Сегодня, 27 мая, жители Санкт-Петербурга отмечают День города. По этому поводу «КиноРепортер» вспоминает, каким город на Неве, один из самых красивых в мире, видели режиссеры XXI века. Фантастический, мистический и, конечно, классический – версий набралось предостаточно.
Сериал Владимира Бортко с Евгением Мироновым в главной роли живописует классический Санкт-Петербург. Это самая точная и подробная экранизация одноименного романа Федора Достоевского: даже снимать режиссер старался в тех местах, которые описывал русский классик. Правда, встречается в рецензиях на проект любопытная претензия – слишком уж чистыми и аккуратными выглядят улочки города, которые должны навевать уныние и меланхолию. В итоге близость к первоисточнику, размах съемок и звездный состав (такое количество знаменитых актеров в отечественном сериале того времени даже представить было сложно!) дали свои плоды: по рейтингам «Идиот» обгоняет даже «Бригаду».
Культовая лирическая картина о любви. Начало 2000-х, в ходу диски и телефоны-раскладушки. Именно такая модель становится единственным способом связи между молодым архитектором Максимом (Евгений Цыганов) перед отъездом в Германию и популярной радиоведущей Машей (Екатерина Федулова), которая готовится к свадьбе с одноклассником. Герои постоянно пересекаются на одних и тех же улицах, но проходят мимо, назначают встречи и пропускают, много разговаривают и пытаются разобраться в своих чувствах. Пока что не друг к другу, хотя хеппи-энд этой истории обеспечен: вокруг люди только и делают, что любят. Симпатии распространяются и на Питер. Да и как не любить эти набережные, фонари, крыши и ряды старинных фасадов?
Действие приключенческой драмы Алексея Мизгирева разворачивается, конечно, не в реальном Петербурге. Неестественность столицы выдает все: выброшенные на берег баржи, засыпанные землей мостовые, изломанные здания самых разных стилей, больше напоминающие гигантские декорации. Театральности добавляют пустые пространства, минимум диалогов и хлесткие, отточенные движения актеров. Пространство при этом – оригинальное до дрожи, создаваемое за счет пышных залов, нарядов, оружия. Любоваться можно до бесконечности, а уж когда в смертельной схватке сходятся герои Петра Федорова и Владимира Машкова, время, кажется, и вовсе останавливается.
В 20 минут экранного времени вмещается один день из жизни Елены Ивановны (Виктория Исакова) – прагматичной, честной и очень напористой женщины, которая приезжает в Санкт-Петербург в поисках секса, но неожиданно находит любовь (и Евгения Цыганова!). Мелодия из «Золушки» здесь перемежается с задорным джазом, стилизованным то под вздохи, то под тиканье часов. Обязательные атрибуты города тоже присутствуют – от «Сапсана» и Исаакиевского собора до «Астории» и запряженных конями карет. Но куда больше переживаний Елену Ивановну ждет в номере гостиницы. Впрочем, для утренней прогулки по набережным, залитым весенним светом, время тоже находится – уже без всяких иронично-нецензурных ремарок, озвученных Константином Хабенским.
Драма Андрея Зайцева, получившая Гран-при ММКФ и три «Золотых орла» в том числе как лучший игровой фильм. Действие происходит в феврале 1942 года, когда в осажденном Ленинграде жители тысячами гибнут от голода и холода. Через замерзший ад режиссер проводит не только свою героиню (Ольга Озоллапиня), которая отправляется на последнюю встречу с отцом, но и зрителей. Тщательно сконструированная реальность (зернистое ч/б добавляет пронзительности) не дает отвлечься на посторонние мысли. Да, некоторым пришлись не по вкусу эпизоды, стилизованные едва ли не под зомби-хоррор. Но сложно спорить с тем, что промерзлые дома и едва живые люди производят на современную публику, которая о блокаде знает не так много, должный эффект. Повторяться такое не должно!
Еще один Петербург, которого никогда не было, удалось воссоздать на экране Олегу Трофиму. В комиксном варианте полицейский участок, где периодически ночует главный герой (Тихон Жизневский), словно выдернут из Готэма, самые влиятельные люди города собираются в казино «Золотой дракон». А башня техномагната Сергея Разумовского (Сергей Горошко) отсылает к самому высокому небоскребу в Европе – реально существующему Лахта-центру. Других важных для города мест тоже хватает – как в оригинальном фильме, так и в приквеле. Останавливаться создатели не планируют: для съемок сиквела они перекрывали площадь у Мариинского дворца и заглядывали в легендарный изолятор «Кресты».
Романтическая сказка Михаила Локшина находит свое отражение в замерзших каналах Санкт-Петербурга и пышных бальных залах – съемки проходили в Юсуповском, Мраморном и Шереметьевском дворцах, а также во дворце великого князя Владимира Александровича. Маргиналы предстают на контрасте – главный герой в исполнении Федора Федотова вместе с новыми приятелями какое-то время обитает в остове старинного корабля на побережье Финского залива, которому одной ночью предстоит запылать ради одной из самых эффектных сцен фильма. Блеск и нищета одного города в формате блокбастера.
Разумеется, сериал, который обязан своим названием году основания Санкт-Петербурга, не мог обойтись без многочисленных мифов и аллюзий. Жанр тоже обязывает: в абсурдистском детективе по улицам бродят слоны, подаренные государю бухарским ханом, воедино сплетаются чертовщина и европейское прошлое, а над самим городом висит вечная ночь – зловещая и подсвеченная только тревожными фонарными всполохами. В квартирах, барах и на улицах поют «Все идет по плану» и «Калинку-малинку», поминают «Черного пса Петербурга» и спорят с галлюцинациями, вызванными стрессом и алкогольным делирием. В общем, в версии Сергея Сенцова на экране скорее город Есенина и Гоголя (а в первую очередь – Андрея Белого), чем Достоевского.
В сериале Данилы Козловского Петербург предстает таким же альтернативным, как и сама история государства Российского. Если в ее судьбы неожиданно вмешиваются вампиры, то сам город населяют поэты, манифестанты и сторонники будущего террора. Более того, пока анархист Карамора (в исполнении режиссера) пытается геройствовать, перемещаясь между Карпатами, Амстердамом и Кавказом, в Петербурге идет охота на маньяка, убивающего проституток. Выпукло, вычурно, почти на грани китча – в кадре бордели, абсент, революция. Без царских интерьеров тоже не обходится – особняки и дорогие ресторации становятся местами для интимного разговора или очередной расправы. А иногда и того и другого.
Сериал Валерия Тодоровского снимался сразу в двух столицах. В Москве главные герои в исполнении Данилы Козловского и Александра Петрова живут и трудятся, а в Санкт-Петербурге бывают наездами. По работе, по острой нужде, по любви. Привычных туристических видов здесь практически нет (хотя «дикие» и «революционные» названия вроде Гражданки и Петроградки обсуждаются с азартом), зато отлично схвачена атмосфера – спор о постструктурализме проходит в уютном баре, танцы до упада – там же. Ну и куда ж без классики – первый поцелуй обязательно случается на открытой крыше с видом на ночной город, страстный секс – прямо в чинной парадной, а финальные кадры – на теплоходе, плывущем по Неве.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…