Кино

Вспомним все! Ремейки классических мультфильмов

В ближайшие месяцы после новых «Бременских музыкантов» нам покажут еще «Летучий корабль» и «Маму для мамонтенка». И это далеко не полный список. Теперь уж точно, вспомним все! А заодно разберемся в отношении к игровым версиям великих анимационных оригиналов.

Как известно, новое – хорошо забытое старое. А иногда – как раз совсем не забытое и по-прежнему коммерчески успешное. Эта нехитрая мысль лежит в основе нынешнего бума игровых ремейков классических советских мультфильмов. Однако предшествовал ему фильм, который ни к одному из них прямого отношения не имел. «Последний богатырь», вышедший в 2017 году, не был первой попыткой повторить успех сказок Александра Роу, но его создатели стали первыми, кому это удалось. Эту картину – с ее пантеоном хорошо узнаваемых и с детства любимых героев – так тепло приняла публика, что всем стало ясно: время пришло!

Вторую жизнь «Чебурашке» (2023) подарил как раз режиссер «Последнего богатыря» Дмитрий Дьяченко. Сюжет картины почти не пересекался ни с книгой Эдуарда Успенского, ни с мультфильмом. Второй главный герой – крокодил Гена – приобрел человеческие черты Сергея Гармаша, и потому совсем неудивительно, что к нему стала испытывать женский интерес «старуха Шапокляк» Елены Яковлевой. Действие перенесли в Сочи, зоопарк вообще убрали из сюжета, заменив дендрарием. Переделали, в общем, практически все, кроме самого ушастого и обожаемых им апельсинов. И так вдруг пришло понимание того, что все детали из советского мультфильма – за исключением главного героя – легко заменяемы.

Именно Чебурашка и был основным, а вернее, единственным триггером, «золотым ключиком», выпускающим из зрительского подсознания лучшие детские воспоминания. Вокруг него могло происходить что угодно в каких угодно декорациях, но он оставался самим собой – не постаревшим, не изменившимся, таким же трогательно старомодным, как вкус эклеров по ГОСТу за 20 копеек. И заработал в прокате более 6,8 млрд рублей. Теперь даже не нужно знать, каким будет сюжет «Чебурашки 2» (а за ним обязательно «Чебурашки 3» и «Чебурашки 4»), – это совершенно неважно. Создатели будут использовать тот же проверенный рецепт, и он будет работать. 

В каждом советском мультфильме был такой «золотой ключик». Иногда – это внешность главного героя, иногда – сюжет или музыка и песни. Редко, но случалось, когда ключиком был весь мультфильм как единое целое. Это как раз случай «Бременских музыкантов». Советский по месту рождения, но совершенно не советский по степени внутренней и визуальной свободы, этот мультфильм считается эталонным до сих пор. Повторить его успех хотят многие, пока не получалось ни у кого. В 2000-м вышел анимационный ремейк «Новые Бременские», которые после просмотра хотелось развидеть. Свою игровую версию «Бременские музыканты &Co» снял в том же году Александр Абдулов, где Филипп Янковский играл Трубадура, Анастасия Вертинская – Атаманшу, а Александр Коржаков – начальника службы госбезопасности. 

И вот почти четверть века спустя, его опять решили вытащить на большой экран: «Бременские музыканты» Алексея Нужного – главная премьера Нового года. И гарантом успеха тут то, что музыка и песни в фильме все те же – над «Бременскими» успел поработать их автор, композитор Геннадий Гладков. Однако в остальном это тоже довольно «вольный перевод»: новый Трубадур (Тихон Жизневский) совсем не такой пижон, от Принцессы (Валентина Ляпина) из оригинального мультфильма остались только хвостики, а Осел, Пес, Кот и Петух приобрели антропоморфные черты, как во взрослой версии мюзикла «Кошки». Примут ли эту трансформацию зрители, как приняли преображение того же Гены?

Примерно тот же подход демонстрирует новый «Летучий корабль» – от оригинального авторского стиля мультфильма Гарри Бардина 1979 года мало что осталось. Один лишь Водяной немного напоминает прежнего – в канотье, с тросточкой и голосом Анатолия Папанова. Пухлощекой Забаве теперь предстоит влюбиться не в Трубочиста, а в Матроса, и свататься к ней будет не коррупционер Боярин, а принц-иноагент, и к чисто русской нечисти добавится модный Пушистик-Потеряшка Scruff a Luv. В итоге по стилистике будет похоже на все современные сказки разом – от «Конька-Горбунка» (2021) до «По щучьему веленью» (2023). Коммерчески это неплохо, учитывая, что новая щука уже собрала в прокате больше 1,5 млрд, а конек – 1,2 млрд рублей.

Что уж совсем непонятно, почему решили переснять «Маму для мамонтенка» (1981) – щемящий советский мультфильм, с совершенно законченным сюжетом. В классической версии, замерзший в вечной мерзлоте и чудом оттаявший малыш отправляется в Африку на поиски мамы. Даже пятилетнему ребенку было понятно, что его настоящая мама умерла. В конце концов он обретает приемного родителя – африканскую слониху, что хеппи-энд только отчасти. 

В новом мультфильме уже сын того самого, повзрослевшего мамонтенка, отправляется на поиски мамы. И тут вопросов к сюжету возникает много. Будет ли у нового мамонтенка шерсть? Будет ли это вообще мамонтенок? Куда делась его настоящая мама, и кто она вообще – слониха или есть еще варианты? Но, как и в случае с «Чебурашкой», предлагается не вникать в детали, а довериться тому самому «золотому ключику», способному открыть ностальгический портал в прошлое. И конечно же, отмычкой станет песня, спетая голосом, максимально похожим на голос Клары Румяновой. Как сказал один известный музыкант: «Новые песни пишут те, у кого старые плохие». А у нас еще старых, по ГОСТу, предостаточно.

Кейс (как принято сейчас говорить) «Чебурашки» показал, что совершенно необязательно делать кальку, – главное, сделать с душой и качественно. Конечно, сохранив то, ради чего зритель пойдет в кино – любимые образы или мелодии, с помощью которых можно ненадолго всем превратиться в детей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад