На этой неделе в эфире Первого канала стартовал сериал «Никто не узнает» – история про бытовую неустроенность «цвета нации» (обязательно в кавычках), повальный инфантилизм поколения 40-летних и мнимые победы и достижения, приводящие лишь к звенящему разочарованию. Это один из последних проектов Евгении Брик, супруги Валерия Тодоровского, которая скончалась от рака в феврале 2022 года. Болезнь артистки семья тщательно скрывала, а потому новость стала для многих друзей и коллег звезды шоком.
За годы карьеры Брик успела появиться почти в пяти десятках проектов, включая зарубежные. Чаще всего это были эпизоды – доверять актрисе главных героинь стали не так давно. Но даже второплановые роли Евгения Брик умела преподнести так, что зритель о них не забывал. Чего только стоят семь минут из «Оптимистов», где абсолютно нагая артистка сидит на лавочке и курит. «КиноРепортер» собрал еще пять ролей, по которым мы запомним Евгению Брик.
Много говорить о «Стилягах» не хочется – в конце концов, картина давно доказала свою состоятельность и обзавелась если не культовым, то очень близким к этому определению статусом. Тщательно выверенная реконструкция эпохи, вдохновленная и подсвеченная авторским видением (как и всегда у Валерия Тодоровского), яркий актерский состав, из которого вышло сразу несколько звезд нового российского кино, буйство красок и музыки…
Но при всем этом разнообразии, от которого разбегаются глаза, Евгения Брик сумела создать такого сильного и волевого персонажа, что забыть его просто невозможно. Ее комсомолка Катя, раздираемая чувствами и долгом, при довольно скромном внешнем виде вышла антагонисткой настолько мощной, что получила от MTV звание «Лучший кинозлодей года».
А эпизод с переделанной визитной карточкой Nautilus Pompilius до сих пор вызывает мурашки. И это однозначно заслуга Брик, которая крайне ответственно подошла к своей работе и брала уроки вокала – даже несмотря на то, что ее роль была второстепенной.
«Валера дал мне три роли, о которых только мечтать можно. Редко попадаются такие сценарии и такие героини. А то, что они не главные, – так иногда второстепенная роль бывает в тысячу раз важнее любой главной», – говорила сама актриса.
В сериале «Садовое кольцо» 24-летнего дебютанта Алексея Смирнова Брик сыграла Анну – сестру главной героини Веры (Мария Миронова). Сценарий к еще одной истории про то, что все несчастливые семьи несчастны по-разному, написала Анна Козлова («Краткий курс счастливой жизни», «Развод»). Это позволило одномерной, на первый взгляд, картине про богатых и беззаботных, резко выпавших из мира собственных иллюзий, приобрести хотя бы подобие остро очерченных углов. Расследование Веры, стартующее с трагического инцидента – исчезновения ее сына, – запускает цепочку событий, проливающих свет на истинное положение дел.
А дел большая часть героев наворотила немало – конечно, не без отсылок к трагическому бэкграунду и круговороту всяческих неблагоприятных обстоятельств. Но, в отличие от большинства, Анна в мире персонажей-жертв оказалась по своему желанию: влюбленность в мужа сестры привела к многолетней связи, которую и порочной назвать язык не повернется. Паутина лжи изматывает, и вот героиня стремится вырваться из собственноручно выкованных оков – ведомая чистейшим эгоизмом, с полным осознанием того, какую боль она причиняла другим и чего это будет стоить ей самой.
Иллюзия просчета вступает в противоречие с эмоциональной неустойчивостью – Анна вроде бы снова приносит себя в жертву ради чего-то большего, но затем оказывается, что ей движет желание любви и страх изоляции. Лицемерие, жизнь в мире «гипотетических возможностей» и явная хабалистость, с которой она пытается не допустить разрушение этого мира, не к лицу самой Евгении Брик – она слишком интеллигента, чтобы слиться со своей героиней воедино.
И потому действиям ее Анны (как, впрочем, и некоторых других персонажей) жизненно необходимы объяснения – желательно вербализированные. Но Брик здесь все равно хороша: ровно настолько, насколько этого требует сюжет. Еще одна частичка паззла, который не поменяется просто потому, что иного расклада не существует.
Евгения Брик регулярно снималась в ностальгическом ретро: даже если отбросить упомянутых «Стиляг», идейно работающих в немного ином жанре, все равно остаются «Оттепель» и «Одесса», «Эти глаза напротив» про Валерия Ободзинского, вышедшие за несколько лет до «Магомаева» и «Вертинского»… Да и та же «Бомба», где Евгения сыграла выдуманную героиню, за которую сражались выдуманные же физики-ядерщики, возглавляемые существовавшим на самом деле Игорем Курчатовым.
Иными словами, выбирать между героинями Брик, существующими в другом историческом контексте, можно долго. Однако мы останавливаем свой выбор на дикторе центрального телевидения в сериале о советской дипломатии «Оптимисты». Чтобы достоверно исполнить свою роль, Брик смотрела советские передачи и долго добивалась встречи с такой глыбой, как Игорь Кириллов. В итоге эти попытки оказались удачными, а в сам сериал просочились рабочие хитрости, которыми действительно пользовались те, кто рассказывал миллионам телезрителей о происходящем в стране и мире.
«Дикторы – действительно особенная профессия. Они несли позитив и при этом не могли выдавать эмоций. Строгие костюмы, собранные в пучок волосы, никакой помады. На мне даже белье фасона того времени, потому что силуэт был совсем другим. Нельзя было кокетничать в эфире, подчеркивать сексуальность, при этом к телеведущим ревновала вся страна», – делилась подробностями работы над ролью актриса.
Но ее Галине Волиной приходилось проявлять выдержку не только в профессиональном плане: по сюжету, к ней испытывал романтический интерес директор информационно-аналитической группы МИДа (Владимир Вдовиченков). В общем, не расслабиться. Но на съемках актриса получала удовольствие – в том числе от работы с партнерами. По ее словам, пробы шли несколько месяцев, чтобы все действующие лица, часто образующие причудливые любовные треугольники, смогли сработаться, а химия между ними ощущалась по ту сторону экрана.
«Адаптация» представляет собой пример красочного ситкома, который не портит ни избитый сюжетный паттерн, ни спорная (особенно с позиции сегодняшнего дня) тематика. По сюжету, ЦРУ на фоне провалившихся санкций против России отправляет в страну американского шпиона – с целью внедриться в «Газпром» и выведать все о секретных технологиях. Но вместо столицы Эштон (Леонид Бичевин) попадает в городок с депрессивным названием Ноябрьск, расположенным посреди арктической пустоши. Там его ждут нелепые приключения, из-за которых рабочие задания оказываются фактически задвинутыми на второй план.
В числе главных отвлекающих факторов – старший лейтенант ФСБ (Артур Бесчастный), с которым герой неожиданно завел дружбу, и парикмахерша Марина (Евгения Брик), быстро распознавшая в новеньком скрытый потенциал. Причем не только в рабочем, но и в романтическом смысле. Забегая вперед, отметим, что именно ради большого и светлого чувства Эштон вернется назад, вполне осознанно готовый служить России.
Мариной действительно легко очароваться: она яркая, как и положено мастеру салона красоты, отзывчивая – в лучших российских традициях, бурно реагирующая на все, но отходчивая. Наконец, эта девушка верит в чудеса, что не дает никому права называть ее глупой.
«В каких-то моментах Марина была для меня нелогичной, но в этом и есть ее обаяние. Она верит в настоящую любовь и ждет, что вот-вот встретит принца», – говорила сама Брик.
В целом именно за счет взрывной химии между Бичевиным и Брик (а также парой-тройкой других ярких персонажей), оказывающихся в житейских ситуациях, «Адаптация» и покоряет зрителя. Способствуют этому и динамика коротких серий, и изощренная деконструкция штампов, и подрыв стереотипов. А еще добросердечность – всерьез играть в напряженные шпионские игры тут никто и не собирался. Да и у американского агента, как выясняется, вполне себе наш менталитет.
После того, как Брик сыграла младшего лейтенанта в военно-историческом сериале «Не покидай меня», напоминающем «А зори здесь тихие», погоны ей пришлось примерить и в более современной обстановке. В мистическом детективе «Фантом» актриса исполнила роль Веры – жены оперативника Стаса (Денис Шведов), погибшего от руки неизвестного. Буквально на пороге того света Стас понимает, что Вере, которая незадолго до печальных событий потребовала развод, угрожает его собственный убийца. Распутать преступный клубок догадок призраку помогает новая знакомая, которая может его видеть и слышать.
Казалось бы, перед нами сериальный наследник «Привидения», но «Фантом» – не только прямой, но и вполне официальный ремейк итальянского сериала 2017 года «Красная дверь». И он, хоть и использует схожую фабулу, довольно вальяжно действует на поле не слишком мрачного порой детектива, причем и мелодраматических перипетий никто не отменял. В центре внимания – сразу две сюжетные линии, всесторонне раскрывающие героев и часто уходящие во флэшбеки. Само расследование же касается наркоторговли и прочих грязных делишек.
Вера, которая при такой сюжетной насыщенности могла бы оказаться на периферии зрительского внимания, остается одним из эмоциональных центров истории. Ее терзают сомнения: она сама служит в полиции и способна постоять за себя, но отбиться от душевных переживаний так же легко, как от настойчивых ухаживаний, не выходит.
Она подозревает Стаса в измене и цепляется за любую информацию, способную доказать или опровергнуть эти домыслы, испытывает отнюдь не иллюзорное чувство вины, пытается понять, что делать с будущим ребенком, и в конце концов понимает, что тучи сгущаются и над ее головой. В общем, образ вышел довольно далеким от прочих героинь Евгении Брик. Роковые красотки и рядом не стояли.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…