Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Почему спецэффекты в кино стали такими плохими?

Почему спецэффекты в кино стали такими плохими?

6 декабря 2025 /
Почему спецэффекты в кино стали такими плохими?
Кадр из фильма «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (2022)

Разбираемся в причинах снижения качества VFX на широких экранах.

Складывается впечатление, что массовый зритель перестал ходить в кино исключительно ради грандиозных спецэффектов. Редкое визуальное пиршество может по-настоящему удивить аудиторию, если, конечно, речь не о фантастике Джеймса Кэмерона или Кристофера Нолана. На сегодняшний день эффекты стали настолько качественными, настолько фотореалистичными, что посредственная компьютерная графика, казалось бы, больше не должна быть проблемой в блокбастерах. Однако проблема эта по-прежнему существует. И она более очевидна, чем когда-либо.

Причем дело даже не в том, что VFX (визуальные эффекты) словно застыли во времени. Трудно сказать, что это – стагнация сферы или ее деградация. Но вы определенно хоть раз впадали в «синдром утенка» и задавались вопросом: почему спецэффекты в кино стали казаться хуже, чем прежде? Это правда, но лишь отчасти.

В 1980-е и 1990-е кинематографисты чаще полагались на практические эффекты (SFX). Активно применялись реалистичная бутафорская кровь (или другие элементы человеческого тела), аниматроники, сложные механизмы, задействующие одновременно воду, газ и свет, хитрости вроде макетов, миниатюр и моделей, позволяющие упростить съемку. К графике в конце XX века обращались нечасто и умеренно. Такие компании, как Industrial Light & Magic Джорджа Лукаса, использовали VFX в ключевые моменты, когда заинтересованная аудитория должна была непременно впечатлиться невероятной графической сценой.

Кадр из фильма «Мумия возвращается» (2001)

Сегодня же создание практических эффектов чаще обходится студиям дороже, чем компьютерная графика. К тому же компании действуют по принципу «чем больше, тем лучше». В итоге в очередном супергеройском месиве мы видим летающего героя с неестественными движениями, чье лицо неизменно вызывает эффект зловещей долины. Графика выглядит плоско, «зеленые» и «синие» экраны, с помощью которых снимают блокбастеры, видны невооруженным глазом. Еще и безумная камера работает настолько динамично, что у зрителя начинается головокружение. Так в чем проблема?

Во-первых, кинематографисты нередко выдают некачественную комбинированную съемку, когда актеры и окружающий их фон воспринимаются чужеродно по отношению друг к другу. Вы словно видите людей, решивших сфотографироваться возле фотообоев. Marvel Studios, например, грешит этим во многих своих последних фильмах. Во-вторых, хоть кинематографисты и создают порой невероятные миры, они все же должны учитывать законы физики, знакомые каждому с детства. Но нет, из-за отсутствия в кадре живого человека или настоящего предмета специалисты порой полностью игнорируют гравитацию, трение, инерцию. Что, в свою очередь, приводит к полному разрушению эффекта погружения.

Третья причина тоже техническая. Раньше пленка и меньшее разрешение видео позволяли скрывать недостатки компьютерной графики и делать все более реалистичным. Теперь же, с наличием 2K и 4K, мы невольно обращаем внимание на любую деталь на экране, будь то морщины на лицах героев, трещины на стекле или пузырьки в стакане с газировкой. С ростом разрешения VFX становится все менее убедительной, поскольку студии все же соблюдают баланс между двумя этими ключевыми элементами кинопроизводства.

Кадр из фильма «Кошки» (2019)

Более точное объяснение происходящего кроется в самой специфике сферы. По словам художника по визуальным эффектам и номинанта на «Оскара» Келли Порта, работавшего над «Войной бесконечности» и «Финалом», это очень конкурентная индустрия, но при этом низкорентабельный бизнес. Крупные студии, работающие от 8 месяцев до года только над одним фильмом, прекрасно понимают, что их работу трудно окупить. И потому порой они намеренно занижают цены на свои услуги, лишь бы Голливуд подписал контракт именно с ними. А после сжатые сроки и большой объем работы приводят к закономерной вещи, от которой страдают практически все специалисты, – переработкам.

Как рассказал анонимно один из VFX-художников, из-за экономии на количестве сотрудников (двое вместо стандартных десяти) многим приходится трудиться без выходных, по 64 часа в неделю. Случается, что в подобном режиме художники могут работать в течение полугода.

«Ты и без того перегружен работой, но Marvel просит внести правки. Причем делает это куда чаще, чем другие клиенты. А некоторые изменения, которых от нас хотят, очень трудоемкие. Может случиться, что за месяц-другой до релиза фильма Marvel заставит нас переделать весь третий акт истории. И сроки всегда очень сжатые», – поделился художник.

Кадр из фильма «Флэш» (2023)

VFX-специалисты буквально выжимают из себя все жизненные соки, что нередко приводит к выгоранию. И не только. Согласно исследованию, проведенному благотворительной организацией The Film and TV Charity, 90% представителей британской киноиндустрии из-за переработок столкнулись с проблемами психического здоровья, включая социальную изоляцию и алкогольную зависимость.

«Многочисленные исследования показывают, что психическое и физическое здоровье ухудшается после 50-часовой рабочей недели. Если бы вы могли взять 100 аниматоров и спросить их, как часто они работают по 50 часов, они бы ответили, что делают это каждую неделю», – рассказал продюсер и VFX-специалист Джо Павел.

С другой стороны, надо понимать, что кинематограф – это не только искусство, но и бизнес, что Сет Роген прекрасно продемонстрировал в своей «Киностудии». Компаниям приходится просчитывать каждый аспект производства и постоянно идти на нелегкие компромиссы. Будь то увольнения, сокращения бюджета, переработки, сжатые сроки и так далее. Для выживания студиям необходимо соблюдать условия и получать прибыль. А потому, какой бы прогресс ни ждал кинотехнологии в будущем, компромиссы всегда будут необходимы.

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания» (2023)

Но это вовсе не означает, что топ-менеджмент находится в аналогичном безвыходном положении. Нет, у них имеются все ресурсы и инструменты для стабилизации сферы визуальных эффектов. Главный из них – организация профсоюзов. А их Голливуд не любит. Согласно отчету Variety, опубликованному еще в 2010-м, специалисты по визуальным эффектам – чуть ли не наибольшая часть кинобизнеса, не защищенная профсоюзами. Эти данные подтверждают и слова Павла, который считает, что те, кто работает в сфере постпродакшена, «гораздо более уязвимы, чем практически в любой другой отрасли».

«Ни у кого нет гарантий занятости, даже у высшего руководства. Никто не знает, где будет работать в следующем году или через три месяца. Отрасль переживает гонку на выживание – все должно быть сделано быстрее и дешевле, чем в предыдущем проекте. А к нам относятся как к одноразовой рабочей силе», – посетовал художник.

На фоне двух последних крупных забастовок в Голливуде – актерской и сценарной – более 50 специалистов по VFX из Marvel Studios подали петицию о вступлении в Международный альянс работников театральной сцены (IATSE). Это крупнейший профсоюз США и Канады, в котором состоят работники театрального, теле- и кинопроизводства разных подразделений. Художников по визуальным эффектам в альянсе практически нет. В группе, подавшей петицию, состоят лишь VFX-работники, которые трудятся непосредственно на площадке во время съемок. Среди них – координаторы эффектов, операторы камер для захвата движений, ассистенты и специалисты по обработке данных. Тех, кто создает графику на этапах постпродакшена, в списках не оказалось. Но подписавшиеся надеются, что их борьба позволит обратить внимание кинематографистов и общественности на проблему в сфере визуальных эффектов.

Кадр из фильма «Лига справедливости» (2017)

При этом стоит отметить, что создание профсоюза – это не панацея. VFX-художники могут договориться со студиями об определенных правилах работы, режиме и оплате. Но даже в таком случае ничто не мешает руководству обратиться к тем, кто не состоит в профсоюзе, аутсорсерам или даже нейросетям. Стремительное развитие технологий, связанных с искусственным интеллектом, уже меняет правила игры во многих индустриях, включая кино. В рамках масштабной оптимизации компании в последние пару-тройку лет регулярно проводят сокращения. Официально они говорят о снижении затрат и вынужденных жестких мерах ради выживания, в то время как уволенные нередко жалуются на то, что причиной их увольнения стало внедрение ИИ в рабочие процессы.

Разумеется, в ближайшие несколько лет нейросети не смогут полноценно заменить специалистов. Особенно в сфере визуальных эффектов. Однако уже сейчас они помогают организовать работу эффективнее и дешевле. Прогнозируется, что доля сегмента искусственного интеллекта к 2035 году достигнет чуть более 75%. Отдельные кинематографисты считают, что ИИ никогда не сможет стать полноценной частью кинопроизводства. Того же Джеймса Кэмерона приводит в ужас генеративный ИИ, с помощью которого кто-то может придумать персонажа или даже актера просто по текстовой подсказке.

Правда в том, что нейросети уже никуда не денутся, а продолжат охватывать все больше сфер, лишая людей определенных профессий рабочих мест. Технологический прогресс неумолим, и вместо того, чтобы бороться с ним или как-то препятствовать ему, деятелям кино следует как можно скорее начать готовиться к адаптации в условиях новых реалий, а также к поиску баланса между «железными» и человеческими ресурсами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: