Великая ответственность: Как и почему «Капитан Марвел» проигрывает другим фильмам киновселенной | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Кино > Великая ответственность: Как и почему «Капитан Марвел» проигрывает другим фильмам киновселенной

Великая ответственность: Как и почему «Капитан Марвел» проигрывает другим фильмам киновселенной

7 марта 2019 / Сергей Сергиенко
Великая ответственность: Как и почему «Капитан Марвел» проигрывает другим фильмам киновселенной

«Проблема Супермена» мешает первому фильму Marvel с женщиной в главной роли.

Верс – элитный воин расы Крии, которая после долгих тренировок наконец-то отправляется на важное задание. Ей предстоит столкнуться с враждебной расой скруллов, а затем очутиться на Земле, познать собственные силы, познакомиться с молодым еще Ником Фьюри и вспомнить давно потерянное прошлое и собственное имя.

«Капитан Марвел» – фильм по-настоящему важный для киновселенной Marvel по нескольким причинам. Во-первых, впервые главную роль играет женщина (не в рамках актерского ансамбля, а сольно). Во-вторых, героиня является своеобразным мостиком к грядущему финалу всей эпопеи. Фильм призван позатыкать отдельные сюжетные дыры, лаконично ввести сильного женского персонажа и дать задел на нечто большее, открывая своего рода новую веху во всей киновселенной. Тем обиднее, что Marvel явно заигрались, выдав достаточно скучного персонажа за откровение. Что именно не так и почему стоит смотреть на конкурентов в лице DC – вопрос достойный внимания, и на нем хотелось бы остановиться подробнее.

Краткий экскурс в историю комиксов тут не помешает. DC стартовали в конце 30-х годов прошлого века и долгое время морально оставались примерно там же: простые сюжеты, идеальные персонажи и подход к героям как к богам. Да, они несли что-то доброе и вечное в массы со своих страниц (иногда даже излишне заигрываясь со своим всесилием), но при этом нередко чувствовалась их оторванность от реальности. Иногда это называют «проблемой Супермена»: пришелец Кал-Эл настолько могуч и не похож на людей, что совершенно не вызывает никакой эмпатии. Он всегда добр, весел, нацелен на справедливость и готов раздать тумаков различным злодеям – от Лекса Лютора до космических вторженцев вроде знакомого по «Бэтмену против Супермена» Думсдея.

Проще говоря, Супермен – скорее функция, чем герой.

Корни этой проблемы уходят в историю его появления: он явился как попытка оградить людей от ужасов Великой Депрессии, повальной механизации труда и прочих неприятных для простых граждан вещей. Как ни смешно, но по своей сути Супермен был социалистическим героем: он боролся за права людей, в нем было сильным чувство долга и в целом он соответствовал образу героя как символа социалистического строя. Символ должен быть простым, но важным, близким к идеалу, поэтому с каждым разом он становился все сильнее и сталкивался со все более глобалными трудностями. Идеалу трудно симпатизировать, что и является главной проблемой Супермена.

Герои же Marvel чаще всего «цепляют» как раз своей человечностью: та же «Фантастическая четверка», один из первых комиксов обновленного издательства Marvel, цепляла именно своим свежим подходом: герои были человечны. Они ругались, мирились и ссорились, сталкивались с бытовыми проблемами. Появившийся позже Человек-Паук и вовсе был вынужден вести двойную жизнь и переживал из-за прыщей и отношений с девчонками – что для комиксов было совсем уж в новинку. Таким героям хотелось сопереживать. На таких героях держалась и киновселенная: тот же Тони Старк, Железный Человек, имеет ряд проблем со здоровьем и находится в крайне неопределенных отношениях с подружкой-секретарем Пеппер Поттс. Капитан Америка хоть и является символом, но не отличается чрезмерными возможностями (плюс с трудом способен найти себе место в новом мире). Даже Тор, являющийся богом, и тот постоянно переживает из-за брата Локи и периодически проигрывает в битвах с ним же – лишь для того, чтобы вновь подняться и столкнуться с новыми проблемами.

Капитан Марвел же в свою очередь как раз и является эдаким Суперменом вселенной: будучи сильным персонажем (речь не про проработку, а про боевой потенциал – мощные потоки энергии из рук, полет, способность дышать в открытом космосе, поглощать энергию, ломать сталь голыми руками и многое другое; серьезно, иногда кажется, что Кэрол вообще что угодно может сделать), она решает почти все проблемы не особо запариваясь, чаще всего просто черпая силы из будто бы бесконечного источника. Бонусом к этому идет модная нынче повестка о женских правах, проходящая через весь фильм тонкой красной линией: Кэрол Дэнверс проходит через самоопределение и отказ от требований «приютившей» ее расы крии, в одной из сцен буквально разрывая оковы общества. В попытках максимально точно угодить в тренд и создать сильную героиню Marvel слишком сильно перегибают палку: Кэрол становится символом, пустышкой, наделенной массой положительных черт. Функцией, следить за которой не так уж и интересно.

По-настоящему интересные герои рождаются из противоречий: Капитан Америка следует четкому внутреннему компасу, который иногда дает сбой – что прекрасно видно в фильме «Первый Мститель: Противостояние». «Сбои» же Капитана Марвел – исключительно внешние: ей точно известно, что она права, и менять по необходимости точку зрения ей не трудно. У идеалов не должно быть моральных дилемм. На фоне наметившегося не так давно тренда с «авторскими» фильмами вселенной вроде «Тора: Рагнарек» и дилогии «Стражи Галактики» «Капитан Марвел» кажется эдаким шагом назад: обратно к слишком уж стандартной супергероике, лишенной изюминки.

Более того, появление такого героя, ранее не встречавшегося в киновселенной, кажется эдаким «богом из машины»: на первый взгляд все смотрится так, словно продюсеры кинофраншизы попросту бросают спасательный круг в ту кашу, которую сами же и заварили. Все это не очень-то хорошо работает на образ – но при этом работает на актуальную тему: именно сильная женщина, судя по всему, и спасет вселенную. Возможно, не в одиночку, но сам факт не пройдет незамеченным.

А жаль. Сама по себе Кэрол обладает большим потенциалом, интересной собственной историей и вполне могла бы составить компанию (а то и конкуренцию) Стражам Галактики, ведь, по сути, про космическую жизнь киновселенной все еще известно немного.

Читайте также

Поточный метод: Какие проблемы ожидают Netflix Кино
15 сентября 2019
Поточный метод: Какие проблемы ожидают Netflix

«КиноРепортер» разобрался, в чем причина кризиса онлайн-гиганта и как корпорация сможет победить конкурентов.

Джеймс Ганн раскрыл полный актерский состав «Отряда самоубийц 2» Кино
14 сентября 2019
Джеймс Ганн раскрыл полный актерский состав «Отряда самоубийц 2»

В списке режиссера значатся 24 исполнителя. Уилла Смита среди них нет.

Тодд Филлипс рассказал о трудностях работы с Хоакином Фениксом Кино
13 сентября 2019
Тодд Филлипс рассказал о трудностях работы с Хоакином Фениксом

Роберт Де Ниро мнение режиссера не разделяет.

Энсел Элгорт: Малыш на драйве Кино
13 сентября 2019
Энсел Элгорт: Малыш на драйве

«КиноРепортер» рассказывает о пути 25-летнего актера из экранизации «Кэрри» Стивена Кинга в адаптацию бестселлера Донны Тартт «Щегол».