«Дикие сердцем» (1990)
Нравится нам это или нет, но повседневность нереально представить без пробок. Которые принято не любить и старательно объезжать, если навигатор подсказывает альтернативный маршрут. А вот для сценаристов и режиссеров пробки испокон веков служили неисчерпаемым источником вдохновения, генерируя неординарные ситуации, от саспенсовых до романтических, и предоставляя благодатную почву для процветания остроумных метафор. Здесь можно было бы сказать что-нибудь вроде «что есть жизнь, как не одна грандиозная пробка?». Но мы этого не скажем. А без лишних слов вспомним яркие – и такие разные – киноэпизоды, чье действие происходило как раз во время дорожных заторов.
Не самая популярная работа Жан-Люка Годара может похвастаться одной из эффектнейших «пробочных» сцен. Под оглушительный гул гудков камера Рауля Кутара медленно ползет вдоль дороги, по которой пара героев пытается проехать в изящном кабриолете, позволяя во всех подробностях рассмотреть кадры почти апокалиптические. Вот брошенная машина с распахнутой дверцей, вот машина перевернутая, вот какие-то споры, ругань, скучающий автобус и даже запряженная лошадью телега, которая тоже попала в затор. Не обошлось и без аварии с летальным исходом.
Застрявшие бедолаги, как могут, коротают время – кто-то перебрасывается мячом, кто-то разыгрывает партию в шахматы – ну а сама пробка, запечатленная одним семиминутным кадром, но при этом разделенная на отдельные сценки, идеально иллюстрирует коллажный метод Годара. И одновременно выносит приговор обществу потребления, попавшему в плен собственных благ.
Название этого итальянского фильма, где фарс и трагедия прохаживаются под ручку с социальными метафорами, говорит само за себя. Его события разворачиваются в пробке на римской магистрали, где застряли не только сотни обычных водителей, но и компания ведущих героев разных слоев (бизнесмен, кинозвезда, хиппи и так далее) в исполнении европейских суперзвезд. И Марчелло Мастроянни здесь, и Стефания Сандрелли, и Анни Жирардо, и Жерар Депардье.
С каждым из них происходит что-то вроде экстравагантное, но и обыденное при этом, ведь пробка, хоть на экране, хоть в жизни – уникальный микромир, где может приключиться что угодно. Главное – голову не терять, как некоторые персонажи, закипающие от бесконечного ожидания. Зато конфликтные ситуации с их участием наводят на размышления о язвах нашего мира, многие из которых до сих пор не излечены. Мастроянни, кстати, застревал в пробках и раньше – именно такой эпизод, из реалистической плоскости перешедший в сновидческую, открыл «8 ½».
В самом романтичном фильме Дэвида Линча влюбленных Сэйлора (Николас Кейдж) и Лулу (Лора Дерн) все время что-то – или кто-то – пытается разлучить. То его преступление, то ее деспотичная матушка, то инфернальный бандюган Бобби Перу со зловещим лицом Уиллема Дефо. Их отношения регулярно проходят проверку на прочность, и в финале Сэйлор решает самоустраниться, поскольку Луле с сыном без него лучше.
К счастью, вовремя нашлись сознательные граждане, вправившие ему мозги эффектным и эффективным способом (как следует отдубасив). А затем явилась Сэйлору добрая фея, убедившая не отворачиваться от великой любви. И вот он встал, и помчался, и ворвался в пробку, и побежал по крышам машин, что твой Том Круз, пока не нашел ту самую, в которой его ждала Лула. Плоха та пробка, где нельзя залезть на капот вместе с дамой сердца и спеть ей Love Me Tender. Пусть весь мир подождет.
В Москве без пробок никуда, а в предновогодней Москве и подавно. Все куда-то спешат, суетятся, сигналят неистово – страшное дело. Изменить это нельзя, остается смириться. Расслабиться, подумать о высоком, побеседовать по душам с ближним. Чем, собственно, и занимаются Артем (Гоша Куценко) и его брат Валентин (Виктор Шамиров), который приехал в столицу по семейным делам, но кровь из носу должен до курантов вернуться в родной Волгоград.
Справедливости ради отметим, что попасть на вокзал и в аэропорт ему мешают не только пробки, но и прочие обстоятельства, случайные встречи, незакрытые гештальты. Но именно заторы на дорогах, где снег стремительно превращается в грязь, а огни фар гипнотизируют призрачным мерцанием, придают такую хрупкую меланхоличность этому фильму про вечное ожидание и «чужих людей соединенность».
Однажды в пробке Макс (Константин Юшкевич) засмотрелся на молодую красавицу (Любовь Аксенова), чьи волосы так поэтично развевались на ветру. Вскоре после этого их отношения закрутились в страстном торнадо, но если красавице с Максом было весело, то ему – не особо. Мамзель раз за разом демонстрировала потрясающую неосведомленность в самых рядовых вещах, что должно было неминуемо привести к разбору полетов. Опять в пробке. Где мамзель, в частности, поинтересовалась, какая группа поет «Мурку». Ну как на такое реагировать прикажете?
В пробках водители редко обретают умиротворение, гораздо чаще слетая с катушек (вспомним классный «пробочный» опенинг из «С меня хватит!»), и добром эта беседа прелестной эротично-трагикомичной направленности не кончилась. Зато Макс наконец осознал, что с красавицей им все же не по пути. Как забыть эту убийственную отповедь – «о чем с тобой трахаться».
В колючем триллере Дени Вильнева по сценарию Тейлора Шеридана пробки стали ареной разборок стражей как бы порядка (порядок тут относительный) и суровых ребят из картелей. Первые экстрадировали из Мексики в Штаты важную бандитскую шишку. Вторые стремились эту самую шишку отбить. Предполагалось, что кортеж беспрепятственно доберется из точки А в точку Б. Но у трафика свои планы возникли.
Из-за ДТП на мосту Америк образовалась жуткая автодавка, благодаря которой саспенс так вскипел, что аж асфальт раскалился. Сперва оперативник (Бенисио Дель Торо) и спецагент ФБР (Эмили Блант) просто стреляли настороженными взглядами то влево, то вправо, а вскоре к стрельбе подключились и автоматы: мужики из потрепанной легковушки в соседнем ряду и выглядели подозрительно, и намерения имели недобрые. Не пробка, а лютый дискомфорт – в соцсетях не позалипаешь, радио не послушаешь, знай себе вздрагивай от собачьего лая и жди нападения. Поэтому и хватка у эпизода настолько железная.
Пробки вторгаются не только в сиюминутные планы, заставляя опаздывать и переносить встречи. Нередко они еще и грандиозные замыслы срывают, превращаясь тем самым в аналог античного фатума, злого рока. Подобный расклад наблюдается в гипермаскулинном триллере «Охота на воров», где, собственно, воры проворачивают дерзкое ограбление и пытаются смыться с копами на хвосте. Но утыкаются в типичный для Лос-Анджелеса дорожный затор.
Ситуация патовая: бандиты не могут удрать, копы не могут догнать. Но копами командует безбашенный Большой Ник (Джерард Батлер), и тратить драгоценное время в ожидании его парни точно не будут. Зачем, если можно напялить бронежилет, проверить запас патронов в обойме и немного пройтись пешком. И не успевают честные граждане пригнуться, как вспыхивает такой обмен любезностями, что земля содрогается. Так что пробкам двойное спасибо: не только за бронебойную перестрелку, но и за предотвращение гнусного преступления.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…