Многие из нас в детстве или более сознательном возрасте читали «Трех мушкетеров», бессмертный приключенческий роман Александра Дюма. А если не читали – то наверняка видели замечательные ленты Георгия Юнгвальд-Хилькевича или, допустим, мультик «Пес в сапогах». Вообще «Три мушкетера» переносились на большие и малые экраны как минимум полсотни раз – не только в СССР и России или во Франции, но и в Италии, США, Бельгии, Германии, Канаде, Нидерландах и Великобритании. А еще – в Австралии, Японии, Аргентине, Бразилии и даже на Филиппинах.
Но вот ведь чудеса: до сих пор ни одну из экранизаций нельзя назвать каноничной. Той, что заставила бы кинематографистов зачехлить шпаги, ибо наследие Дюма отныне обрело свое идеальное воплощение. Советские «Мушкетеры» покорили миллионы сердец изумительным кастом, но сейчас модные технологии позволяют потягаться с ними благодаря виртуозному экшену и изысканным эффектам. Новая история мушкетерской четверки с подзаголовком «Д’Артаньян», первая часть дилогии Мартина Бурбулона, имела неплохие шансы стать современной классикой. Но после просмотра постановщику адресуешь лишь один вопрос: куда вас, сударь, к черту занесло?
Красиво стареющий Венсан Кассель в роли мудрого Атоса. Куртуазный Ромен Дюрис с подведенными глазками в образе изящного Арамиса. Не самый габаритный, но жизнерадостный Пио Мармай в мундире балагура Портоса. Звезда игривых ромкомов Франсуа Сивиль в потрепанной шляпе Д’Артаньяна. А также ледяная Ева Грин (Миледи), застенчивая Вики Крипс (Анна Австрийская) и аристократичный Луи Гаррель (король Людовик XIII) – ну чем не каст мечты? Солидный для европейских картин бюджет $70 млн обещал настоящий блокбастер, со съемками в атмосферных локациях вроде Лувра и дворца Фонтенбло, энергичными схватками и качественной постановкой, в народе именуемой попросту «дорого-богато». Да и трейлер настраивал на вполне оптимистичный лад.
Но пример «Трех мушкетеров» в очередной раз доказывает, что грош цена подобной роскоши без толковой истории и ярких характеров. Удивительно, зачем Бурбулону и сценаристам понадобилось фактически заново изобретать сагу Д’Артаньяна и его друзей, хотя сам роман Дюма максимально киногеничен. Здесь тебе и дуэли, и интриги, и дворцовые перевороты, и нежная романтика… Заговоры, предательства, разоблачения на каждом шагу. «Игра престолов» по сравнению с этим – детский утренник. Но авторам, видать, этого показалось мало. Вот они и добавили в двухчасовую ленту целый клубок ненужных сюжетных линий и странных героев, которые ничуть не делают происходящее интереснее. Напротив – только загромождают все и от главного отвлекают.
Теперь сходу и не разберешь, что в «Мушкетерах» главное. Низкий поклон Бурбулону, который удосужился перенести со страниц книги хотя бы сцену дуэли мушкетеров с гвардейцами кардинала и пускай обрывочно, но воссоздать перипетии с подвесками королевы. Анна, если помните, презентовала драгоценности любовнику Бекингему, и Д’Артаньян сотоварищи помчались в Лондон, дабы их вернуть. Но важность этих событий – ключевых и для общей истории, и для дальнейшего сближения мушкетеров – нивелирована рассказом о том, как коварный кардинал Ришелье затеял покушение на Людовика. На свадьбе его брата, где фигурировали киллеры, переодетые в монахов. И дурацким микро-сюжетом о подпольщиках-протестантах во главе с братцем Атоса.
Сам Атос минут на сорок пропадает с экрана, поскольку попадает в кутузку по обвинению в убийстве (будто Касселю спешно понадобилось сняться в другом проекте, и его просто на месяц отправили в отпуск). Попутно Арамис, вообще-то собиравшийся принять сан, зверски пытает людей, мелькающий где-то на третьем плане Портос отмечается, разве что, парой громких смешков, а Д’Артаньян неуклюже подкатывает к Констанции – надо же Сивилю найти применение навыкам героя ромкомов. Франсуа, менее звездный, чем прославленные коллеги, с ролью гасконского смельчака в общем справляется, но фильм постепенно превращается в жуткую отсебятину, где об оригинале напоминают лишь знакомые имена да локации.
То есть перед нами – не экранизация, как бы создатели ни настаивали на аутентичности своего творения, а дорогущий фанфик. Авторы которого зачем-то попытались вновь придумать то, что уже придумано (причем куда лучше!) до них, но попытки эти больше всего смахивают на роскошную перевязь Портоса из второй главы романа. Которая с лицевой стороны сверкала золотом, «словно солнечные блики на воде в ясный полдень», а сзади была изготовлена из обычной буйволиной кожи.
Ни этой перевязи, кстати, ни стильных голубых плащей вы здесь не найдете. В погоне за грязным реализмом а-ля «Капитан Алатристе» Бурбулон лишил персонажей визуальной самобытности, превратив их из молодцеватых щеголей в хмурых, небритых, немытых мужланов в неприметных обносках темных тонов. Хотя Миледи в шляпке набекрень и с трубочкой чудо как хороша. В целом же символично, что в самом начале Д’Артаньяна после яростной стычки признают погибшим и зарывают в землю, а он выбирается из могилы, отряхивается и как ни в чем ни бывало дальше бредет. Сэм Рэйми на площадку заглядывал, не иначе.
Возможно, режиссер так метафорически демонстрировал, что невероятное воскрешение гасконца олицетворяет свежесть его, Бурбулона, взгляда на популярный роман. Книжку, дескать, и так все давно наизусть выучили, поэтому вот, получите и распишитесь: новые песни о главном. Смелая задумка, Мартин. Покой вам явно не по карману. Но шептать за подобное кино «мерси боку» как-то не хочется.
Возможно, вторая часть «Три мушкетера: Миледи», релиз которой запланирован на декабрь, и насыплет щедрой рукой скандалов-интриг-расследований, а заодно поднесет обещанную эпичность (на горизонте маячит знаменитая осада Ла-Рошели). Но лучше в сотый раз услышать раскатистое «тысяча чертей!» из уст Михаила Боярского, чем на протяжении еще двух часов наблюдать за тем, как главная приключенческая эпопея нашего детства превращается в очередной заурядный боевик.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…