностью.

«Залечь на дно в Брюгге» (2007)

Следующий мастер в списке must see – прекрасный драматург Мартин МакДона. Его фильм «Залечь на дно в Брюгге» фигурирует во всех кинотопах как отличный пример черной комедии. По сюжету незадачливый киллер Рэй (Колин Фаррелл) и его напарник Кен (Брендан Глисон) вынуждены из-за роковой ошибки спрятаться в маленьком неприметном бельгийском городке. Но и там они умудряются натворить дел.

Поразительно, сколько всего на самом деле может произойти в тихом Брюгге и как много экзистенциальных вопросов роится в голове убийцы. Мы даже не замечаем, как проникаемся симпатией к убийце Рэю. Абсурдность происходящего добавляет шарма криминальной истории, и вот мы уже в голос смеемся над чувствительным киллером, его воодушевленным архитектурой напарником и честным криминальный боссом, который действует по кодексу и с душой.

«Семь психопатов» (2012)

Следующий большой проект МакДоны тоже попал в десятку. На этот раз на экране, кроме Фаррелла, появились Сэм Рокуэлл, Вуди Харрельсон и Эбби Корниш, которых позже мы увидим в оскароносном фильме МакДоны «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури». Да и в целом каст сумасшедший – то, что нужно для фильма про психопатов: Том Уэйтс, Кристофер Уокен, Майкл Питт, Гарри Дин Стентон.

Эта история вышла далеко не такой камерной, как в Брюгге. Сценарист Мартин (Фаррелл) и его безбашенный друг Билли попадают в настоящую заварушку кражей собаки местного криминального авторитета, перестрелками и уморительно смешной пикировкой гереов. Хаос разрастается в геометрической прогрессии – недаром в названии фигурируют семь психопатов.

«Папа, сдохни» (2018)

Вот тут уже нельзя промолчать о наследии Ричи и Тарантино, хотя порой реалии жизни могут любого натолкнуть на фантазии о кровавых побоищах. Оля (Евгения Крегжде) просит парня Матвея (Александр Кузнецов) убить своего папу Андрея (Виталий Хаев). Причину опустим, главное – влюбленность отчаянного юноши, который ради своей пассии готов на все. Даже на убийство. Ну разве что не при жене несчастной жертвы. А потому вместо того, чтобы быстро решить вопрос, Матвей вынужден заглянуть к хитрому папе на огонек и дождаться подходящего момента, который, конечно же, никогда не наступит. Эдакое «Знакомство с родителями» по-русски.

Любопытно, что не все герои столь чисты сердцем: Матвей нарывается на отвязного коррумпированного копа, который прячет в квартире Андрея чужие деньги. На эту же сумму рассчитывает коллега копа и его дочь. В общем, фарс, насилие, кровь и куча трупов.  Российские черные комедии снимают, кажется, раз в десятилетие, но зато они выходят достойными фестивалей. «Папа, сдохни» получил главный приз смотра «Окно в Европу» в конкурсе игрового кино, что крайне редко случается с картинами про расчлененку.

«Очень плохие парни» (2013)

Эта израильская лента на тему жестокости и мести вновь снята в духе Тарантино и Ричи сделана. Что интересно, именно Квентин в итоге и назвал ее лучшим фильмом 2013 года. Впрочем, этот режиссерский дебют в принципе подавал большие надежды: в Каннах его номинировали на специальный приз. Награду получила другая картина, а этот фильм оказался несправедливо забыт – именно поэтому мы и доносим историю трех в разной степени плохих парней до широкой публике.

В отличие от других черных комедий в этой подборке, кино «Очень плохие парни» начинаются с действительно темных событий: во время игры в прятки в лесу пропадает девочка, и полиция подозревает школьного учителя по имени Дрор. Полицейский Микки планирует пытать его и, если потребуется, похитить и снова пытать, но в дело вмешивается отец пропавшей девочки Гиди – еще более заинтересованное в пытках лицо. В процессе жестокого допроса мужчины меняются ролями: Микки вдруг поверил в невиновность учителя и сам угодил в плен. Но самое интересное происходит, когда Гиди отправляется на поиски своей дочери: концовка в духе «а вы и не подозревали», жесточайшая и при этом комично-абсурдная (потому что герои тоже не подозревали), обрывает несколько судеб на разных этапах и оставляет нас, зрителей, в жутко дискомфортном состоянии.

«К праху» (2018)

Что происходит в семье ортодоксального еврея, когда умирает родной человек? Бесконечное количество обрядов, разговоров с близкими – все как и везде. Но что происходит с ортодоксальным евреем, когда умирает его жена, никто не знает. Не знал – до тех пор, пока Снайдер (не Зак, прошу заметить) не снял рассуждение на тему принятия смерти близкого. Хасид Шмуэль, главный герой картины, живет в Нью-Йорке и ведет богослужения в синагоге. Кантору не пристало задаваться вопросами о жизни и смерти, ибо это все – божественное провидение, стало быть, нужно, склонив голову, принять произошедшее. Но он так любил жену!

Как бы Шмуэль ни старался, вера не дает ему утешения, не дает ответов на вопросы, не помогает смириться. Ему кажется, что душа жены страдает, погребенная в землю вместе с телом. И тогда он обращается к Альберту, преподавателю естественных наук, с довольно нестандартным запросом. Он хочет хоть как-то объяснить себе то, что происходит с телом жены после смерти и осознать, насколько это необратимый процесс. Быть может, тогда он все же отпустит ее и успокоится. Но процесс познания – запретный, надо сказать, для Кантора, – так захватывает Шмуэля, что он на пару с Альбертом проводит невероятно странное, забавное и освобождающее исследование.

«Сын» (2021)

Картина, показанная в этом году на ММКФ, также снята на тему потери и страха одиночества. Эта трагикомедия довольно специфическая, в том числе и за счет этнических особенностей. Дело происходит в Иране, где после смерти у родственников усопшего есть время до заката – или до рассвета, – чтобы предать тело земле. Мать главного героя Фарида ушла из жизни прямо посреди ночи в городской квартире, и мужчина совершенно растерян. То ли он так любит мать, то ли он так боится с ней прощаться, то ли он просто не знает, что делать, но ему не приходит в голову ничего лучше, чем… оставить все как есть.

Мучаясь от одиночества, Фарид приводит в дом разных девушек, чтобы разделить с ними ужин, рассказывает им о своих переживаниях, но раз за разом они от него сбегают, и мужчина остается непонятым – наедине со своим горем. Более того: у главного героя прохладные отношения со старшим братом, так что тот остается в неведении по поводу смерти матери, пока не решает приехать в гости. И тогда оба брата через смех и слезы не только находят общий язык, но и вместе встают на путь принятия огромной потери. За этот фильм исполнитель главной роли Сохейл Ганадан получил Серебряного «Святого Георгия» в категории «Лучшая мужская роль».

«Вы умрете или мы вернем вам деньги» (2018)

Этот вдохновленный картиной Аки Каурисмяки «Я нанял убийцу» фильм о самоубийце стал своеобразным признанием в любви к жизни – с учетом, что в нем меньше меланхолии и больше экшна, чем в оригинале. Представьте: в совершенном мире есть услуга для нерешительных самоубийц: вы платите – и вас убивают в течение недели выбранным вами способом. Красивая и безболезненная смерть, конечно, будет стоить дорого, а вот просто попасть под машину выйдет дешевле. К простому варианту и склоняется главный герой Уилл, писатель-неудачник, чью книгу никто не хочет публиковать. Ну, что ж, он и не Лев Толстой, так что агенты за ним охоту не ведут. Но вот незадача: он сам уже пытался покончить с собой добрый десяток раз, но все никак – будто высшие силы мешают ему мирно (или не очень) уйти из жизни.

Так Уилл и решается заказать услугу киллера для самоубийства, чтобы умереть наверняка. И, как назло, именно в этот момент его жизнь налаживается: девушку встретил, книгу хотят опубликовать. Хотя невезение следует за парнем по пятам: если внес деньги, отказаться уже не можешь. Кроме того, за заказ берется пожилой киллер в шаге от пенсии, который не хочет терять последний заработок и возможность закрепить свое доброе имя. Так и начинаются смертельно смешные гонки за последним шансом выжить, полюбить, вернуть былую славу или обрести ее впервые.

 «Семь шагов к блаженству через ворота святого Сторша» (2018)

Первое, что есть смешного в этом фильме о жизни и смерти – бесконечно длинное название. Казалось бы, это сюжет о просветлении и чем-то очень модном, но важном и нужном в наше время. Но на деле речь о секте, в которой последователи Сторша убивают себя в квартире, где он покончил с собой, чтобы быстрее попасть «туда, где хорошо». Но ладно бы эта секта существовала где-то в отрыве от реальности в лесу или бункере – увы!

Сторш жил и умирал в милейшей квартирке в Лос-Анджелесе, куда только что заехали Клэр и Пол, молодые влюбленные. Сначала их прельстила цена, затем – комфортное расположение, и вот они уже радостно расставляют в новом жилище свои безделушки. Но счастье длилось недолго: в ближайшую же ночь в их квартиру вламывается неизвестный и убивает себя в ванной, сопровождая это странными поэтическими высказываниями. Так парочка знакомится с историей Сторша и постепенно вовлекается в культ, доходя до самой грани – в отношениях и в жизни. Чернейшая кинокомедия про секты и отношения, конечно, низводит самоубийства до смехотворного действа, зато говорит на действительно важные темы максимально доступно.

«Что мы делаем в тени» (2014)

Фильм, названный в оригинале «Что мы делаем в тени», локализовали у нас как «Реальные упыри», что, в общем-то, никак не влияет на финальное впечатление. Потому что сюжет посвящен вполне себе настоящим вампирам, у которых свои проблемы, заморочки, планы, привычки, комплексы и так далее. То есть, ни романтизации, ни хоррор-составляющей, ни каких бы то ни было черт жанрового кино здесь нет. Зато есть новозеландские среднестатистические вампиры, которые живут себе, соседствуют с оборотнями, страдают ерундой. Более того, они вещают на камеру о своих мыслях-чувствах, так что это полноценное мокьюментари о кровопийцах, что возводит деконструкцию жанра в новую степень.

И если до «Упырей» исполнившего одну из главных ролей Тайку Вайтити в кино знали только по картине «Мальчик» с Берлинале, то после он с разбега влился в Marvel («Тор: Рагнарек»), а вскоре снимет фильм во вселенной «Звездных войн». Его коллега Клемент тоже всерьез занят режиссурой: на его счету два спин-оффа «Упырей» – сериалы «Паранормальный Веллингтон» и «Чем мы заняты в тени».

«Ночной продавец» (2004)

«Очень странное кино» – одновременно слоган и самые подходящие слова для описания этого сюжета. Валерий Рожнов впоследствии не занимался громкими проектами, зато в своем полнометражном дебюте высказался по полной. Ночной продавец, его дневной сменщик, его босс, жена босса, полицейский и маньяк оказываются практически в одно время в одном месте: одной дождливой ночью в продуктовом магазине. Неплохой набор, а? Как ни странно, трэш происходит не потому что ночь – опасное время суток, или погода плохая, или маньяк поблизости ошивается. Каждый из персонажей тот еще фрик, и всякого рода фокусов можно ждать в равной мере как от красивой женщины, которая жаждет внимания, так и от случайного покупателя, который может оказаться кем угодно.

В ограниченном пространстве продуктового магазина градус абсурда повышается с каждой минутой, и непонятно, кто в следующем кадре падет очередной жертвой. А бедный продавец, которого довели все эти ночные визитеры, и сам готов превратиться в маньяка, вот только для начала надо объяснить боссу, что здесь делает его жена, спровадить выпившего коллегу, поговорить с полицейским и что-то еще продать покупателям, которые, как назло, все идут и идут. Добавьте сюда Виктора Сухорукова, Ингеборгу Дапкунайте, Вячеслава Разбегаева, Андрея Краско, Павела Баршака – и получится внежанровое страшно-смешное кино, который умудрился избежать топов и наград, едва отбил свой бюджет, но всерьез зацепил настоящих любителей жанра.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: