Кино

Вас уже троллили? Изучаем гигантов из скандинавской мифологии во всем жанровом многообразии

1 декабря на Netflix тяжелой поступью ворвалось норвежское фэнтези «Тролль», горячо ожидаемое фанатами подобного кино. Не самого интеллектуального, конечно, но где тролли – и где интеллект! Весело же? Весело. Остальное не суть важно. Пользуясь случаем, мы решили вспомнить и другие фильмы о троллях, поразившись заодно их жанровому многообразию. Здесь и откровенно трэшовые ужастики, и детские мультики, и дорогущие блокбастеры, а также мокьюментари и фестивальный артхаус. Не соскучишься.

«Тролль 2» (1990)

Эта картина – эталон плохого кино. Точнее, кино недооцененного. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы петь дифирамбы «Аватару». А вот попробуйте оценить по достоинству «Тролля 2». Непросто, да? То-то же. Но это не значит, что не стоит пытаться. Сей шедевр напрямую не связан с «Троллями» под номером 1 и 3, хотя с «Троллем» 1986 года тоже не помешало бы ознакомиться. Как минимум потому, что его главного героя зовут… Гарри Поттер. И это за 11 лет до публикации «Философского камня». Конспирологические теории напрашиваются сами собой.

Но хватит о грустном. Итак, «Тролль 2»: добрый дед читает внучку страшную сказку на ночь, где мерзкие гоблины превращают одного бедолагу в получеловека-полурастение и с аппетитом сжирают. Сказка – ложь, да в ней намек. Намек на то, что гоблины существуют. А заодно – на отсутствие в фильме «Тролль 2» троллей. Просто лента 1986-го была так популярна, что итальянский затейник Клаудио Фрагассо (он же Дрэйк Флойд) решил на ее успехе банально хайпануть.

Поэтому давайте не будем огорчать мужчину и представим, что здесь реально фигурируют тролли. Абсолютно фееричные, кстати, в уродливых пластмассовых масках и с посохами. Эдакие эвоки курильщика. Описывать происходящее на экране бессмысленно, но разок увидеть своими глазами настоятельно рекомендуется. Хотя бы на перемотке.

«Тролль в центральном парке» (1994)

Злыдни из «Тролля 2» боялись мяса как огня. Поэтому прежде, чем полакомиться человечинкой, они превращали жертв в растения. История умалчивает, удалось ли насладиться той картиной кудесникам Дону Блуту и Гари Голдману, снявшим несколько ярких анимационных хитов («Все псы попадают в рай», «Дюймовочка», «Анастасия»). Но герой их прелестного мультика «Тролль в Центральном парке» к зелени тоже неравнодушен.

Живет он в мрачном королевстве, где цветы категорически запрещены. Поэтому улыбчивый тролль Стэнли мигом становится персоной нон-грата, едва собратья узнают, что тот способен по волшебству выращивать васильки да ромашки. Теперь его ждет кара по всей строгости закона: ссылка в Нью-Йорк, логово вредных американцев, по сравнению с которыми тролли покажутся сущими ангелочками!

Но на загнивающем западе тролль не растерялся. Напротив – с комфортом обосновался под мостом в Центральном парке и познакомился с премилыми детишками. А в итоге показал коварной королеве троллей, где раки зимуют, и превратил Манхэттен в цветущий сад. Этот симпатичный мультик с экологическим посылом досадным образом растворился на фоне других хитов 1994 года – «Короля Льва», «Принцессы Лебедь» и второй «Земли до начала времен». Тем приятнее попасть под его чары сейчас, когда золотая коллекция анимации давно затерта до дыр, а душа требует чего-то неприлично сентиментального.

«Охотники на троллей» (2010)

Полнометражный дебют большого мастера Андре Овредала, автора атмосферного хоррора «Демон внутри» и хэллоуинской байки «Страшные истории для рассказа в темноте». Вдохновившись норвежским фольклором, он создал культовое в узких кругах мокьюментари, герои которого колесят по горам да лесам с камерой наперевес. Попадают в объектив и тролли – их выслеживает охотник Ганс, а любопытные студентики фиксируют события в духе коллег из «Ведьмы из Блэр».

Бюджетами Питера Джексона съемочная группа, увы, не располагала, но тролли здесь на загляденье получились. И трехголовый, и однорукий, и, конечно, гигант из финальной части. Все красавцы удалые, все равны, как на подбор! С ними дядька Овредал, сделавший троллиную мифологию предметом обожания на всех без исключения континентах. Вампиры с оборотнями и зомби уже в печенках сидят. То ли дело – жуткие громадины с неуютного севера. А формат мокьюментари развязывает руки кинематографистам, которые мечтают о своей версии «Парка Юрского периода», но не могут похвастаться лишними $200 млн на банковском счете. Всегда ведь можно снять не само чудо-юдо, а реакцию на его появление. И неизвестно еще, что страшнее окажется.

«Хоббит: Нежданное путешествие» (2012)

В «Гарри Поттере» и «Властелине колец» тролли были частью сказочной массовки. И радовали нас своим присутствием лишь по особо торжественным поводам. В «Философском камне» стараниями поганца Квиррелла ушастый тролль в жилетке проник в Хогвартс и устроил дестрой в женском санузле. Пришлось ему палочку в нос запихивать да собственной дубиной усмирять, посредством заклинания Вингардиум Левиоса. А в «Братстве кольца» пещерный тролль схлестнулся с отрядом Хранителей в эпичной битве в Мории – которую позднее бессовестно передрали бракоделы, выковавшие «Кольца власти».

Но только в первом «Хоббите» тролли оказались полноценными (пусть и эпизодическими) персонажами с диалогами и характерами. В драматичной сцене они поймали Бильбо с гномами и устроили кулинарный диспут, решая, как их лучше приготовить. А потом на выручку явился Гэндальф, и на рассвете горе-повара обратились в камень. Подобно герою «Тролля в центральном парке», которого мерзопакостная королева тиранила.

Товарищи они, конечно, неприятные. Мыться не любят. Зубы не чистят. Сквернословят на каждом шагу. Грубияны, в общем. Плотоядные, вспыльчивые, к хоббитам и гномам резко нетерпимые. Но есть в них какое-то идиотское очарование, которому трудно сопротивляться. Не отказались бы от приквела/спин-оффа про этих ребят, поведавшего бы, как Том, Уильям и Берт дошли до жизни такой. Драгоценный шанс для Вина Дизеля, Дуэйна Джонсона и Джейсона Стэйтема попробовать свои силы в неожиданном амплуа.

«Тролли» (2016)

Кукольные тролли с разноцветными хаерами – столь же неотъемлемые персонажи поп-культуры, что и, например, смурфики. Нравится вам это или нет. Родились они в конце 1950-х, благодаря датскому дровосеку, который смастерил их в качестве рождественского подарка для любимой дочурки. Вскоре эту идею подхватили могучие корпорации, и в 1960-х слава игрушечных троллей прогремела по всему миру. Даже странно, что киношники так долго ждали, прежде чем воссоздать знакомые образы на экране. Первые мультики про волосатых чудиков появились только в 1990-х. А мало-мальски значительная картина вышла в 2016-м, запустив целую франшизу с сериалами, коротышами, рождественскими спецвыпусками и сиквелом «Тролли. Мировой тур».

Здешние тролли – наисчастливейшие существа на свете. Живут они в счастливом лесу на самом счастливом дереве. Хлебом их не корми, дай спеть, станцевать и пообниматься. Но имеются у них и антагонисты, так называемые бергены. Которые, в свою очередь, ни петь, ни плясать, ни обниматься не умеют. Поэтому троллям страшно завидуют. И пьют из них жизненную силу на празднике под названием Тролльдень. На сей нехитрой завязке и выстроен на удивление потешный мульт с голосами Джастина Тимберлейка, Анны Кендрик, Гвен Стефани и Зои Дешанель. Который с шутками-прибаутками сызмальства приучает зрителей к нетленным истинам «за все хорошее против всего плохого» и доказывает, что не так страшны тролли, как их нередко малюют.

«На границе миров» (2018)

А вот самобытная фестивальная диковинка для тех, кто не ищет легких путей в блужданиях по закоулкам троллиного кинематографа. Странная дамочка Тина вкалывает на шведской таможне и с помощью уникального чутья находит запрещенку даже на дне застегнутого рюкзака. А вдобавок вынюхивает потаенные мысли и всякие скрытые желания. Однажды ее пути пересекаются с неким Вуре, который тоже не отличается аленделоновской внешностью, зато оказывается для Тины родственной душой. И помогает ей изучить границы своей сексуальности, отчетливее познать окружающий мир, а на закуску, возможно, обрести простое человеческое счастье. Ну, как человеческое. Троллиное скорее.

Да, Тина и Вуре живут среди людей, носят обычную одежду и занимаются скучными повседневными делами. Но являются при этом самыми настоящими троллями. Такими, какими их увидел иранский хитмейкер Али Аббаси, недавно выпустивший резонансный триллер «Убийца «Святой паук» и приложивший руку к сериалу «Одни из нас». «На границе миров» по новелле Юна Айвиде Линдквиста («Впусти меня») тянется крайне неспешно, чуть ли не медитативно порой, но в нужные моменты оглушает надрывным драматизмом, а затем воскрешает хрупкой, романтичной интимностью. Редкая птица – меланхоличное городское фэнтези, современная сказка для грустных, что создает собственную реальность на обломках не оправдавшего ожиданий жестокого мира.

«Тролль» (2022)

Мы ждали его, и он пожаловал! Отличный режиссер Роар Утхеуг сидел без работы 4 года. Оно и понятно, после фильмов вроде «Tomb Raider: Лара Крофт» вообще впору профессию менять. Но Утхеуг неожиданно обрел второе дыхание и снял размашистый блокбастер «Тролль», эдакую норвежскую версию «Годзиллы» (или «Кинг Конга», если угодно). В первой же сцене он навевает теплые воспоминания о «Тролле 2». Папа рассказывает девочке байку о троллях, которые действительно существуют, и уточняет, что узреть их можно не глазами, а сердцем. Но спустя 20 лет одного из этих троллей вполне себе обычным образом видит все население Норвегии, когда тот вырывается из горного заточения и неспешно направляется в Осло.

Отдадим Утхеугу и мастерам по визуальным эффектам должное: «Тролль» – не образчик нишевого кинематографа, на который многие почему-то смотрят свысока, а настоящий солидный эпик. Толково поставленный и написанный, с богатой графикой, приятными персонажами и, конечно, роскошным троллем. Одновременно пугающим и симпатичным монстром, который, как выясняется, и не монстр вовсе. Сценаристы здесь конкретно заморочились. Не только украсили троллиную мифологию новой захватывающей главой, вписав их в норвежскую историю, но и придумали гиганту полноценную персонажную арку! А в итоге пришли к занятному выводу, что тролли ничуть не хуже людей, зато люди порой могут быть теми еще троллями. Аплодируем стоя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

9 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

15 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад