Сверкающие драгоценные камни, блеск золота, вычурная бижутерия, искусные ювелирные изделия – украшения в кинематографе уже давно перестали быть просто элементами костюма. Это часть самих персонажей, которые их носят. Они подчеркивают черты их характера, статус в обществе, эмоциональное состояние. Передают особенности эпох, вносят эстетику роскоши, которая порой кажется недоступной, и усиливают драматизм сцен. Вызывают восхищение, зависть и страстное желание обладать ими.
Драгоценности, поражающие красотой и даже некоторым величием, появлялись во множестве фильмов – «Красотка» (1990), «8 подруг Оушена» (2018), «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953), «Турист» (2010), «Мулен Руж» (2001). «КиноРепортер» пересмотрел десятки фильмов, чтобы рассказать о нескольких украшениях, которые становились предметом вожделения женщин и не только.
После выхода фильма Джеймса Кэмерона «Титаник» (1997) весь мир будто сошел с ума. Девочки-подростки, да и взрослые девушки скупали все, что находили с изображением молодого Леонардо ДиКаприо. Однако пределом мечтаний все же было «Сердце океана», которое носила Роуз (Кейт Уинслет) – колье с сапфиром в форме сердца. И все из-за той легендарной сцены, где девушка позирует перед смущающимся Джеком, а из одежды на ней только это украшение, переливающееся всеми оттенками синего.
Специально для съемок «Сердце океана» было заказано ювелирному дому Asprey&Garrad. По затраченному на создание фильма бюджету – 200 000 000 долларов – колье обошлось в копейки: всего 10 000 долларов. Ювелиры дома за основу взяли белое золото, инкрустированное фианитами. А вот после поднявшегося вокруг «Титаника» шума – 14 номинаций на «Оскара» (!) – Asprey&Garrad быстренько подсуетился и создал уже по-настоящему дорогое украшение, которое оценили в 2 200 000 долларов. Это была точная копия ожерелья, но уже с настоящим сапфиром и бриллиантами. Именно в нем Селин Дион поднялась за своим «Оскаром», который получила за песню, вошедшую в историю, – My Heart Will Go On. Кстати, из 14 номинаций фильм забрал 11 статуэток.
Интересно: в украшениях в «Титанике» щеголяла не только Кейт Уинслет. Отметилась и Кэти Бейтс, сыгравшая Молли Браун. Ее ожерелье «с бахромой из белого металла, инкрустированное прозрачными стразами и такие же сережки» в 2003 году было продано на аукционе Christie’s за 2 938 фунтов стерлингов – по нынешнему курсу это почти 330 000 рублей.
«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни» – так описал гранатовый браслет, подаренный княгине Шеиной влюбленным в нее бедным телеграфистом Желтковым Александр Куприн.
Повесть «Гранатовый браслет» – одно из самых известных произведений в творчестве писателя. Оно о честной и бескорыстной любви, которая «может родиться лишь в тысячу лет», а украшение с гранатами – символ этого чувства.
Создатели фильма «Гранатовый браслет» (1965) – режиссер Абрам Роом и художник по костюмам Людмила Кусакова – очень трепетно подошли к подбору именно этого аксессуара в картине: украшение получилось массивным и роскошным благодаря увеличенному для визуального восприятия зеленому камню. Кстати, это тоже гранат, только очень редкий сорт – демантоид, как утверждал Желтков в любовной записке к Вере.
К сожалению, княгиня подарок не оценила, понять и принять чувства мужчины не смогла, что и привело к трагедии. А вот молодые женщины, посмотревшие картину с Ариадной Шенгелаей и Игорем Озеровым, еще долго мечтали, чтобы в их жизни появился романтичный Желтков и спас их своей любовью от серой повседневности, раскрасив ее блеском гранатов.
Владислав Фурман, Андрей Эшпай и Андрей Малюков при работе над сериалом «Куприн» (2014) также не обошли стороной повесть «Гранатовый браслет», пригласив на роль Веры Ирину Леонову, а на роль Желткова – Максима Аверина. Их браслет изящнее, тоньше, но вызывает такое же стойкое желание иметь гранатовое украшение в своей шкатулке с драгоценностями.
Интересно: история, описанная Куприным и трижды экранизированная (был еще немой фильм Николая Маликова в 1915 году, но до нашего времени не сохранился) произошла на самом деле – об этом писатель говорит в письме к Константину Батюшкову. И гранатовый браслет действительно существует: он хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге.
Трилогия «Властелин колец» (2001-2003) Питера Джексона буквально усыпана украшениями: серебряное кольцо с красным цирконием, принадлежавшее Черному Всаднику, кулон Арвен из серебра и светящейся синей смолы, золотой венец Леголаса, диадема Галадриэль из золота и серебра, украшенная бриллиантами. Другое дело, что украшения в фильме настолько гармонично и естественно смотрятся, что на них даже внимания особо не обращаешь – они как продолжение своих персонажей. А вот кольцо Всевластья, выкованное Сауроном на горе Ородруин, стоит особняком. Поклонники кинотрилогии грезили этой «прелестью» не меньше, чем сам Голлум. Еще бы! Кто бы отказался от украшения, которое делает того, кто его носит, невидимым, продлевает жизнь и дает власть? Маленький нюанс – кольцо обладает собственной волей и постепенно развоплощает хозяина, порабощая его разум.
Кольцо Всевластья для трилогии было придумано Дженсом Хансеном, владельцем собственной ювелирной компании в Новой Зеландии. Она славится тем, что создает оригинальные украшения ручной работы, а также обручальные и венчальные кольца с бриллиантами. Для кольца Саурона использовать драгоценные камни Хансен не стал. Он сделал его максимально простым и лаконичным, украсив гравировкой с внешней и внутренней сторон и отдав предпочтение 18-каратному золоту, самому чистому и твердому сплаву.
Сейчас Хансен – владелец эксклюзивной лицензии на создание копий колец Саурона и делает их по индивидуальным заказам.
Интересно: во время съемок «Властелина колец» использовалось 15 колец, каждое из которых немного отличалось от других размером и весом.
Когда в 1973 году на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», все советские женщины хотели быть как жена Шурика Зина (Наталья Селезнева). Она меняла наряды как перчатки – четыре образа за картину, и все будто списанные из модных журналов того времени: красное мини-платье-рубашка, двухслойный А-силуэт с расклешенными рукавами и геометрическим принтом, ослепительно белый брючный костюм и скромное, но элегантное платье в клетку. Каждый наряд был дополнен яркой и броской бижутерией, которая отлично подчеркивала все достоинства Зины и при этом не выглядела аляповато и безвкусно в цельном образе, хотя каждый аксессуар по отдельности и не привлек бы внимания модниц.
В сцене, где она поет «Звенит январская вьюга», на Зине можно увидеть большую брошь с красными бутонами на подложке из зеленых листьев. Когда она собирает вещи и встречается с Иваном Грозным (Юрий Яковлев), на ее шее поблескивают золотые цепочки, а у лифта при прощании с Шуриком (Александр Демьяненко) она уже в экстравагантных красных бусах. В сочетании с белым костюмом это до сих пор смотрится стильно и современно. Хотя шляпу стоило бы и заменить. Несколько золотых колечек с камушками Зина вообще не снимает, так же, как и изящные серьги-«малинки» с фианитом и крохотными бриллиантиками. Такие сережки выпускал Ереванский ювелирный завод, и они пользовались у девушек популярностью довольно долгое время.
Яркая, живая, красивая – Зина поразила воображение зрительниц своей ветреностью, безалаберностью и, конечно же, образами, которые так хотелось повторить.
Интересно: в некоторых кадрах, где Наталья Селезнева в белом костюме, на ней можно увидеть либо одну золотую цепочку, либо две. Сцена снималась не один день, и создатели фильма просто забывали о нужном количестве украшений.
Кира Найтли в фильме «Анна Каренина» (2012) носит украшения Chanel. Через драгоценности создатели фильма решили подчеркнуть высокое положение Анны в санкт-петербургском обществе. Поэтому украшения тщательно подбирались к каждому наряду актрисы и к каждой сцене. Например, когда Анна идет на светский прием в элегантном бордовом платье, то украшает себя многослойным колье Mademoiselle, для которого было использовано 658 японских бусин, и дополняет образ жемчужными витыми серьгами с бриллиантами Fleur De Perle. Когда зритель видит Анну беременной, на ней надета брошь Camelia с бриллиантами, а под меховой воротник подобрали роскошные серьги Cascade из белого золота и бриллиантов.
В общей сложности дом Chanel предоставил для фильма около десятка украшений – ожерелья, браслеты, броши, кольца, серьги. От каждого из них захватывает дух, но только одно стало по-настоящему знаменитым – колье Camelia Poudre, которое оценили в 2 000 000 долларов.
«Ужасно, насколько быстро ко всему этому привыкаешь, – рассказывала потом Кира Найтли. – Ты надеваешь на себя украшение стоимостью два миллиона и в какой-то момент забываешься и начинаешь с ним играться, как с безделушкой, пока не опомнишься: «Боже, что же это я делаю?»
Асимметричное колье выполнено из белого золота и бриллиантов, и его главная деталь, безусловно, – это изящная камелия. Коко Шанель обожала этот цветок, символ простоты и чистоты, который стал воплощением идеалов дома. Он, кстати, не имеет запаха – еще одна причина, почему модельер его так любила: он не мешал наслаждаться ароматом Chanel №5.
В колье Camelia Poudre Кира Найтли появляется дважды – в сцене на балу и в опере.
Интересно: Chanel вообще любит посверкать драгоценностями в кино – и красоту показать, и реклама хорошая. Украшения дома можно увидеть, например, в фильмах «Жанна Дюбари» (2023), «Зильс-Мария» (2014) и в нашумевшей «Барби» (2023).
Жемчуг – это вечная классика. Его обожали Коко Шанель, Карл Лагерфельд, Элизабет Тейлор, Одри Хепберн, Мэрилин Монро, хоть и называла лучшими друзьями каждой девушки бриллианты.
Жемчуг универсален: он идеально подходит как для королевского приема, так и для деловой встречи, подчеркивая аристократизм, женственность и элегантность. Может быть, именно поэтому он так часто появляется на киноэкранах.
Дэйзи из «Великого Гэтсби» (2013), Анна Болейн из «Еще одна из рода Болейн» (2008), Холли из «Завтрака у Тиффани» (1961), Кэрри из «Секса в большом городе» (1998-2004), Лиза из «Окна во двор» (1954) – все это героини из разных эпох, из разных фильмов, которые снимали разные режиссеры. Но их всех объединяет жемчуг, который они носят. И делают это с невероятным шармом и достоинством. Глядя на них, непременно хочется примерить и на себя ниточку с перламутровыми бусинами, чтобы почувствовать себя не просто женщиной, но королевой.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…