Некоторое время назад «КиноРепортер» отправился в неизведанные дали супергеройского жанра. Мы посмотрели на индийские (и одну турецкую) версии Супермена и остались довольны этим необычным опытом. Теперь пришел черед двигаться дальше, в Японию, где в конце 1970-х вышел сериал про Человека-паука. Да, было и такое.
В отличие от индийских версий Человека из стали, японский супергерой – это хорошо прописанный персонаж. С собственной историей, уникальными гаджетами и узнаваемым колоритом Страны восходящего солнца. В свое время сам Стэн Ли оценил исключительность и очарование этого шоу, отметив, что оно идеально подходит для японской аудитории. Так что же в нем особенного?
«Человек-паук» был создан усилиями талантливых ребят из кинокомпании Toei Company. Сериал вышел в эфир в 1978 году и продлился чуть меньше года. За это время авторы наснимали 41 эпизод, а после финала дополнили лор еще и коротким метром. Если индийские кинематографисты снимали своего Супермена, мягко говоря, нелегально, то японцы все сделали официально. Toei заключила соглашение с Marvel о взаимовыгодном сотрудничестве и первоначально планировала сделать Спайдермена второстепенным героем нового проекта о полководце Ямато Такэру. Однако намерения создателей изменились, и супергерой все же вышел на первый план.
Протагонистом шоу сделали совершенно нового персонажа. Встречайте: 22-летний гонщик-мотоциклист Такуя Ямасиро! Однажды он становится свидетелем падения НЛО под названием Марвеллер (ну вы поняли, да?). Внутри космического корабля обнаруживается гуманоидный пришелец Гария, последний выживший с Паучьей Планеты (или Планеты Паук). Инопланетянин объясняет, что он охотился за профессором Монстром и его Армией Железного Креста, но, к сожалению, потерпел неудачу. Сил у него больше не осталось, поэтому кто-то должен продолжить его дело. Этим счастливчиком и становится Такуя. Гария вкалывает ему свою кровь, наделяющую героя паучьими способностями, и вручает многофункциональный браслет, который поможет парню в борьбе против профессора Монстра.
Сам главгад выглядел карикатурно даже по меркам тех лет и не внушал никакого страха. Профессор Монстр был, по сути, блеклой копией Доктора Дума из «Фантастической четверки», чего нельзя сказать о его правой руке Амазонке. Типичный секс-магнит телепроекта той эпохи, безжалостная и жестокая леди-вамп в легких нарядах с глубоким декольте (костюмы, кстати, менялись) и то черными, то рыжими волосами. Как угроза Амазонка воспринимается более внушительно, поскольку она готова пойти на все ради захватнических планов ее хозяина. Даже на причинение вреда детям.
История Такуи Ямасиро кажется уникальной. Особенно на фоне классической трагедии Человека-паука с вечно умирающим дядей Беном и укусом радиоактивного паука. Но на самом деле авторы вдохновлялись историями сразу нескольких известных супергероев. Падение НЛО, пришелец, передающий свои силы, и гаджет-аксессуар – это полная калька с Зеленого Фонаря. Последний выживший с далекой планеты – это, разумеется, отсылка к Супермену. Более того, в обычной жизни Такуя старается намеренно вести себя как слабак, чтобы никто не смог связать его с объявившимся Спайдерменом. Это тоже известный троп, характерный для произведений про Кларка Кента и Питера Паркера.
Но у японского Человека-паука полно и собственных особенностей. Например, иногда он не чурается использовать огнестрельное оружие, отобранное у плохих парней. Супергерой также унаследовал одну из слабостей настоящих пауков – сильную чувствительность к низким температурам. Его чудо-браслет не только стреляет паутиной, но и активирует костюм и позволяет управлять Марвеллером. Ограниченный бюджет шоу не позволил создателям интегрировать полноценные полеты на паутине, поэтому Паучок чаще всего пользуется либо космическим кораблем, либо летающей машиной Spider Machine GP-7. И, конечно, японцы не были бы японцами, если бы не подарили ему собственного 60-метрового меха-робота, именуемого Леопардон, в которого трансформируется Марвеллер.
Пока вы думаете, что за безумие творится в сериале, объясняем: шоу про Человека-паука – типичный представитель токусацу. Это такой поджанр супергероики, в котором основной упор делается на эпичность, пафос и спецэффекты. Российскому зрителю он прежде всего знаком по культовым «Могучим рейнджерам», которые в 1990-е магнитом притягивали ребятню к телеэкранам. Однако эпик не означает серьезность – происходящее на экране буквально пропитано фальшью и постановочностью. И если воспринимать японского «Человека-паука» исключительно как развлекательный трэш в обертке известного бренда, то наблюдать за развитием истории становится даже интересно. Невероятным образом самобытность шоу может так затянуть, что оторваться от просмотра почти нереально.
Основная формула повествования кочует от эпизода к эпизоду. Профессор Монстр отправляет к Человеку-пауку одного из своих приспешников из Армии Железного Креста. Тот, в свою очередь, сеет хаос и разрушения, а супергерой пытается ему помешать. В какой-то момент «монстр недели» разрастается до гигантских размеров, и Пауку приходится активировать собственного меха, чтобы уравнять шансы. Бух! Бах! Взрыв! Злодей повержен, несите следующего.
Все это буйство действия сдобрено сомнительными спецэффектами, которые, надо признать, порой выполнены довольно оригинально. Авторы пытаются спрятать визуальные недостатки монтажом, ракурсами камеры и миниатюрными моделями/игрушками, но по большей части искусственность видна невооруженным глазом. Однако записать это в минус рука не поднимается, поскольку всегда нужно учитывать специфику жанра и культурные особенности. Да и лучше лишний раз посмотреть японского «Человека-паука», чем современную супергероику, где CGI с каждым годом деградирует все больше и больше.
При всей нелепости фантастической части шоу мирная жизнь Такуи проработана сценаристами куда лучше. Типичные финансовые трудности Человека-паука связаны с его карьерой мотогонщика – из-за тайной борьбы с пришельцами герою не хватает времени на некогда любимое дело. Это влечет за собой проблемы с деньгами, которые протагонист пытается компенсировать помощью своей девушке-фотографу Хитоми. Вот вам и схожесть образов: независимо от места действия Человек-паук всегда будет бегать с пустыми карманами, если у него не будет времени на работу.
Сериал завоевал сердца местных зрителей и стал культурным феноменом. Японский «Человек-паук» не только представил необычный взгляд на известного супергероя, но и подготовил почву для дальнейших адаптаций, таких же безумных по форме и наполнению. Спайдермен сыграл одну из ключевых ролей в популяризации и развитии жанра токусацу, объединив атмосферу американских супергероев с японской эстетикой.
Несмотря на то, что у шоу был только один сезон и короткий метр, сам японский Человек-паук не канул в небытие. Скорее наоборот. Спайдермен из Японии обрел популярность среди американской аудитории, когда в 2009 году Marvel начала повторно показывать на своем веб-сайте эпизоды сериала с английскими субтитрами. Эрнест Клайн, видимо, вдохновившись увиденным, даже добавил Леопардона в научно-фантастический роман «Первому игроку приготовиться» в качестве очередной гик-отсылки. Спилберг, к слову, в своей экранизации заменил меха на Стального гиганта ввиду большей узнаваемости последнего.
Дальше интеграция Такуи в основной лор Marvel только усилилась. Автор комиксов о Человеке-пауке Дэн Слотт добавил японца в масштабную сюжетную арку «Паучьи миры», объединившую в единой истории многочисленные версии дружелюбного соседа. Вишенкой на торте должно было стать появление Такуи в анимационной «Паутине вселенных», однако персонажа пришлось убрать из повествования. Но не навсегда – японский Спайдермен все же должен появиться в третьей части мультипликационной франшизы. Надеемся, что он прихватит с собой и огнестрел, и нелепые боевые позы, и гигантского робота.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…