Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Где мой ястреб, чувак? Чудные факты о Уэсе Андерсоне и его фильмах

Где мой ястреб, чувак? Чудные факты о Уэсе Андерсоне и его фильмах

1 мая 2024 /
Где мой ястреб, чувак? Чудные факты о Уэсе Андерсоне и его фильмах
«Семейка Тененбаум» (2001)

Похищенная пташка, любовь к хоррору и неочевидный комплимент от Мартина Скорсезе.

1 мая кудесник Уэс Андерсон отмечает 55-летие. Но мы не собираемся в очередной раз петь дифирамбы его уникальному стилю, симметричным кадрам, колоритным чудикам-героям и прочим фишкам, за которые Уэса любят и почитают во всех уголках света. Лучше познакомим вас с несколькими странными и неожиданными фактами о нем самом и о его творениях. И начнем с ужасающего злодеяния: поражающего своей наглостью и беспардонностью похищения ястреба.

Птичку жалко

Поклонники «Семейки Тененбаум», несомненно, помнят ястреба, который принадлежал Ричи Тененбауму. Достойная птица получила свободу, когда Ричи был юн, но внезапно вернулась спустя много лет – он как раз вел задушевную беседу с Марго. А вот реальному ястребу по кличке Мордекай вольная жизнь только снилась. Штука в том, что таинственные злоумышленники похитили его в разгар съемок. И осмелились даже потребовать у Уэса Андерсона выкуп.

Но тот решил не затевать переговоры с мерзавцами. Вместо этого режиссер задействовал запасного ястреба, а в диалог Ричи и Марго ввернули его метафорическое сравнение с человеком: оба, дескать, могут пережить травматичный опыт, после чего волосы (или перышки) сединой серебрятся. С одной стороны, Андерсона можно упрекнуть в том, что он не вступился за крылатого актера. С другой – съемки надо было продолжить, а спасение Мордекая могло занять Уэс знает сколько времени. Увы, дальнейшая судьба ястреба окутана туманом неизвестности. Надеемся, он вырвался из клетки вслед за своим героем.

(Не)беременная Бланшетт

«Водная жизнь» – не самый популярный фильм Уэса Андерсона, хотя в нем засветилась на редкость бравая гвардия: Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Уиллем Дефо, Джефф Голдблюм и другие уважаемые товарищи. Мюррей в красной шапочке сыграл исследователя океанских глубин, а Кейт Бланшетт – журналистку, ваяющую о нем лонгрид. По сюжету, мадам беременна. Да не просто беременна, а на всю голову, что называется: ну кто в здравом уме будет читать нерожденному ребеночку Марселя Пруста?

Впрочем, нас интересуют не литературные пристрастия героини, а ее животик. Который был наполовину фальшивым, наполовину настоящим. Объясняем: Бланшетт узнала о скором пополнении в семействе прямо во время съемок, когда ей устанавливали искусственный живот, а она внезапно потеряла сознание. «Я думала, у меня проблемы желудочно-кишечного характера. А выяснилось, что я в положении!» – вспоминала Кейт. Так что в одних сценах она действительно носила накладной живот из гипса, тогда как в других фигурировал ее всамделишный живот. Ну а в апреле 2004 года на свет благополучно появился Роман Роберт Аптон (супруга Бланшетт зовут Эндрю Аптон), названный в честь Романа Полански.

Выбор Файнса

Планируя очередной фильм, режиссеры, как правило, имеют в голове дрим-каст, который может соответствовать реальности или расходиться с ней. Есть все основания полагать, что Уэс Андерсон способен завербовать любого артиста, которого только душенька пожелает. Хотя артисты эти не всегда получают изначально намеченные роли. Но в случае с Рэйфом Файнсом и «Отелем «Гранд Будапешт» нельзя сказать, что заслуженный Волан-де-Морт мирового кинематографа претендовал на одного персонажа, а достался ему совсем другой. Он, в сущности, не претендовал ни на одного героя конкретно и претендовал на всех сразу. Как так?

А вот так! Дело в том, что Уэс прислал Рэйфу сценарий грядущей картины, попросил внимательно с ним ознакомиться и выбрать абсолютно любую роль. И тот выбрал импозантного мсье Гюстава, консьержа отеля и, по сути, центральное действующее лицо. Ну а что, зачем по мелочам размениваться. Файнс в интервью припоминал своеобразные взгляды Уэса на договоренности режиссера с актерами: какую бы, понимаешь, роль ты им ни предложил, они все равно потребуют что-то иное. Дабы избежать ненужных дискуссий, Андерсон дал Файнсу карт-бланш – и не прогадал. Еще, кстати, он консультировал Рэйфа при запуске его режиссерского дебюта «Кориолан» (2010), после чего эти джентльмены и прониклись друг к другу взаимным уважением.

Грандиозный гонорар Мюррея

К концу 1990-х Билл Мюррей мало-помалу перемещался из студийных комедий в независимые драмеди, роли в которых, надо признать, удавались ему лучше всего. Подобным опытом стали и съемки во второй полнометражке Уэса Андерсона «Академия Рашмор»: герой Билла Герман Блум – эксцентричный богач, который опекает студента Макса Фишера и формирует одну из сторон любовного треугольника с участием Макса и учительницы Розмари. 47-летний Мюррей согласился сняться у 28-летнего Андерсона даже без личной встречи, просто после знакомства со сценарием. И безоговорочно решил во всем его поддержать.

«Он был, по сути, ребенком. Но еще он был парнем, прекрасно представлявшим, какого черта он вообще делал. Мне казалось, я должен приглядеть за ним. И до сих пор так кажется. Он мой друг», – без обиняков заявил Мюррей.

Вдобавок, с целью сокращения затрат, Билл поработал над «Академией» за смешные $9 тыс. – минимальную ставку Гильдии актеров США. Более того, когда коварнейшая из коварных студия Disney не захотела раскошелиться на съемки с вертолета, Мюррей выложил из собственного кармана $25 тыс. Прикол №1: эпизод с вертушкой из фильма все равно вырезали. Прикол №2: Андерсон так и не обналичил этот чек, сохранив его как напоминание о тех временах, когда его славный режиссерский путь лишь начинался.

Неочевидная страсть Скорсезе

В кругу почитателей талантов Уэса Андерсона не только миллионы рядовых киноманов со всего мира, но и самый настоящий Мартин Скорсезе. В свое время он так впечатлился творчеством Уэса, что в 2007 году (как раз вышел «Поезд на Дарджилинг») назвал его «следующим Мартином Скорсезе». Ничего такой комплимент, да? Причем Уэс отнесся к этому скромненько. В частности, в 2015-м деликатно расшаркался: «Ну, он давным-давно это сказал. Не факт, что он по-прежнему чувствует то же самое». Как бы то ни было, вы никогда не угадаете, какую картину Андерсона Скорсезе особенно ценит.

Нет, не «Академию Рашмор». Не «Семейку Тененбаум». Не «Королевство полной луны» и даже не «Бесподобного мистера Фокса». А «Бутылочную ракету», дебют Андерсона, во многом, кстати, напоминающий неочевидный хит самого Скорсезе «Злые улицы». Марти настолько проникся «Ракетой», что разродился целой критической заметкой, сравнив Андерсона с Жаном Ренуаром («Великая иллюзия») и Лео МакКери («Незабываемый роман»). Все они, по мнению автора, так любят своих героев, так мастерски сплетают отношения между ними, что зрителю трудно удержаться от ответного чувства.

«Этот фильм застал меня врасплох. В нем нет ни тени цинизма, что объясняется привязанностью режиссера к персонажам и людям вообще. Уникально!» – заключил Скорсезе.

Прекрасная дружба с Уилсоном

Оуэн Уилсон – талисман Уэса Андерсона начиная с «Бутылочной ракеты». За которой последовали «Семейка Тененбаум», «Водная жизнь», «Поезд на Дарджилинг», «Бесподобный мистер Фокс», «Отель «Гранд Будапешт» и «Французский вестник». Получая «Оскара» за «Чудесную историю Генри Шугара», Андерсон отдельно поблагодарил Оуэна, отметив следующее: «Если бы я не встретил Оуэна Уилсона в коридоре Техасского университета, когда мне было 18, я бы точно не взял сегодня награду». И сказано это не для красного словца: Уилсон помогал Андерсону писать «Ракету», «Рашмор» и «Тененбаум» и внес неоценимый вклад в создание его чудесатых мирков.

Меж тем обстоятельства их сближения весьма забавны – надеемся, однажды кто-нибудь снимет по мотивам духоподъемное бадди-муви. Да, они вместе учились на втором курсе Техасского универа в Остине. Да, посещали одни и те же уроки драматургии, где Уилсон демонстративно скучал и дерзко читал газету на семинаре с участием девяти студентов. Но поначалу Оуэн с Уэсом вообще не разговаривали и не тусили. Пока Уилсон (ни с того ни с сего!) не подошел к Андерсону и не завел панибратскую беседу, о чем сам режиссер вспоминает как-то так:

«Мы записывались на занятия, а он поймал меня и давай докапываться, что именно тут нужно сделать. Будто мы были знакомы. Будто уже болтали раньше или хотя бы знали имена друг друга. Казалось, он понимал: пока мы чужаки, но вскоре подружимся».

Любовь к «Розмари»

Можно понять, почему Уэс Андерсон котирует «400 ударов» и «Выпускника»: героями его историй тоже нередко оказывались смятенные подростки, которые пускаются в бега и враждуют со взрослыми. Но в списке важных для него картин имеется и небанальный фаворит: психологический хоррор Романа Полански «Ребенок Розмари». Кино, бесспорно, легендарное, но где зловещие сатанисты и где уютный Уэс Андерсон? А вот, поди ж ты, как оно бывает.

«Фильм, к которому я частенько возвращаюсь, – это «Ребенок Розмари». Он всегда здорово на меня влиял, подкидывал мне идеи. И я всегда был от него без ума. Миа Фэрроу выдает перформанс на века. Я даже сценарий читал, и он великолепен», – рассыпается в похвалах Уэс.

В числе других фаворитов Андерсона – «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, «Окно во двор» Альфреда Хичкока, «Ханна и ее сестры» (его любимый Вуди Аллен), «Мой сосед Тоторо» Хаяо Миядзаки и «Во власти Луны» с молоденьким Ником Кейджем. Роскошный выбор, не так ли?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: