Кино

«Мне до сих пор кажется, что я на старте»: Житейские мудрости от Майкла Кейна

Он играл гангстеров и мошенников, отважных солдат и легкомысленных соблазнителей, маньяков и секретных агентов, а также Шерлока Холмса, папу Остина Пауэрса и дворецкого Бэтмена. Он – единственный и неповторимый сэр Майкл Кейн. И 14 марта ему исполняется 90! Разумеется, актер подобного ранга, а по совместительству – честный, благородный, остроумный человек, может дать массу советов на все случаи жизни. Несколькими из них мы и хотим поделиться, вдохновившись прекрасной автобиографией Кейна под названием «Взорви эти чертовы двери» (доступна, кстати, к ознакомлению на русском языке).

Найдите любимое дело – и отдавайтесь ему без остатка

Майкл Кейн родился в семье рядовых представителей английского рабочего класса. Рос он в бедности, да и позднее, уже покорив театральные подмостки и большие экраны, нередко стоял в очереди за пособием по безработице (на пару с закадычным другом Шоном Коннери) и перебивался случайными халтурками. Но Кейн не опускал руки. Он всегда мечтал стать актером, поэтому и горел желанием преодолеть любые невзгоды на пути к заветной цели. Даже война в Корее его не сломила – зато заставила ценить каждую минуту отпущенного времени.

Сэр Майкл признавался, что не грезил ни богатством, ни славой. Он просто хотел играть. А заодно считал, что было бы неплохо познакомиться с кумирами – вроде Лиз Тейлор и Лоуренса Оливье (с каждым из них он в итоге появился на экране). По мнению Кейна, не нужно сразу требовать бешеных гонораров или качать права. Сперва стоит отточить полезные навыки, заявить о себе, стать в своем деле лучшим. Причем относится это не только к кино, но и к прочим сферам жизни. Ну а дальше ни одна вершина не покажется недостижимой.

«Найдите любимое дело и отдайте ему всего себя. Следуйте за мечтой, и даже если она никогда не осуществится, вы получите огромное удовольствие от процесса. Остальное – дело везения, времени и Божий промысел», – уверен Майкл Кейн.

Обращайте неудачи себе на пользу

«Досье Ипкресс» (1965)

В кино и в жизни Майкл Кейн всего добился сам. Своим талантом и усердием, в первую очередь, хотя и удача ему улыбалась. Однако наивно полагать, что он ни разу не думал завязать. Напротив: на своем веку артист столкнулся со множеством преград. Ему годами не предлагали крупных ролей – до полноценного дебюта в военном эпике «Зулусы» (1964). Он мыл посуду, вкалывал на заводе, убегал от кредиторов – выживал, словом, как мог. Знакомые и агенты советовали ему бросить актерство. Да и позднее, уже в статусе новой британской звезды, Кейн подвергался критике – например, за недостаточно мужественную внешность в шпионской ленте «Досье Ипкресс» (1965). Но всякий раз он умудрялся выйти сухим из воды.

Пресловутые очки из «Досье», из-за которых на Кейна презрительно показывали пальцем, он сделал яркой фишкой своего внешнего вида. После провальных проб на роль соблазнителя Элфи в театральной постановке он появился в этом же образе в одноименной трагикомедии – и удостоился первой номинации на «Оскара». Снимаясь в откровенно слабых картинах вроде «Марсельского контракта» (1974) или «Ашанти» (1979), Майкл утешал себя тем, что работал с великими – Питером Устиновым и Энтони Куинном. Даже участие в худшем проекте во всей его фильмографии, «Челюсти 4: Месть» (1987), Кейна не раздосадовало – на вырученный гонорар он приобрел матушке новый дом. Мораль сей басни такова:

«Я никогда ни о чем не жалею. В молодости я любил повторять, что на склоне лет хочу сидеть и жалеть о том, что сделал, а не о том, что не сделал. Но вот я состарился, и оказалось, что я не жалею ни о чем. Я ощущаю пользу от каждого проекта, в котором участвовал. Все было не зря. Мне было весело жить и работать. И до сих пор весело».

Никогда не переставайте учиться

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

Плох тот актер, который однажды посчитал себя ослепительной звездой и решил отныне почивать на лаврах. Майкл Кейн убежден: любое ремесло – и актерское в частности – можно совершенствовать бесконечно. Причем необязательно учиться этому в специальных учреждениях (сам Кейн никаких курсов не посещал). Если ты артист, то вдохновение для той или иной роли можешь почерпнуть абсолютно везде. Прислушиваясь к разным акцентам, наблюдая за поведением пассажиров в метро, присматриваясь к игре коллег по съемочной площадке. И, разумеется, адекватно воспринимая советы профессионалов, даже если тем вдруг взбредет в голову наорать на тебя благим матом.

«Путешествие 2: Таинственный остров» (2012)

Учиться стоит и на ошибках. Не совершают промахов разве что роботы – каждый человек не застрахован от неудач. Но важно вовремя сделать необходимые выводы и не повторять подобных фиаско в дальнейшем. В перерыве между дублями сложнейшей сцены в «Зулусах» Кейн расстегнул рубашку, а застегнуть после команды «мотор!» забыл. Пришлось переснимать весь эпизод, перестраивая декорации и, соответственно, влезая в лишние траты бюджета. Поучительный урок, ничего не скажешь. А в XXI веке Майкл был вынужден учиться, по сути, новой манере актерской игры – на фоне зеленых экранов: хромакей стал неотъемлемой частью современных блокбастеров. Получалось, разумеется, не все, не везде и не сразу. Но Кейна эти трудности лишь закаляли.

«Я играю, делаю ошибки, учусь на ошибках. Ни один урок актерского мастерства никогда не откладывался в моей голове так глубоко, как ошибки. Ничто не учит стойкости и упорству лучше этого: совершив ошибку, каждый раз приходится вставать и снова пробовать. Так, чтобы во второй раз получилось лучше».

Не ставьте себя выше других

«Подержанные львы» (2003)

Многие звезды мнят себя небожителями и смотрят свысока не только на простых смертных, но и на коллег-кинематографистов. Но по-настоящему сильный человек никогда не будет демонстрировать свою силу тем, кто ниже его по званию. Так, во всяком случае, считает Майкл Кейн. Да, в большей степени успех фильма или сериала зависит от сценариста, режиссера, исполнителей главных и второплановых ролей. Но нельзя недооценивать труд осветителей, шоферов, поваров, ассистентов и прочих представителей съемочной группы: ведь все они заняты одним делом, и каждый приносит пользу на отведенном ему участке работы. Недаром звездную болезнь окрестили именно так – это действительно недуг, с которым надо бороться.

«Уйти красиво» (2016)

Сам Кейн всегда держался с партнерами по съемкам просто и вежливо. Просил называть себя Майклом, тщательно учил слова, чтобы никого не подставить, не враждовал с постановщиками и опекал молодых артистов, если те от страха забывали текст. Конечно, определенные границы существовали и для него. После нескольких конфузов он категорически отказался от верховой езды, а как-то раз не захотел прыгать в прорубь. Учитывая, что съемки картины «Мозг ценой в миллиард долларов» (1967) проходили зимой в Финляндии, вряд ли кто-то его в этом упрекнет. Но в остальном сэр Майкл – воплощение терпения и уважения к окружающим. А единственный, с кем он никогда не устанет соревноваться, – это он сам.

«Даже если в фильме – или футбольной команде – звездный состав, но каждая звезда озабочена только собой и не умеет работать в группе, ничего не получится. Разобщенная звездная команда всегда проиграет незвездной, но умеющей работать сообща».

Расслабьтесь – и получайте удовольствие

«Дитя человеческое» (2006)

Мы живем в нелегкое, нервное время. Хотя… а когда оно, спрашивается, было легким? Поэтому предельно простой, на первый взгляд, совет Майкла Кейна оказывается и самым полезным – в любой стране, в любую эпоху, в любой сфере деятельности. Всегда важно вовремя расслабиться и отнестись к своим занятиям с философским спокойствием. Заметьте – это не значит, что относиться к ним нужно наплевательски. Наоборот: лишь взвешенный подход к делу, от дрессировки собаки до оттачивания характера персонажа, гарантирует отличный результат.

В молодости Кейн испытывал жуткий стресс – и на площадке, и за ее пределами. За кулисами театров, где он выступал, обычно стояло ведро – на случай, так сказать, чрезмерных всплесков эмоций. В ожидании съемок в «Игре на вылет» (1972) он с трудом засыпал, опасаясь встречи с кумиром – Лоуренсом Оливье. Но со временем сэр Майкл стал полноценным хозяином своей жизни и больше не допускал в нее внешних раздражителей – будь то рецензии критиков или рабочий съемочный материал, где он, возможно, предстал не в лучшем свете.

«Бестселлер» (2020)

Если актер напрягается – он переигрывает. Если актер переигрывает – фильм не удается. Если фильм не удается, и так происходит раз за разом, – к чему тогда все это? Вот Кейн и советует по максимуму расслабляться, как за счет физических упражнений, так и благодаря тщательной подготовке (текст он рекомендует повторять десятки раз в день, хоть на кухне, хоть в ванной, хоть на теннисном корте). А сам Майкл в 1990-х стойко принял тот факт, что отныне его не зовут играть героев-любовников, и с достоинством встретил зрелость, за которой последовала старость.

Многие замечательные роли, от доктора Ларча из «Правил виноделов» (1999) до писателя-алкоголика Харриса из «Бестселлера» (2020), Кейн исполнил после 60-ти. Сейчас ему 90. Сниматься он не прекращает, а в будущее смотрит с оптимизмом. И по-прежнему выглядит идеальным примером для подражания, настоящим мужчиной и истинным джентльменом.

«Я знаю, что, когда умру, люди скажут: «Он хорошо пожил. Прожил долгую и успешную жизнь». Я говорю это сам, когда уходят мои друзья. Но я пока не чувствую, что мне пора уходить. Мне до сих пор кажется, что я на старте. Дайте мне биту – я еще могу сделать пару хороших подач!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

14 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад