Кто не знает Зорро? Зорро знают все. И при этом не знает никто. Как часто случается с достославными личностями, реальный человек со временем превратился в миф, а миф пустил корни в поп-культуре. Теперь невозможно установить, кто впервые примерил фирменную маску. Тот самый Диего де ла Вега, благородный мститель из фильмов, или некто Уильям Лэмпорт – ирландский светский лев, пират и наемный убийца, сожженный на костре за темные делишки (по слухам, он был чернокнижником).
Несомненно, Зорро нагрянет к нам еще много-много раз – в комиксах, видеоиграх, приключенческих романах, песнях, мюзиклах и кинолентах. Прямо сейчас он вычерчивает легендарный знак в сериале с Жаном Дюжарденом, а мы, пользуясь случаем, вспоминаем его неотразимых коллег.
Впервые Зорро встал на защиту униженных и оскорбленных в удалом экшене с Дугласом Фэрбенксом, звездой немого кино, сыгравшим множество знаменитых героев (Д’Артаньян, Робин Гуд, Дон Жуан и так далее). На дворе – начало XIX века. На повестке дня – ущемление бедняков подлыми богачами-землевладельцами. Из ниоткуда появляется храбрый боец в шляпе, плаще и маске с прорезями, бросающий вызов продажным чиновникам и грубым солдафонам. За его голову назначена награда с пометкой dead or alive, но Зорро это не смущает: покарать негодяев и завоевать сердце красотки для него – раз плюнуть.
Каноничный сюжет, где нет ничего лишнего. Каноничный герой с изящными усиками, чья шпага сверкает ярко, а улыбка – еще ярче. Каноничная смесь лихих приключений с романтикой и понятным социальным комментарием. «Знак Зорро» установил стандарты, по которым продолжат создаваться не только фильмы про Зорро, но и авантюрные приключенческие боевики в принципе. Безупречная формула, работающая по сей день. Хотя временами Фэрбенкс, человек бесконечно обаятельный, с ухмылочками все-таки перебарщивает. В ремейке 1940 года брутальность и куртуазность гармонично смешал Тайрон Пауэр, а вот в ремейке 1974-го Фрэнк Ланджелла в титульном образе напоминал скорее кого-то из Черепашек-ниндзя.
К середине 1950-х фильмы про Зорро вовсю штамповали в Мексике, Италии и Испании, а в США всадник в маске стал звездой сериальной франшизы. В 1937-м ее открыл «Зорро снова в седле». За ним последовали «Сражающийся легион Зорро» (1939), «Черный кнут Зорро» (1944), «Сын Зорро» (1947) и «Призрак Зорро» (1949). Исполнители центральной роли постоянно менялись, зато стабильно выдерживался вестерн-сеттинг, а ключевым конфликтом оставалась борьба мирных граждан с коррумпированными политиканами. Причем «Черный кнут Зорро» собственно к Зорро отношения не имел: его героиня – барышня по кличке Черный кнут, которая как обычно кому-то за что-то мстила. Видите, даже в стародавние времена прокатчики славились сомнительным креативом. Зато на закате 1950-х на телеэкраны прискакал первоклассный Зорро с лицом Гая Уильямса, возглавивший каст одноименного сериала производства Walt Disney.
В каждом из двух сезонов (всего 78 эпизодов плюс 4 спешела) Зорро сражается то с бандитами, то с жадными богачами, поет, влюбляется, фехтует и совершает прочие положенные действия. Ничего, казалось бы, революционного. Но бодрая постановка, лаконичный хронометраж серий и безграничное очарование Уильямса сделали «Зорро» грандиозным хитом, на котором выросло немало детишек. И утвердили Зорро в качестве международного супергероя: в последующие годы он встретит трех мушкетеров в кроссовере из Италии, попадет в итальянский опять-таки пеплум, оживит фантазии зрительниц в «Эротических приключениях Зорро» и даже столкнется с собственным близнецом-геем в пародии «Зорро, голубой клинок».
В 1975 году для Зорро произошло два важных события. Во-первых, он освоил еще одну территорию: Болливуд. В картине Шибу Митры ненаглядный наш фехтовальщик (Навин Нисчол) защищает страну от вредного папаши и сводного брата – колоритное зрелище, в очередной раз доказавшее, что Зорро везде свой в доску. Во-вторых, мститель обрел привлекательное воплощение, которое многие до сих пор считают идеальным: в фильме плаща и шпаги за авторством Дуччо Тессари в одежки цвета ночи облачился Ален Делон. Его Зорро – эдакий двойной агент: в одной жизни он притворяется губернатором, а в другой вершит правосудие под маской народного героя. Скрещивая в конце концов клинки с жестоким угнетателем Уэртой.
Делон снимался преимущественно в серьезном кино, чья драматичность нередко доходила до высокого трагизма, но и в ленты несерьезные он временами заглядывал. В 1963-м артист подарил белозубую усмешку другому авантюристу в темной одежде: «Черный тюльпан» оказался удачной разминкой перед «Зорро», где Делон вновь сверкает небесными глазами сквозь прорези маски и дает прикурить толпам врагов. Образ Зорро испокон веков был трагикомичен, и Ален доводит этот дуализм практически до абсурда, изображая своего губернатора как законченного кретина. Зато в образе защитника угнетенных, элегантно гарцующего на вороном скакуне, он дьявольски хорош. В СССР фильм заманил в кинотеатры 55,3 млн человек – советской публике он приглянулся вернее, чем американской и европейской.
К началу 1990-х эксплуатация Зорро исчерпала себя, и его светлый (точнее, темный) образ плотно прописался в анимации. Мультсериалы вроде «Новых приключений Зорро» и «Легенды о Зорро» целились в ту же юношескую аудиторию, которую в свое время покорил «Зорро» с Гаем Уильямсом, но сногсшибательным успехом не пользовались. А вот очередной взрослый «Зорро» вполне преуспел, получив 4 сезона и даже обогнав «Зорро» 1950-х по количеству эпизодов (всего в нем 88 серий). В наши дни его вспоминают нечасто, благо и сюжетные перипетии на особую свежесть не претендуют. Но Дункан Реджер однозначно вписал свое имя в галерею ярчайших исполнителей роли народного мстителя.
С одной стороны, он был боксером и атлетом. С другой – фанатом Эррола Флинна и Уильяма Шекспира. Эти ипостаси слились в мужественном образе Зорро, проявляющего невиданную сноровку и мощь в рукопашных боях (большинство трюков Реджер исполнял без дублеров). При этом его нельзя назвать тупым качком, поскольку интеллектом герой блистал не меньше, чем физической формой. Шарм, грация, сила, самоирония – ну всем Дункан берет. А в прочих ролях в кадре засветилось немало известных лиц: Дэниэл Крэйг, Пит Постлетуэйт, Уорвик Дэвис, Андре Гигант и Адам Вест, Бэтмен из одноименного сериала 1960-х (Бэтмен, кстати, из Зорро-то и вырос).
После триумфа «Отчаянного» Роберт Родригес хотел воссоединиться с Антонио Бандерасом и снять фильм про Зорро. «Мексиканский Зорро, клево же», – радовался постановщик, мечтавший превратить культового героя в сорвиголову вроде Хоакина Мурьеты (еще одна полуреальная, полумифическая личность). Но студии, вовлеченные в работу над новым «Зорро», не желали тратить слишком много времени на шлифовку сценария, и Родригес взял самоотвод. Вместо него режиссерское кресло занял Мартин Кэмпбелл, ответственный за бондовский «Золотой глаз». Шон Коннери уступил роль стареющего Зорро (Диего де ла Вега) Энтони Хопкинсу, а Бандерас стал Алехандро Мурьетой – братом того самого Хоакина, «Робин Гуда из Эль-Дорадо».
Дуэт Хопкинса и Бандераса классно подчеркнул свойственную Зорро преемственность: легендарный герой прошлого удаляется в сумрак, освобождая седло для молодежи. Знойный Антонио был одинаково прекрасен в образах бесстрашного бойца и страстного любовника (спасибо Кэтрин Зета-Джонс), Стюарт Уилсон роскошно изобразил скользкого антагониста, калифорнийского губернатора Монтеро, ну а сам фильм одним взмахом шпаги добавил Зорро в хит-парад звезд боевиков 1990-х. Лучше не было и не будет. Сиквел, «Легенда Зорро», всю прелесть оригинала превратил в глупый китч, но авторам хотя бы хватило ума на этом остановиться.
В 2024 году Зорро вернулся аж в двух проектах. На Amazon Prime еще в январе объявился сериал из Испании, где клинок мстителя расчехлил Мигель Бернардо из популярной «Элиты». Этот «Зорро», правда, популярностью похвастаться не мог. Зато сейчас на Paramount+ полным ходом идет «Зорро» французский, вдохновленный сериалом 1950-х с Гаем Уильямсом: продюсер Марк Дюжарден и его брат Жан, знаменитый оскароносный артист, засматривались тем «Зорро» в детстве и мечтали однажды создать свою версию. По словам Марка, Жан намеревался сыграть Зорро и в 20 лет, и в 30, и в 40. Теперь ему 52 – и он наконец дорвался.
Диего де ла Вега здесь – тюфякоподобный отпрыск дона, чья казна опустела, а подданные отбились от рук. Приняв бразды правления Лос-Анджелесом начала XIX века, Диего решает разобраться с проблемами с помощью своего альтер-эго в черной маске. Причем его супруга не в курсе, что муженек – это Зорро. Романтичный герой ей куда больше по душе, чем бесхарактерный благоверный, а того, разумеется, вся ситуация изрядно выводит из себя. Новый «Зорро» – не пародия, но ироничный, расслабленный, подчеркнуто несерьезный взгляд на знакомую историю, и старомодное обаяние Дюжардена ему очень идет. Ничего шедеврального, но, право же, не стоит недооценивать сериал, благодаря которому становится так тепло на сердце.
Знал ли Александр Сергеевич Пушкин, что персонаж его романа «Дубровский» в далеком XXI столетии объединится в кроссовере с международной поп-культурной легендой? Может, и догадывался, но никому об этом не сказал. А факт остается фактом: в грядущем отечественном сериале Зорро смотает удочки из Калифорнии и отправится в Россию, где его преемником станет не кто иной, как Владимир Дубровский.
Вообще несколько лет назад у нас выходила книжка под названием «Русский Зорро, или Подлинная история благородного разбойника Владимира Дубровского». Однако сериал предложит зрителям оригинальный (возможно, даже слишком) сюжет, который пока известен в самых общих чертах. Дата релиза и фамилии актеров тоже под вопросом. Нам кажется, что на роль Зорро неплохо подошел бы Максим Матвеев. Ну а Дубровский – чем не Роман Васильев?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…