Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Великолепный вид: Санкт-Петербург в кино

Великолепный вид: Санкт-Петербург в кино

4 декабря 2023 /
Великолепный вид: Санкт-Петербург в кино

Мистический, сюрреалистический, фантастический, романтический и просто очень красивый.

В этом году Санкт-Петербург празднует крупный юбилей – 320 лет с момента основания. По этому поводу (и по случаю недавней премьеры сериала «Цербер») «КиноРепортер» решил вспомнить, каким город на Неве, один из самых красивых в мире, видели режиссеры XXI века. Фантастический, мистический и, конечно, классический – версий набралось предостаточно.

«Идиот» (2003)

Сериал Владимира Бортко с Евгением Мироновым в главной роли живописует классический Санкт-Петербург. Это самая точная и подробная экранизация одноименного романа Федора Достоевского: даже снимать режиссер старался в тех местах, которые описывал русский классик. Правда, встречается в рецензиях на проект любопытная претензия – слишком уж чистыми и аккуратными выглядят улочки города, которые должны навевать уныние и меланхолию. В итоге близость к первоисточнику, размах съемок и звездный состав (такое количество знаменитых актеров в отечественном сериале того времени даже представить было сложно!) дали свои плоды: по рейтингам «Идиот» обгоняет даже «Бригаду».

«Питер ФМ» (2006)

Культовая лирическая картина о любви. Начало 2000-х, в ходу диски и телефоны-раскладушки. Именно такая модель становится единственным способом связи между молодым архитектором Максимом (Евгений Цыганов) перед отъездом в Германию и популярной радиоведущей Машей (Екатерина Федулова), которая готовится к свадьбе с одноклассником. Герои постоянно пересекаются на одних и тех же улицах, но проходят мимо, назначают встречи и пропускают, много разговаривают и пытаются разобраться в своих чувствах. Пока что не друг к другу, хотя хэппи-энд этой истории обеспечен: вокруг люди только и делают, что любят. Симпатии распространяются и на Питер. Да и как не любить эти набережные, фонари, крыши и ряды старинных фасадов?

«Дуэлянт» (2016)

Действие приключенческой драмы Алексея Мизгирева разворачивается, конечно, не в реальном Петербурге. Неестественность столицы выдает все: выброшенные на берег баржи, засыпанные землей мостовые, изломанные здания самых разных стилей, больше напоминающие гигантские декорации. Театральности добавляют пустые пространства, минимум диалогов и хлесткие, отточенные движения актеров. Пространство при этом – оригинальное до дрожи, создаваемое за счет пышных залов, нарядов, оружия. Любоваться можно до бесконечности, а уж когда в смертельной схватке сходятся герои Петра Федорова и Владимира Машкова, время, кажется, и вовсе останавливается.

«Нежность» (2018)

В 20 минут экранного времени вмещается один день из жизни Елены Ивановны (Виктория Исакова) – прагматичной, честной и очень напористой женщины, которая приезжает в Санкт-Петербург в поисках секса, но неожиданно находит любовь (и Евгения Цыганова!). Мелодия из «Золушки» здесь перемежается с задорным джазом, стилизованным то под вздохи, то под тиканье часов. Обязательные атрибуты города тоже присутствуют – от «Сапсана» и Исаакиевского собора до «Астории» и запряженных конями карет. Но куда больше переживаний Елену Ивановну ждет в номере гостиницы. Впрочем, для утренней прогулки по набережным, залитым весенним светом, время тоже находится – уже без всяких иронично-нецензурных ремарок, озвученных Константином Хабенским.

«Блокадный дневник» (2020)

Драма Андрея Зайцева, получившая Гран-при ММКФ и три «Золотых орла», в том числе как лучший игровой фильм. Действие происходит в феврале 1942 года, когда в осажденном Ленинграде жители тысячами гибнут от голода и холода. Через замерзший ад режиссер проводит не только свою героиню (Ольга Озоллапиня), которая отправляется на последнюю встречу с отцом, но и зрителей. Тщательно сконструированная реальность (зернистое ч/б добавляет пронзительности) не дает отвлечься на посторонние мысли. Да, некоторым пришлись не по вкусу эпизоды, стилизованные едва ли не под зомби-хоррор. Но сложно спорить с тем, что промерзлые дома и едва живые люди производят на современную публику, которая о Блокаде знает не так много, должный эффект. Повторяться такое не должно!

«Майор Гром: Чумной доктор» (2020)

Еще один Петербург, которого никогда не было, удалось воссоздать на экране Олегу Трофиму. В комиксном варианте полицейский участок, где периодически ночует главный герой (Тихон Жизневский), словно выдернут из Готэма, самые влиятельные люди города собираются в казино «Золотой дракон». А башня техномагната Сергея Разумовского (Сергей Горошко) отсылает к самому высокому небоскребу в Европе – реально существующему Лахта Центру. Других важных для города мест тоже хватает – как в оригинальном фильме, так и в приквеле. Останавливаться создатели не планируют: для съемок сиквела они перекрывали площадь у Мариинского дворца и заглядывали в легендарный изолятор «Кресты».

«Серебряные коньки» (2020)

Романтическая сказка Михаила Локшина находит свое отражение в замерзших каналах Санкт-Петербурга и пышных бальных залах – съемки проходили в Юсуповском, Мраморном и Шереметьевском дворцах, а также во дворце великого князя Владимира Александровича. Маргиналы предстают на контрасте – главный герой в исполнении Федора Федотова вместе с новыми приятелями какое-то время обитает в остове старинного корабля на побережье Финского залива. Которому одной ночью предстоит запылать – ради одной из самых эффектных сцен фильма. Блеск и нищета одного города в формате блокбастера.

«1703» (2022)

Разумеется, сериал, который обязан своим названием году основания Санкт-Петербурга, не мог обойтись без многочисленных мифов и аллюзий. Жанр тоже обязывает: в абсурдистском детективе по улицам бродят слоны, подаренные государю бухарским ханом, воедино сплетаются чертовщина и европейское прошлое, а над самим городом висит вечная ночь – зловещая и подсвеченная только тревожными фонарными всполохами. В квартирах, барах и на улицах поют «Все идет по плану» и «Калинку-малинку», поминают Черного пса Петербурга и спорят с галлюцинациями, вызванными стрессом и алкогольным делирием. В общем, в версии Сергея Сенцова на экране – скорее город Есенина и Гоголя (а в первую очередь – Андрея Белого), чем Достоевского.

«Карамора» (2022)

В сериале Данилы Козловского Петербург предстает таким же альтернативным, как и сама история государства российского. Если в ее судьбы неожиданно вмешиваются вампиры, то сам город населяют поэты, манифестанты и сторонники будущего террора. Более того, пока анархист Карамора (в исполнении режиссера) пытается геройствовать, перемещаясь между Карпатами, Амстердамом и Кавказом, в Петербурге идет охота на маньяка, убивающего проституток. Выпукло, вычурно, почти на грани китча – в кадре бордели, абсент, революция. Без царских интерьеров тоже не обходится – особняки и дорогие ресторации становятся местами для интимного разговора или очередной расправы. А иногда и того, и другого.

«Надвое» (2022)

Сериал Валерия Тодоровского снимался сразу в двух столицах. В Москве главные герои в исполнении Данилы Козловского и Александра Петрова живут и трудятся, а в Санкт-Петербурге бывают наездами. По работе, по острой нужде, по любви. Привычных туристических видов здесь практически нет (хотя «дикие» и «революционные» названия, вроде Гражданки и Петроградки, обсуждаются с азартом), зато отлично схвачена атмосфера – спор о постструктурализме проходит в уютном баре, танцы до упада – там же. Ну и куда ж без классики – первый поцелуй обязательно случается на открытой крыше с видом на ночной город, страстный секс – прямо в чинной парадной, а финальные кадры – на теплоходе, плывущем по Неве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: