Творческий вечер Эдуарда Артемьева - КиноРепортер

Творческий вечер Эдуарда Артемьева

16 ноября 2018 / Александр Фолин
Творческий вечер Эдуарда Артемьева

Мэтр рассказал студентам и гостям Академии Н.С. Михалкова о секретах профессии кинокомпозитора

В Академии Н.С. Михалкова при поддержке Министерства культуры РФ впервые состоялся открытый творческий вечер легендарного российского композитора, лауреата Государственной премии РСФСР, народного артиста России Эдуарда Артемьева. Послушать мэтра пришли студенты и выпускники Академии, а также актеры, композиторы, музыканты, художники, продюсеры, сценаристы и студенты творческих вузов.

В первой части вечера Эдуард Николаевич ставил свои композиции разных лет, сопровождая их своими комментариями, а во второй — отвечал на вопросы зала. Они затронули не только профессиональную карьеру, но и личную жизнь композитора. «КиноРепортер» публикует некоторые его ответы.

О том, как попал в кино

Мне позвонил приятель и рассказал, что на «Мосфильме» идет подготовка к фильму «Арена». Им нужен парень на роль тапера, хорошо умеющий играть на рояле. А я в те годы играл не дурно. Говорит, сходи, попробуйся — может, денег заработаешь. Я решил, почему бы и нет. И меня, на удивление, взяли. Как потом выяснилось, в мою задачу входили еще репетиции цирковых номеров, которым мне надо было аккомпанировать. По ходу дела я сочинял для них разные композиции. Режиссер фильма Самсон Самсонов как-то подошел и спросил: «А это чье?» Я ответил, что мое. Он похвалил. А потом случилась одна вещь. В те годы был такой очень популярный композитор Дживан Тер-Татевосян. К нему целая очередь была. И его сманил Михаил Ромм к себе в «Девять дней одного года». Тогда Самсонов предложил попробовать мне, что вызвало целый скандал в музыкальной редакции. Мне дали тестовое задание — написать партитуру для оркестра. И я это сделал… Так я попал в кино и уже больше не уходил.

О Морриконе

Я считаю, что Эннио Морриконе — лучший мелодист в истории кино. Когда он приехал в Голливуд, то все там разрушил, но они не сдались. «Оскар» дали ему только за заслуги перед киноискусством по случаю его 80-летия. Хотя как можно было не дать за «Однажды в Америке»? Боже, какая там музыка! Мы с ним, кстати, встречались в Лос-Анджелесе. Работали в соседних монтажных.

О самой сложной работе с Михалковым

Тяжелее всех мне далась сцена с баржей в «Солнечном ударе». Никак она у меня не получалась. Первый раз такое было с Михалковым. Он меня тогда изрядно «поматросил».

О работе с Тарковским

Когда мы впервые встретились с Тарковским, он буквально с порога заявил: «Мой любимый композитор — Бах!» На место меня поставил. Когда работали на «Солярисе», он хотел ту хоральную прелюдию в шести сценах поставить. И тогда я предложил ее немного переработать. Еле уговорил. Так родилась композиция «Слушая Баха». Тарковский вставил ее в сцену с воскрешением Хари и «возвращением блудного сына».

О переработках его произведений

Люблю слушать, во что превращают мою музыку. Бывает очень интересно и даже полезно. Вот слушал, например, тему друзей из «Свой среди чужих» и поражался: какая простая идея, вставить туда скрипку, а мне в голову не пришла.

О зиме

Я ж из Сибири. И намерзся там на всю оставшуюся жизнь. Зимой стараюсь вообще из дома не выходить и даже из окна не выглядывать. Мечтаю проводить ее где-нибудь, где потеплее, но редко получается. Так что работа в Лос-Анджелесе, где вечное лето, была для меня наслаждением. Но домой вернулся без сожалений. В Америке я бы жить не смог.

Читайте также

Что ж они сделали-то?: История российской телерекламы Культура
18 марта 2019

Что ж они сделали-то?: История российской телерекламы

Телевизионная реклама в нашей стране не всегда была такой, как сейчас. Поколение, успевшее повзрослеть до начала 90-х, прекрасно помнит время, когда ее практически не было. Ролики, продвигающие комбайны в программе «Сельский час», — не в счет. Когда и как все изменилось, кто были те люди, которые создали индустрию с нуля, — в специальном расследовании «КиноРепортера».

Возвращение домой: Как Люди Икс и другие герои студии Fox могут войти в киновселенную Marvel Кино
16 марта 2019

Возвращение домой: Как Люди Икс и другие герои студии Fox могут войти в киновселенную Marvel

Железный человек против Росомахи, Дэдпул-пацифист, скруллы в рядах Фантастической четверки – «Кинорепортер» отбирает самые интересные истории, которые могут стать реальностью после слияния Fox и Disney.

Великая ответственность: Как и почему «Капитан Марвел» проигрывает другим фильмам киновселенной Кино
7 марта 2019

Великая ответственность: Как и почему «Капитан Марвел» проигрывает другим фильмам киновселенной

«Проблема Супермена» мешает первому фильму Marvel с женщиной в главной роли.