Событие из серии «почувствуй себя не слишком молодым»: знаменитый мультик «Король Лев», на котором всплакнуло не одно поколение зрителей, отмечает 30-летие. А знали ли вы, что его сюжет был вдохновлен нетленными произведениями Уильяма нашего Шекспира? Не знали? Тогда встречайте еще несколько необычных адаптаций его шедевров для киноэкрана – от «Ромео и Джульетты» про противостояние уличных банд до стильного «Гамлета» с Итаном Хоуком.
Десять премий «Оскар». Экранизация одноименного бродвейского мюзикла, который, в свою очередь, опирается на конфликт из «Ромео и Джульетты». Злачные нью-йоркские улицы 1960-х. Социальный спад спровоцировал рост преступности. Уличные банды чтят собственные порядки выше закона, что приводит к нескончаемым мелким стычкам. Конфликт между местными «Ракетами» и приезжими пуэрториканскими «Акулами» усугубляется, когда лучший друг лидера первых влюбляется в сестру лидера соперников.
Несмотря на серьезный и острый, в том числе в отношении расового вопроса, подтекст и неизбежную трагедийность сюжета, Уайз и Роббинс сняли фильм в традициях большого голливудского мюзикла, с насыщенной цветовой палитрой и масштабными танцевальными номерами. Хореографические изыски порой затмевают развитие сюжета и выглядят самоцелью. Производство действительно было перенесено в город, все натурные съемки происходили в выселенном и готовом к сносу квартале. Благодаря этому «Вестсайдская история», помимо статуса жанровой вехи, остается одой Нью-Йорку.
Сэр Фальстаф пользуется всеми благами постоялого двора, подружившись с наследником престола. Влияние, которое он оказывает на юношу, оказывается не таким однозначным.
Орсон Уэллс не раз обращался к творчеству Шекспира: ставил он и «Отелло», и «Макбета». За этими классическими адаптациями «Полуночные колокола» обычно терялись, хотя в контексте работы с первоисточником они представляют наибольший интерес из-за своего компилятивного метода и несвойственной исходному материалу легкости. Режиссер внимателен к тексту, но берет за основу сразу несколько хроник: «Генрих IV», «Генрих V», «Ричард II» и «Виндзорские насмешницы». На авансцену Уэллс вывел сэра Фальстафа, важного в британской культуре персонажа, отвечающего у Шекспира преимущественно за комическое.
Его роль исполняет сам автор фильма, что вносит в шлейф несерьезности героя нужный психологизм, заставляющий воспринимать Фальстафа как сложное, неоднозначное и, главное, трагическое лицо. В остальном «Полуночные колокола» обрели привычное для большого мастера художественное воплощение: удивительная по мощи батальная сцена, филигранная работа со светом, динамичные и плотные мизансцены и монументальность в каждом кадре.
Гамлет у Аки Каурисмяки – бизнесмен, после смерти отца унаследовавший 51% акций крупнейшей компании-монополиста в самых разных, порой даже абсурдных сферах. Он мало чем отличается от своего окружения, одержимого властью и своим участием в обороте денежных масс.
Герои первоисточника и правда все ушли в бизнес. Стали циничными и алчными. Придатками холдинга, которым заготовлено место в аду. Туда и попадает Гамлет-старший, о чем буднично сообщает, явившись сыну призраком. В своем первом игровом фильме Каурисмяки обратился к «Преступлению и наказанию» Федора Достоевского, практически не используя текст. Диалог с первоисточником происходил в столкновении: характеров, поступков, среды. Так и здесь, в привычной меланхоличной манере, когда даже появление мертвеца воспринимается обыденно, идет борьба за капиталы.
На фоне играет рок-н-ролл, романтические письма пишутся с расчетливой ухмылкой, а любовный интерес продиктован приданым. Действующих лиц не жалко ни зрителю, ни самому режиссеру. Лишь паре из рабочего класса – шоферу и служанке – он дает шанс. Вот уж действительно, выживут только любовники.
Симба, наследник статного и храброго Муфасы, становится жертвой интриг своего завистливого и властолюбивого дяди Шрама. Король гибнет – одна из самых душераздирающих сцен в истории диснеевской мультипликации. Его сын оказывается в джунглях. Но настанет момент, когда возмужавший герой полюбит, осознает всю силу «круга жизни» и наконец отвоюет свое место на престоле.
Создатели мультфильма говорили, что «Гамлет», наравне с библейским мифом об Иосифе, воодушевил их взглянуть на историю о львенке Симбе именно в таком ключе. Шекспировские нотки, пусть и неявно, превалируют в мультфильме, как структурно, так и в отношении персонажей. Подчеркивает это и то обстоятельство, что вышедший сразу на видео триквел «Король Лев 3: Акуна Матата», посвященный Тимону и Пумбе, сделал для мира Саванны то же, что сделал для классической пьесы Том Стоппард: рассмотрел основную историю с позиции второстепенных персонажей в пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
За много лет до «Стражей Галактики», в самом начале своего творческого пути Джеймс Ганн участвовал в написании адаптации «Ромео и Джульетты» для культовой треш-студии Troma. Режиссером фильма стал ее бессменный лидер Ллойд Кауфман. А роль рассказчика взял на себя фронтмен британской хард-рок группы Motörhead Лемми.
В «Тромео» есть зачатки последующего увлечения Ганна физическими деформациями и мутациями, которые он продолжит развивать в неизменно мрачном и ироническом тоне. Как в сценарии ремейка «Рассвета мертвецов», так и в своем режиссерском дебюте «Слизняк». Событийно, как ни странно, история влюбленных узнается вплоть до хеппи-энда с традиционным для Troma мотивом болезни всего социума. Вместо яда Джульетта пьет чудодейственную смесь трав, искажающую внешность в глазах смотрящего, который не способен увидеть человеческой сути.
«Тромео» выстроен вокруг цитаты «Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Гротесковый мир, полный извращений, инцестуальных подтекстов, уродства и перверсий не может затмить суть сказа про пару из Вероны. Порочность по Кауфману проявляется именно на этом контрасте.
Бьянка отчаянно хочет, но из-за запрета отца не может пойти на свидание до тех пор, пока ее своенравная сестра Кэт не захочет с кем-то встретиться. Помочь в этом вызывается юный Кэмерон (Джозеф Гордон-Левитт). Отпетому хулигану Патрику (Хит Леджер) начинают выплачивать деньги, чтобы тот нашел подход к строптивой девушке.
Симбиоз «Укрощения строптивой» и «Ромео и Джульетты», с разбросанными Шекспиру кивками вплоть до мелочей: фамилия главного героя – Верона, а героини – Стрэдфорд. В год своего выхода фильм оказался среди целой волны молодежных романтических комедий. Одна из которых, к примеру, брала за основу «Пигмалион» Бернарда Шоу. Но и по сей день он не затерялся, обретя верных поклонников и в России.
Сошлись звезды: на ведущих ролях оказались юные талантливые актеры, а сценарий был достаточно остроумным, чтобы оказаться выше среднего уровня в жанре. Режиссер Джил Джангер долгие годы строил карьеру на славе этого фильма. Спустя десять лет вышел одноименный сериал, а последний его незаконченный (из-за проблем с финансированием) полный метр был идейным продолжением и носил название «10 вещей, которые я ненавижу в жизни». Отдельный предмет культа: Хит Леджер, исполняющий нетленку Can’t take my eyes off of you, удирая от охраны по трибунам стадиона.
Еще одна пьеса Шекспира, чье действие разворачивается в Нью-Йорке. Город представлен цифровым мегаполисом, полным небоскребов и светящихся рекламных таблоидов. В этой интерпретации акцент сделан на рефлексии Гамлета (Итан Хоук). Он записывает монологи на ручную видеокамеру и осмысляет свое положение через визуальные образы, монтируя фильмы из кусков чужих работ. Принц Датский – режиссер. Акт его мести представлен постановкой настоящего произведения в реальности, при участии близких ему людей.
Это одна из наиболее примечательных экранизаций классика в современных реалиях: на экране стихотворный текст произносится после пресс-конференций, в фешенебельных, минималистично обставленных квартирах и лимузинах. Власть над Данией преобразована в руководство компании «Денмарк корпорейшн». А фатализм главного героя выражен через монолог «быть или не быть» с пистолетом у виска.
Сначала ключевой спич поставлен на репит, после чего Гамлет проговаривает его, прогуливаясь меж рядов видеокассет раздела Action в прокате, что и должно подтолкнуть его к крайним мерам. Майкл Алмерейда ставил Шекспира еще и в 2014-м: «Цимбелин», где лидер банды байкеров уходит в крестовый поход против полиции, – тоже трактовка текста для наших дней. Но менее удачная.
«О» – это «Отелло» в декорациях колледжа среднестатистического американского городка. Один (Мекхай Файфер) – лидер баскетбольной команды, игрок с большим и светлым будущим в спорте. Он встречается с Дейзи (Джулия Стайлз), дочерью декана, который, в свою очередь, ее выбором не очень доволен. Но преградой окажется даже не это, а план, задуманный вечно остающимся в тени более талантливого игрока Хьюго (Джош Хартнетт).
Режиссером «О» стал актер Тим Блейк Нельсон, наиболее известный по ярким ролям в фильмах братьев Коэн. В его руках пьеса гладко ложится на современные реалии и мировоззрение подростков, находящихся на пороге нового периода в жизни. Мотивы «Отелло» органичны и в отношении первой любви, и многообразия интриг, распространяемых в школьных стенах.
На первый план выдвинут Хьюго, чья неудовлетворенность и зависть накладываются на особо трепетное и внимательное отношение отца к Одину. Центральный образ фильма заявлен уже в первой сцене – ястреб, выделяющийся на фоне многочисленных белых голубей. Именно с ним монтируется первая переброска взглядами между главными героями, с ним связан и выбор баскетбола как физического полета. Нельсон беспощаден в отношении безапелляционной уверенности и юношеского максимализма, заставляющего идти на все, чтобы этого превосходства добиться, выводя конфликт уже в другую плоскость социальной дискуссии.
Когда съемки «Мстителей» были завершены и картина благополучно ушла на постпродакшен, Джосс Уидон перешел к задаче даже более амбициозной, чем первый двухсотмиллионный кроссовер во вселенной Marvel. Он решил экранизировать Шекспира в домашних условиях. Основной период производства занял всего двенадцать дней, а роли исполняли актеры, с которыми Уидон уже работал в своих продюсерских или телевизионных проектах.
Текст практически не изменился, но акценты были расставлены так, что классическая пьеса стала восприниматься совсем иначе. Открывающая сцена, когда утром после проведенной вместе ночи главные герои молча покидают друг друга, вносит внутренний драматизм в последующие комедийные пикировки Беатриче и Бенедикта. Художественная новизна ощущается за счет привычного для режиссера метода совмещения, казалось бы, несочетаемых жанровых и стилистических конструктов.
Фильм балансирует между мыльной оперой, довоенной американской комедией, мамблкором и даже карикатурным бадди-муви (выход талисмана Уидона Нэйтана Филлиона). Стихотворные диалоги, произнесенные в современных интерьерах в сочетании с черно-белым визуалом, погружают «Много шума» в то условное безвременье, в котором эта история оказывается наиболее органичной.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…