Кино

«Нежный восток»: Алиса в стране фриков

На наших экранах – заметная новинка в сегменте независимого авторского кино: «Нежный восток» Шона Прайса Уильямса, нашпигованный молодыми звездочками. Здесь и небезызвестный Джейкоб Элорди, и Айо Эдебири из «Медведя», и сын Ника Кейва Эрл, и неотразимая Талия Райдер в главной роли (в 2020-м она блеснула в драме «Никогда, редко, иногда, всегда», которая завоевала призы на Сандэнсе и Берлинале). Уильямс же успел прославиться как оператор – не блокбастеров, а опять-таки авторских лент. «Хорошее время» братьев Сэфди, «Рождество, опять» Чарльза Покела, «Нули и единицы» Абеля Феррары… Теперь он дебютирует в режиссуре, а мы разбираемся, стоит ли смотреть его необычную картину о бегстве девушки от реальности (и самой себя).

Итак, поехала как-то раз Лилиан (Райдер), студентка колледжа, с однокашниками на экскурсию в Вашингтон. Вместо того чтобы внимать нудноватому гиду, студиозусы пилят селфачи, снимают видюшки и выглядят как диковатые персонажи «Эйфории», чья жизнь смахивает на бесконечный ролик из TikTok. Лилиан к этому глубоко индиффирентна. Нечего удивляться, что она решает отбиться от стаи и пускается в странствия по городам и весям, встречая на своем пути разных чудаковатых личностей и нигде надолго не задерживаясь. Что заявляет «Нежный восток» как вполне классическое роуд-муви, чьи герои органично бы смотрелись под песенку Валерия Леонтьева (извините) с прилипчивым рефреном «все бегут, бегут, бегут, бегут».

Каждый здесь действительно куда-то/от кого-то бежит – или просто суетится, спеша сделать что-либо, пока обстоятельства непреодолимой силы ему не помешают. И каждого в этой суете сопровождает Лилиан. Сперва она прибивается к взвинченным политактивистам во главе с припанкованным Калебом (Эрл Кейв, тебя папочка видел вообще?). Потом гостит у профессора Лоуренса, которого на диво интеллигентно играет экс-порноактер и звезда «Красной ракеты» Саймон Рекс. Профессор едет в Нью-Йорк, Лилиан составляет ему компанию, а затем бросает и пришвартовывается к киношникам, которые затаскивают ее на пробы и тут же впаривают роль. Ее партнером по съемкам становится популярный артист Ян с лицом популярного артиста Элорди. Но на площадке вдруг вспыхивает кровавая баня, и Лилиан – что? Правильно, вновь сбегает.

В этот момент, на восьмой минуте второго часа фильма, «Нежный восток» напоминает: вообще-то хрупкой девушке опасно передвигаться по Штатам в одиночку. Мало ли какие неприятности подстерегают за поворотом. А защитить-то некому будет. Но криминальный мини-сюжет, закрутившийся из-за сумки с наличкой (уважаемые киногерои, хватит уже прикарманивать чужие кучи денег!), не разворачивается в полноценное противостояние беглянки и преследователей. Строго говоря, ни один мини-сюжет – а именно из них и соткан «Нежный восток» – не разворачивается ни во что. Ну, то есть Лилиан встречается с одними людьми, вторыми, третьими, все о чем-то с ней болтают, но не оказывают на нее существенного влияния. Лилиан остается загадочной, непроницаемой и безразличной. Себе на уме.

Ее похождения кому-то могут напомнить аналогичную одиссею Беллы из «Бедных-несчастных». Обе дамочки взаимодействуют в основном с мужчинами, но неизменно сбегают от них, преследуя собственные цели. В случае с Лилиан, правда, эти цели так же размыты, как и пленочно-зернистое изображение Уильямса-оператора, который с одинаковым волшебством фиксирует свет и тьму, впиваясь камерой в лица актеров на крупных планах (от Талии Райдер не оторваться – магнетизм уровня Анны Карина под крылом Жан-Люка Годара). По сути, девица хочет просто мир посмотреть и себя показать. Мир, как мы видим, населен теми еще фриками. Но большинство их не желает Лилиан зла. И в жизни такое дружелюбие не может не радовать. Но в кино из-за этого чего-то будто бы не хватает.

«Нежный восток» не перерастает ни в психоделический трип, ни в карнавал ультранасилия, ни в эротическую фантазию – хотя намеки на все это имеются. Крайне невелик шанс, что Уильямс знаком с фильмами Романа Михайлова и, в частности, недавним «Отпуском в октябре», но сновидческая атмосфера «Востока» местами воскрешает его в памяти (Маша Мацель тоже попала на съемочную площадку, где творилось не пойми что). Уильямс взял очередную Алису и зашвырнул в очередную кроличью нору, попутно сдобрив ее приключения иронией в адрес социальных групп, с которыми ее сводит судьба. Но ирония срабатывает через раз, а приключения стекают с Лилиан, словно капли дождя. В отличие от Стар из схожей по духу «Американской милашки», она не сталкивается ни с трудностями созревания, ни с серьезными вызовами, способными ее изменить.

Такое кино, бесспорно, имеет право на существование. Да и вообще всегда приятно полюбоваться симпатичной артисткой, которая меланхолично напевает, выпускает сигаретный дымок и прямо в душу заглядывает своими печальными оленьими глазками. Но все же жаль, что «Нежный восток» до последнего сохраняет безопасную дистанцию и не отказывается от спокойно-наблюдательной позиции во имя чего-то реально дерзкого и провокационного.

Замах на культовый статус здесь, несомненно, присутствовал. Но из всех категорий зрителей, кого «Восток» теоретически мог очаровать, наиболее удовлетворенными окажутся ярые ненавистники Джейкоба Элорди, героя которого ждет максимально незавидная участь. В остальном у каждого из ведущих актеров найдется проект, заслуживающий внимания в большей степени, чем этот изящный, но довольно пресный дебют.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

14 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

20 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад