Майкл Джексон выпустил Thriller – самый продаваемый альбом в истории музыки. Человеком года по версии журнала Time стал… компьютер. Но какими бы ни были эпохальными эти события, для киноманов всего мира декабрь 1982 года запомнился прежде всего благодаря Дастину Хоффману, совершившему революционное преображение в рыжеволосую даму с южным акцентом, героиню эксцентричной комедии «Тутси».
Через много лет после того, как картина «Тутси» вышла в прокат, стала кассовым хитом и попала на второе место в списке Американского киноинститута «100 самых смешных фильмов в истории кино», режиссер картины Сидни Поллак, отвечая на вопросы поклонников, рассказал: «Во время съемок никто из группы ни разу не рассмеялся – за все месяцы работы над фильмом». Парадоксально, но факт: создание одной из лучших кинокомедий в мировом кино проходило совсем не весело. Результат, правда, того стоил.
Говорят, что идея фильма зародилась у Дастина Хоффмана в 1979-м – за 3 года до начала съемок. В тот момент он работал над драмой «Крамер против Крамера» – играл отца-одиночку, от которого ушла жена (Мэрил Стрип). Хоффман все время примерял на себя роль то одного родителя, то другого, и в какой-то момент подумал: а почему бы ему не сыграть женщину? Позже, когда эксперимент был в самом разгаре, добиваться правдоподобия актеру помогала все та же Мэрил Стрип – Хоффман читал ей реплики Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желание», а она корректировала его голос.
К 1982 году Дастин Хоффман, несмотря на невысокий рост и нетипичную для кинозвезды внешность, был одним из самых востребованных актеров в мире. «Выпускник», «Полуночный ковбой», «Вся президентская рать», «Марафонец» и, наконец, «Крамер против Крамера», принесший ему первого «Оскара», сделали его звездой номер один американского кино. Причем звездой очень разборчивой: в ожидании запуска «Тутси» он не соглашался ни на одно предложение в течение 3 лет – примерно столько занял подготовительный период фильма.
Сценаристы (в общей сложности 6 человек) сменялись один за другим. Соавтор сюжета Ларри Гелбарт позже со смехом вспоминал, что познакомился с остальными лишь через три месяца после выхода фильма в прокат – на церемонии вручения премии «Оскар».
Сменялись и режиссеры: изначально картиной должен был заняться престарелый хиппи Хэл Эшби, автор «Возвращения домой» и «Гарольда и Мод». После него в режиссеры метил продюсер Дик Ричардс. Но в итоге появился он, живой классик Сидни Поллак, снявший к тому времени «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» и «Три дня Кондора». Он специализировался на серьезных, социально значимых фильмах и постоянно приглашал в свои проекты секс-символа 1970-х Роберта Редфорда, который считал Поллака едва ли не персональным режиссером. После выхода «Тутси» актер, упивавшийся своей ревностью, заявил: «Каждый раз, когда Сидни работает не со мной, он делает хороший фильм».
В дуэте с Хоффманом у Поллака получилась едкая сатира на телевидение, комментарий к феминистской борьбе и одновременно рассуждение о том, что добиться успеха можно, лишь полностью изменив самому себе. Причем иногда этот процесс сопровождается сменой пола. К счастью, обойтись можно и без хирургического вмешательства, одним переодеванием – в глазах окружающих ты все равно превращаешься в другого человека.
В начале фильма нищий актер Майкл Дорси (Дастин Хоффман) проходит через все унижения, которым подвергаются талантливые люди в молодости. Сначала он слышит от кастинг-директоров «Мы ищем кого-нибудь старше», позже – «Мы ищем кого-нибудь моложе», еще позже – «Нам просто нужен кто-то другой». Сам Хоффман не раз проходил через это в самом начале своей карьеры, пока Майк Николс не утвердил его на главную роль в «Выпускнике». Шанс выпадает и главному герою «Тутси»: неожиданно Майкл получает предложение сыграть в новом сериале больничного администратора. Загвоздка лишь в том, что он – мужчина, а роль – женская.
Современным зрителям почти невозможно понять, насколько революционным для начала 1980-х было сделать главного героя практически трансвеститом (забавно, что единственная комедия, обгоняющая «Тутси» в списке «100 самых смешных фильмов в истории кино», – «В джазе только девушки» Билли Уайлдера, где мужчины тоже переодеваются в женщин).
Роль Дороти, которая пережила серьезную эволюцию, Хоффман начал репетировать задолго до начала съемок. Свою воображаемую героиню он поначалу называл Ширли и представлял блондинкой. Сменить цвет волос заставил лишь тот факт, что блондинки ассоциируются с ветреными несерьезными дамами, в то время как знаменитый актер мечтал сыграть настоящую живую женщину, а не куклу.
Чтобы настроиться на нужный лад, Дастин решился на рискованный эксперимент, позволив Дороти проникнуть в свою личную жизнь: он надевал ее парик, платье и туфли на каблуках и отправлялся по делам. Без свидетелей и кинокамер. Однажды в этом «женственном» виде Хоффман встретил кинозвезду Мела Феррера, бывшего мужа Одри Хепберн, и стал вести себя как безумная поклонница – предложил ему, в частности, сделать минет прямо в лифте. Ошарашенный Феррер ответил: «Как-нибудь в другой раз» и скрылся из виду. А через несколько дней Хоффман заявился в гриме Дороти к старшей дочери в школу, представившись заботливой тетей.
«Меня потрясло, как радушно меня встретили ее преподавательницы, – вспоминал актер. – Все-таки женщиной быть выгодно: когда я приходил в школу в брюках, они вели себя совсем иначе. Но самым интересным стали мои наблюдения за мужчинами, которые считали меня помехой в поиске более симпатичных девушек и старались разглядеть красоток буквально сквозь меня. Тогда-то я и понял, что такое быть некрасивой женщиной в мире абсолютно одинаковых мужчин».
На съемках было не легче: каждое утро Хоффмана начиналось с мучительного трехчасового нанесения грима, не считая пилингов и других неприятных вещей, призванных придать мужчине женские черты. Однако тяжелая работа над «Тутси» сглаживалась в тот период полной гармонией в личной жизни актера. В 1980-м он во второй раз женился – на своей бывшей соседке Лизе, которая была на 17 лет его моложе, и по съемочной площадке носился их полуторагодовалый сын Джейкоб, который никак не мог понять, почему папа ходит в женской одежде. «Слава богу, я заработал достаточно денег, чтобы оплатить своему сыну психоаналитика», – шутил позже актер.
Можно с уверенностью сказать, что после «Тутси» Дастин Хоффман мог навсегда махнуть рукой на работу – кроме единовременного гонорара в размере $4,5 млн, он до сих пор получает процент с кино- и DVD-проката, поскольку продюсированием картины занималась основанная им компания Punch Productions. Фильм с бюджетом $21 млн собрал около $40 млн лишь за первые 17 дней проката – необязательно быть финансовым аналитиком, чтобы понять, что отчисления Хоффмана весьма высоки. Кроме того, капризный актер забрал в личную коллекцию весь гардероб своей героини, что гарантирует ему еще один способ заработать на картине – если он вдруг решит расстаться с платьями Дороти Майклс на аукционе.
Свою репутацию «сложной» звезды Дастин Хоффман, мучивший режиссера ежедневными попытками переделать свои диалоги и переиграть сцены, подтвердил целиком и полностью. Но нервная атмосфера на съемочной площадке и все мучения с «примой» (актер, кстати, уверял, что в образе Дороти ему было гораздо легче добиваться своего – женщинам реже отказывают) стоили того. «Тутси» получил сразу 10 номинаций на «Оскара», в том числе за лучший фильм, режиссуру, сценарий и актерские работы. И тот факт, что победила в итоге лишь Джессика Лэнг (в номинации «Лучшая актриса второго плана»), не имеет абсолютно никакого значения.
В некотором смысле так даже правильнее: ни Дастину Хоффману, ни Сиднею Поллаку уже не надо было что-то доказывать. Чего не скажешь о Джессике Лэнг. «Тутси» кардинально изменил ее карьеру и положение в голливудской иерархии – из безликой модельки, которой любовалась гигантская обезьяна в «Кинг Конге», она превратилась в одну из самых востребованных американских актрис, которой доставались ведущие партии в громких проектах (ее второй «Оскар», уже за главную роль в картине «Голубое небо», лишь подтвердил, что первая награда не была напрасным авансом). Кстати, Джина Дэвис – другая модель, дебютировавшая в «Тутси», – тоже сделала удачную карьеру, увенчанную «Оскаром» за роль второго плана в «Случайном туристе».
Хотя этот фильм Поллака принято считать легкой комедией с переодеванием, за прошедшие годы он успел заметно «наследить» в мировой культуре. Картина играла с понятиями мужественности и женственности, которые как раз менялись под давлением феминисток, критиковала шовинизм телевидения, которое решало, что хотят или не хотят смотреть зрители, и просто заявляла с экрана, что говорить правду необходимо, даже если очень не хочется. В каждом втором фильме об отношениях, будь то драма или ромком, обязательно наступает момент, когда герой/героиня смотрит на объект любви и громогласно требует: «Просто скажи мне правду». То, что сегодня воспринимается как вековое клише, имеет в действительности не столь глубокие корни – с момента выхода на экраны ее родоначальника под названием «Тутси» прошло всего 40 лет.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…