Многие удивились, когда в 2018 году Зинедин Зидан сложил с себя полномочия тренера «Реала». Он помог мадридскому клубу победить в чемпионе Испании, завоевать испанский Суперкубок и два Суперкубка УЕФА, дважды покорить клубный чемпионат мира и трижды подряд выиграть Лигу чемпионов, что ранее не удавалось ни одному наставнику. Хотя чего тут удивляться: Зидан просто сдал пост на пике. Точно так же, как и один из главных сериалов современности «Тед Лассо».
Финальный эпизод третьего сезона вышел 31 мая. Однако игроки и руководящий состав футбольной команды «Ричмонд» навеки в наших сердцах: к этим героям привязываешься крепче, чем ко многим реально существующим людям. В чем же секрет обаяния «Теда Лассо» и усатого чудака-тренера, который ухитрился влюбить в себя весь мир, с трудом представляя, что такое офсайд? Давайте разбираться!
Тед Лассо (Джейсон Судейкис) – обычный мужик из Канзаса. Он приобрел локальную известность как тренер команды по американскому футболу, которая даже почетный титул завоевала. Но на месте Теду не сиделось. Вот он и махнул в Англию по зову Ребекки Уэлтон (Ханна Уэддингхэм), роскошной блондинки и владелицы ФК «Ричмонд». Когда-то клуб принадлежал ее муженьку-богатею. И много для него значил. А потом они развелись. И теперь Ребекка намерена развалить команду, чтобы проучить экс-супруга. С этой коварной целью она Теда и завербовала: как может помочь «Ричмонду» человек, даже с правилами толком не знакомый?
На этом парадоксе строится комичность сериала, который Судейкис запустил в компании Билла Лоуренса («Клиника») и Брендана Ханта (друг и помощник Лассо Бирд). Центральные сюжетные линии каждого сезона напрямую связаны с футболом. Сперва ФК «Ричмонд» борется за выживание в Английской Премьер-лиге. Затем, вылетев, спешит вернуться в высший дивизион. И наконец вновь врывается в АПЛ, где только ленивый не прочит ему последнее место. Но создатели отдают себе отчет в том, что не всякий зритель (увы) увлекается соккером. И вписывают сюжет в спортивные реалии крайне бережно, не перебарщивая с терминами и именами.
«Мяч круглый, матч длится 90 минут» – этого высказывания немецкого тренера Зеппа Хербергера в принципе достаточно, чтобы разбираться в происходящем. И даже если вы в жизни не посмотрели от начала до конца ни одной игры, а из мировых футболистов знаете в лучшем случае Лео Месси, эта неосведомленность не мешает получать от «Теда Лассо» ничем не замутненное удовольствие. Сам Тед, собственно, только в середине первого сезона уяснил суть офсайда. В третьем узнал, кто такой Марадона. А вдобавок попробовал изучить тактику по специальному учебнику, но… не продвинулся дальше оглавления.
Если же для ваших ушей нет более чарующего звука, чем удар бутсой по мячу, «Тед Лассо» подарит вам немало приятных минут для выискивания многочисленных футбольных пасхалок. Всего их порядка сотни, причем очевидные отсылки перемешиваются с менее однозначными. Перечислять все мы, конечно, не станем, но кое о чем позволим себе упомянуть. Так, форма ФК «Ричмонд» напоминает о цветах ФК «Кристал Пэлас», где тоже сочетались синий, красный и золотой. А роль домашнего стадиона «Ричмонда» «Нельсон Роуд» играет арена «Кристал Пэлас» «Селхерст Парк».
Порой на экране мелькают люди из футбольных кругов. Будь то комментаторы Крис Пауэлл и Арло Уайт, ведущие Крис Камара и Джефф Стеллинг или знаменитые в прошлом футболисты (а ныне ТВ-эксперты) Гари Линекер и Тьерри Анри, которые в одной из серий подкалывают Бирда, разрушая «четвертую стену». Нельзя обойтись и без Пепа Гвардиолы, легендарного «лысого шарлатана» и тренера «Манчестер Сити». Он встречается с Тедом после очередного поединка «Сити» с «Ричмондом» и приводит цитату самого Лассо о сути спортивного успеха. Некоторые черты Гвардиолы нашли отражение в облике Теда, однако главным источником вдохновения для Судейкиса стал наставник «Ливерпуля» Юрген Клопп.
«Однажды я узнал, что Клопп водил свою команду в караоке, и меня мигом осенило: вот и идея для истории!», – рассказывал Джейсон. А гимн «Ливерпуля» You’ll Never Walk Alone прозвучал в пронзительной сцене вылета «Ричмонда» из АПЛ – в исполнении Маркуса Мамфорда, фронтмена фолк-коллектива Mumford & Sons и композитора сериала.
Недавно повесил бутсы на гвоздь великий форвард Златан Ибрагимович, эпатажная звезда «Барселоны», «Милана» и прочих клубов в Европе и за ее пределами. Но в «Теде Лассо» он обрел вторую жизнь под именем Завы, который «оставлял на память только хаос и кубки». Он слыл дорогостоящей примадонной и, по словам экс-игрока «Ричмонда» Роя Кента (Бретт Голдстин), был настоящим психом. Зато помогал побеждать. В реальности «Лассо» Ибрагимович предпочел «Вест Хэму» и «Челси» ФК «Ричмонд» и наколотил таких эффектных банок, которыми и живой Златан гордился бы. Их, кстати, вы можете повторить и сами: ведь Тед Лассо с «Ричмондом» стали частью видеоигры FIFA.
Упомянутый Рой Кент – воплощение традиционной брутальности. Этот кряжистый ворчун грубит всем и каждому и обладает такой густой растительностью на груди, что возлюбленная Кили (Джуно Темпл) советует ему снять свитер, прежде чем ложиться в постель. На фоне токсичной маскулинности Кента Тед Лассо может показаться тем еще слабаком. Он предпочитает решать проблемы словами, не кулаками, а в ответ на жесткую прожарку от бывшего коллеги Нейта (Ник Мохаммед) устраивает шуточную пресс-конференцию, где с иронией обыгрывает стереотипное восприятие себя как тупого американца из анекдотов.
Но за напускным фасадом обаятельного рубахи-парня кроется масса комплексов, которые Тед поначалу тщательно скрывает. Лишь во втором сезоне при поддержке психолога Шэрон (Сара Нилс) он сталкивается со своими демонами, приручает их и перестает бояться. Когда Лассо было 16, его отец покончил с собой. С тех пор Теда терзало чувство вины из-за того, что он слишком редко был по-настоящему близок с погибшим. Слишком мало говорил, как тот был ему дорог. Поэтому он и культивировал в себе бесконечную доброту к окружающим – в качестве защитной реакции на трагедию прошлого.
Подобные откровения грозят пересечь опасную грань между подлинной драмой и дешевой сентиментальщиной, но благодаря ювелирно прописанным диалогам и тончайшей игре Судейкиса гармония сохраняется до конца. Тед не перестает зубоскалить по поводу и без, щедрой рукой рассыпает вокруг поп-культурные цитаты и вдохновляет каждого, кто нуждается в его помощи. Этот одинокий вроде бы человек, запертый в чужой стране вдали от сына и разрушенного брака, не стесняется своей эмоциональности и уязвимости, но не нужно его слепо жалеть. Уважения он тоже достоин как никто другой.
Тед Лассо, конечно, красавчик. Но вообще каждый персонаж здесь – жемчужина, яркая и харизматичная личность. Причем не статичная, а проделывающая на протяжении трех сезонов занятную эволюцию, порой меняя заряд ценностей на строго противоположный. Так, застенчивый экипировщик Нейт благодаря своим футбольным познаниям мало-помалу дорос до помощника тренера. И вместе с тем затаил на Лассо лютую злобу, поскольку тот якобы присваивал его идеи. Пока в Нейте шла внутренняя борьба, он стремительно седел, превращаясь, по словам актера Ника Мохаммеда, в Жозе Моуринью (культовый португальский тренер, обладатель всевозможных трофеев).
В итоге Нейт из забавного сайдкика трансформировался в ключевого антагониста и возглавил клуб «Вест Хэм», принадлежавший бывшему Ребекки Руперту (Энтони Хэд). Сама Ребекка изначально не особо жаловала ФК «Ричмонд» и воспринимала Теда как придурковатого гика. Но постепенно спасение команды стало делом всей ее жизни, а для Лассо она оказалась якорем, не позволяющим ему угодить на дно депрессивной ямы. Помните, как она вытащила его на рождественскую вечеринку, не дав утопить печаль в виски? В лучшую сторону меняется и форвард «Ричмонда» Джейми Тартт (Фил Данстер), превращаясь из самовлюбленного пижона во вполне нормального парня. В третьем сезоне он глядит в зеркало по имени Зава и с отвращением видит в нем свое отражение.
Герои «Теда Лассо» обладают уникальными фишками, выделяющими их из толпы: не каждый сериал может похвастаться столь скрупулезным вниманием к деталям. Это и крылатые фразочки, и слова-паразиты, и некая создаваемая вокруг персонажей мифология, что максимально их очеловечивает. Присказка улыбчивого Дэни Рохаса (Кристо Фернандес) «Футбол – это жизнь»; прилипчивая кричалка «Рой Кент, Рой Кент, он тут опять, он всюду, вашу мать!»; коронная фраза спортивного журналиста (Джеймс Лэнс) «Трент Кримм, Independent»; вечное молчание тренера Бирда, который во втором сезоне обзавелся собственным эпизодом и открылся с неожиданной стороны… Все это – уже часть истории.
Хотите составить представление о сериале прежде, чем включите первую серию, – зацените его саундтрек. В «Теде Лассо» к вашим услугам Леонард Коэн, Дэвид Боуи, Боб Дилан, Ник Кейв, Майкл Киванука, Эд Ширан, Эдит Пиаф, The Rolling Stones, Nirvana, Oasis, Queen, Dusty Springfield, The Cranberries, A Tribe Called Quest, Onyx, Sex Pistols, Wham!, The Beach Boys, Blur, Arctic Monkeys, Radiohead… Уф, устали перечислять. Впечатляет, скажите? Страшно представить, какие деньжищи авторы угрохали на столь ослепительное сборище звезд. Причем это не просто нагромождение случайных хитов рока, фолка, джаза, шансона и хип-хопа: многие композиции играют важную роль в сюжете либо подчеркивают конкретные черты персонажей.
Когда Нейт приходит к успеху, его появление на экране все чаще сопровождает агрессивный рэп-бит. Во время вечера в караоке (Судейкис не забыл!), куда нигериец Сэм Обисанья (Тохиб Джимо) врывается под Wonderwall, Ребекка заставляет всех собравшихся выпучить глаза блестящим исполнением Let It Go из «Холодного сердца». Это закрепляет ее связь с командой, однако вызывает паническую атаку у Теда, которому предстоит подписать документы о разводе. А когда она обретает утешение на похоронах отца, вместо надгробной речи исполнив нетленку Рика Эстли Never Gonna Give You Up, даже самые черствые зрители (персональные фанаты Роя Кента) пустят скупую слезу.
И таких моментов здесь – море. Песни, давно ставшие культовыми, надежно связываются с эпизодами, которые культовыми лишь становятся. И заставляют задуматься о неоценимом вкладе, что вносят в создание подобных шоу музыкальные супервайзеры. Работавший над «Тедом Лассо» Тони Вон Первье плотно взаимодействовал с продюсерами, актерами, сценаристами и монтажерами, кропотливо выстраивая звучание каждой сцены: композиции должны были не просто играть в кадре/за кадром, но и нести смысловую нагрузку. Судя по музыкальному винегрету, который сейчас встречается во многих проектах, далеко не все проповедуют подобный подход. Что ж, не грешно поучиться у настоящих профи!
В наше время существует немало фильмов и сериалов, отстаивающих неоспоримую в общем-то мысль: «Ты должен быть сильным – иначе зачем тебе быть?». И «Тед Лассо», с одной стороны, тоже идет по этому пути. Действительно, надо обладать недюжинной силой, чтобы выстоять под ударами судьбы. Будь то поражение от принципиального соперника, каверзная заметка в прессе или пинок пониже спины от того, кого ты считал товарищем. Но, с другой стороны, сериал призывает не стыдиться своих слабостей. Они есть у всех – даже у неустрашимого Роя Кента.
Нужно разглядеть их в себе и либо принять, либо изменить, в зависимости от обстоятельств. Неизвестно, для чего требуется большее мужество. А к слабостям окружающих следует относиться снисходительно. Поскольку кто мы, в сущности, такие, чтобы кого-то осуждать? «Тед Лассо» ненавязчиво, но уверенно пробуждает в нас лучшие качества. Умение сопереживать. Прощать. Давать второй шанс. Защищаться от невзгод щитом из доброго юмора. Вылезать из своей башни из слоновой кости и не бояться попросить о помощи, если таковая реально понадобится.
И тогда, как поется в знаменитом футбольном гимне, ты и правда больше не будешь один. Неважно, какое прошлое ты оставил за плечами. У тебя всегда есть возможность обрести новую семью – из коллег, единомышленников, прочих людей, которые дороги тебе и которым дорог ты. Подобной семьей для зрителей всего мира стали странные, несовершенные, чуточку печальные и такие настоящие герои «Теда Лассо», чьих глупых шуток, хмельных откровений, трогательных признаний нам будет поистине не хватать.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…