В середине июля стартовал мини-сериал «Правосудие: Первобытный город». Это продолжение отличного неовестерна «Правосудие» с Тимоти Олифантом в роли помощника маршала Рейлана Гивенса, который шел с 2010 по 2015 год и закончился после шести сезонов и 78 эпизодов. Но герой Олифанта оказался настолько колоритен, что зрители жаждали больше хлеба и зрелищ. И вот свершилось!
«Первобытный город» уже обзавелся рейтингом 91% на Rotten Tomatoes и напомнил, за что публика полюбила «Правосудие» 10 с лишним лет назад. Мы, в свою очередь, тоже решили поведать, почему этот замечательный (и крайне недооцененный) сериал вам непременно стоит посмотреть.
Рейлан Гивенс, предпочитающий разруливать проблемы не словами, а кулаками, перебрался на экран из рассказов классика американской литературы Элмора Леонарда. На его произведениях основано немало картин: «Джеки Браун» Квентина Тарантино, «Вне поля зрения» Стивена Содерберга, «Поезд на Юму» Джеймса Мэнголда и пара десятков других, более или менее известных. Действие «Правосудия» происходит в пыльном округе Харлан, штат Кентукки. Причем происходит в наши дни, хотя разборки между теми, кто охраняет закон, и теми, кто его нарушает, здорово напоминают аналогичные конфликты времен Дикого Запада.
Именно этот поджанр принято называть неовестерном. «Старикам тут не место», «Любой ценой», «Правосудие» – одного поля ягоды, по сути. Среди ключевых локаций – выжженные равнины, залитые неоном бары, тюремные камеры, грязные притоны, тесный полицейский участок. В числе действующих лиц – самогонщики, наркодилеры, подрывники, немытые реднеки, разного рода криминальные авторитеты и суровые копы. Преступные группировки делят зоны влияния. Управление маршалов следит за тем, чтобы искры этого пожара не обжигали мирных жителей. Не соскучишься, в общем. А шоураннерство Грэма Йоста («Медленные лошади», «Укрытие») служит дополнительным гарантом качества.
К огорчению фанатов вестернов, Кевин Костнер складывает полномочия главы семейства Даттон в «Йеллоустоуне», дабы сосредоточиться на сольных режиссерских проектах. Поэтому сейчас – по крайней мере, до тех пор, пока во вселенную Тейлора Шеридана не влился Мэттью МакКонахи, – именно Тимоти Олифанту принадлежит звание последнего ТВ-ковбоя наших дней. Эта ленивая походка вразвалочку, неизменная шляпа, фирменный взгляд с прищуром, обманчивая расслабленность, за которой кроются отточенные рефлексы стрелка, – в облике помощника маршала отчетливо сквозит нечто клинт-иствудовское, олдскульное, долетевшее к нам через пыль времен.
Олифант снимался у Дэнни Бойла, Оливера Стоуна и Квентина Тарантино, появлялся в популярнейших сериалах вроде «Секса в большом городе», «Фарго», «Офиса» и «Мандалорца», а два многосерийника (помимо «Правосудия») и вовсе возглавил: мрачный вестерн «Дэдвуд» и циничную комедию «Диета из Санта-Клариты». Но артистом экстра-класса Тимоти, пожалуй, не назовешь. На его счету всего пара номинаций на «Эмми» и ни одной крупной награды, да и в ведущих киноролях он практически не был замечен, будучи вечной звездой второго плана.
Поэтому так приятно, что «Правосудие» стало для мужчины заветным бенефисом, где он блистает своей шерифской харизмой и обаянием записного сердцееда (Гивенс нередко влипает в передряги из-за прекрасных дам). Конечно, Рейлан не идеален. Но, подобно Харрисону Форду с его Индианой Джонсом, Олифант убежден, что именно недостатки делают законника таким любопытным персонажем, а само «Правосудие» – сериалом, который еще долго хочется смаковать.
Шикарному главному герою и антагонист нужен соответствующий. Далеко не каждый сериал может похвастаться колоритным злодеем, презирающим стереотипы. «Правосудию» же с ним однозначно повезло (как и с кастом в целом): спасибо роскошному Уолтону Гоггинсу, которого вы наверняка помните по «Омерзительной восьмерке» и «Завучам». Этот незабываемой внешности дядька с высоким лбом, торчащими волосами и хищной улыбочкой – такой же мастер второго плана, как и Тимоти Олифант. И они определенно нашли друг друга, разделив центральные роли.
Гоггинсовский Бойд Краудер – давний знакомый Рейлана Гивенса. В юности они бок о бок трудились на угольной шахте, но позднее их пути разошлись. Бойд отслужил в армии, оттрубил срок в кутузке и проникся нацистскими идеями. А едва оказался на воле, тут же беспределить принялся. Он сталкивается с Гивенсом, когда того переводят в Кентукки из Майами за убийство бандитского босса, и теперь старинные приятели становятся смертельными врагами. Естественно, в деле замешана и женщина: любовный треугольник сплетается вокруг Эвы, которая была супругой брата Бойда, а потом пришила его и стала желанной вдовушкой.
Да, Краудер – злодей с замашками психопата, который грабит банки и обожает все взрывать. При этом он убежденный христианин, способный на глубокие (вплоть до одержимости) чувства. Подобные парадоксы превращают его в яркую, нешаблонную личность, за трансформацией которой дьявольски интересно наблюдать. А еще арка Бойда получает превосходный, на удивление трогательный финал, что вроде подводит под его историей черту, но не закрывает двери для возможного сиквела.
Все мы смотрим сериалы с разными целями. Одни жить не могут без острых ощущений – да погуще, посочнее. Специально к их услугам существуют, например, «Сыны анархии», где такая жесть происходит порой, что хочется выехать в лес и как следует поорать. Прочие же, напротив, просто расслабиться хотят. И включают «Короля Талсы», допустим. Оба эти проекта отчасти напоминают «Правосудие» по атмосфере и сеттингу, хотя детище Грэма Йоста ближе скорее ко второму. Да, иногда оно щекочет нервишки, но эффект в целом оказывает вполне умиротворяющий. А потому служит отличным развлечением для вечера напряженного дня.
Во многом этому способствует проспиртованный и приблюзованный вайб американской провинции, где время будто течет иначе, чем в мегаполисах. Никто никуда не спешит. Преступления совершаются и раскрываются без всякой горячки. Главари банд мимикрируют под обычных реднеков, которые не отказывают себе в удовольствии махнуть стаканчик moonshine и пустить скупую слезу под рев бородатого рок-хита.
«Правосудие» – это такой крутой парень, который неторопливо вплывает в салун, занимает место за стойкой, подмигивает барменше и травит занятные байки из жизни. Но если кто косо на него посмотрит, он так вломит, что мало не покажется. И все равно в его отношении к миру сквозит неприкрытое дружелюбие. Вот почему в реальность «Правосудия» тянет возвращаться вновь и вновь: здесь вам всегда будут рады, поскольку в конечном счете душа для авторов сериала гораздо важнее кулаков.
Свежий сериал «Первобытный город» основан на одноименной книжке все того же Элмора Леонарда. Она вышла в далеком 1980-м и долгое время не давала покоя Квентину Тарантино, который вообще неровно дышал к творчеству Леонарда. Еще до него, кстати, на экранизацию замахивался культовый гуру вестернов и боевиков Сэм Пекинпа («Дикая банда», «Побег»). А затем и Квентин над этим всерьез задумался. Они с Олифантом обсуждали «Первобытный город» на съемках «Однажды в… Голливуде», но в итоге сошлись во мнении, что из романа выйдет классный отдельный сезон «Правосудия».
И были совершенно правы. Рот автоматически растягивается в довольную ухмылку, когда на экране появляется старина Олифант: бородка слегка поседела, но верная шляпа никуда не делась, да и за словом в карман он по-прежнему не лезет. Рейлан Гивенс конвоирует нашкодившую дочку (ее играет дочь самого Тимоти Вивиан) в лагерь для подростков с трудным поведением, но застревает в Детройте из-за покушения на местного судью, машину которого взорвали неизвестные подонки. Гивенсу настоятельно рекомендуют выяснить, кто это сделал. Попутно он и другие проблемы разруливает, не забывая воспитывать дочку, упорно отказывающуюся «заботиться о нем в старости».
На саундтреке все тот же бодрый блюграсс (с капелькой The White Stripes), 55-летний Тимоти Олифант все так же ироничен и хорош собой, действо все так же захватывает и расслабляет одновременно. А еще в один из диалогов вворачивают упоминание «Йеллоустоуна» – вон он, мультиверс, который мы заслужили! Перед нами, в общем-то, старое доброе «Правосудие», только тюнингованное, с быстрой ездой, урбанистическими пейзажами и психованным отщепенцем с лицом Бойда Холбрука из «Логана» и «Хищника». Прежних персонажей не завезли, поэтому «Первобытный город» вполне тянет на самостоятельное произведение – и все равно от происходящего приятно сводит олдскулы. Добро пожаловать в Детройт, короче. Встретите Эминема – передавайте привет.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…