На Amazon Prime Video незаметно вышел мини-сериал, явно достойный большей огласки. По крайней мере, по совокупности факторов. В его основе – роман-лауреат Букеровской премии, на режиссерской позиции – статусный автор с солидным послужным списком, в главной роли – король сердец поколения Z. Тем не менее на фоне более громких весенних релизов «Узкая дорога на дальний север» совсем затерялась. Давайте же разберемся, что это за сериал такой и кому желательно с ним ознакомиться, а кому лучше пройти мимо.
В сентябре 2013-го австралийский писатель Ричард Флэнаган опубликовал пятый роман – «Узкая дорога на дальний север». Это название он позаимствовал у японского поэта XVII века Басе, который дал такой заголовок своим путевым заметкам, вдохновленным его скитаниям по Стране восходящего солнца. То произведение Флэнаган назвал одним из наиболее выдающихся достижений японской культуры. А вот одной из самых трагичных и постыдных страниц истории Японии XX столетия, по его мнению, стало строительство Тайско-Бирманской железной дороги – «дороги смерти». Работы начались в 1942 году. Трудились там исключительно военнопленные, содержавшиеся в жутких условиях. Был в их числе и отец Флэнагана, чей опыт лег в основу книги, отнявшей у Ричарда 12 лет. Лишь после пяти неудачных версий родилась финальная, обласканная критиками и завоевавшая Букера.
«Я дитя «дороги смерти», – говорил писатель. – На стене нашего дома висела неприметная дощечка, изготовленная моим отцом: обычный кусок дерева с именами всех его погибших товарищей, выведенными ручкой, куском шпалы и фотографией Вири Данлопа, а также Эвана Корлетта, еще одного врача из лагеря».
Образ главного героя романа, Дорриго Эванса, частично списан как раз с Вири Данлопа – хирурга, который старался поддерживать в товарищах по несчастью силу духа и волю к борьбе против жестоких надсмотрщиков. Действие произведения разворачивается не только в 1940-е, но и гораздо позже, когда Эванс (уже старик) переживает определенные неурядицы в личной и профессиональной жизни на фоне болезненных воспоминаний о катастрофе, перелопатившей столько судеб. А заодно и чуть раньше: незадолго до отправки на фронт Дорриго успел закрутить интрижку с молодой женой своего дядюшки.
В марте 2018-го права на экранизацию «Узкой дороги на дальний север» приобрела британская компания Fremantle, названная в честь одного из австралийских городов и, естественно, имеющая австралийское отделение. В разное время она участвовала в выпуске громких сериальных новинок типа «Молодого папы» и новинок менее громких, зато основанных на известных литературных произведениях: «Пикник у Висячей скалы» и «Берег москитов». Полтора года проект болтался в анабиозе и только в 2019-м обрел непосредственных создателей. Режиссером всех пяти эпизодов стал австралиец-визионер Джастин Курзель, который однажды споткнулся о блокбастер «Кредо убийцы», но после его провала одумался и вернулся к авторскому кино с меньшими бюджетами, но не меньшими амбициями.
До «Кредо» были «Сноутаун», злой дебют про серийного убийцу, каравшего извращенцев, и «Макбет» – эффектная экранизация нетленки Шекспира с инфернальным дуэтом Майкла Фассбендера и Марион Котийяр. После «Кредо» Курзель продолжил маргинальную тему рассказами об австралийском преступнике XIX века («Подлинная история банды Келли») и массовом убийце века XX («Нитрам»), а в минувшем году столкнул фэбээровца Джуда Лоу с неонацистом Николасом Холтом в «Безмолвном братстве». К сценариям некоторых из этих фильмов приложил руку Шон Грант, успевший поработать над «Охотником за разумом» с Дэвидом Финчером, – он-то и стал сценаристом и сопродюсером «Узкой дороги на дальний север». Дедушка Гранта, как и папа Ричарда Флэнагана, побывал в аду «дороги смерти», так что этот проект и для него оказался глубоко личным.
Ведущая роль Дорриго Эванса досталась сердцееду Джейкобу Элорди, который еще недавно казался заложником образа подлого Нейта из «Эйфории», но в последние годы сделал все возможное, чтобы доказать свою многогранность. Токсичный Элвис из «Присциллы», психопат из «Кривой дороги», порочный аристократ из «Солтберна», классический романтический герой Хитклифф из грядущего «Грозового перевала» – недурная галерея, согласитесь. Лучше всего Элорди по-прежнему удаются характеры с червоточинкой, и Дорриго вполне вписывается в этот тренд: несмотря на героизм в экстремальных условиях, праведником он не был ни до, ни после Тайско-Бирманской трагедии. Пожилого Эванса из 1980-х сыграл заслуженный артист Киран Хайндс – оскаровский номинант за «Белфаст», Цезарь из сериала «Рим» и Манс Налетчик из «Игры престолов», снимавшийся у лучших из лучших (Пол Томас Андерсон, Майкл Манн, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе…).
Роли love interests Дорриго в юности разделили Оливия ДиЙон (Присцилла из «Элвиса» База Лурмана) и Одесса Янг из «Ширли» и «Романа служанки», которая снималась у Курзеля в «Безмолвном братстве» и засветилась в мини-сериале «Лестница» вместе, собственно, с ДиЙон. Ну а поклонники преступно закрытой «Полиции Токио» будут рады увидеть Се Касамацу, он же Сато, вновь в мятущейся роли. Его майор должен поддерживать порядок на строительстве железной дороги, но при этом он и сам тяжело болен. Вдобавок сверху его прессует начальство в лице полковника, требующего всеми правдами и неправдами выполнить поставленный план.
На Rotten Tomatoes «Узкая дорога на дальний север» отхватила идеальный рейтинг 100% – рекордный показатель и для Элорди, и для Курзеля, чьи фильмы (не считая «Кредо убийцы») стабильно получали как минимум 80%. Джастин всегда умел сделать красиво, и новый мини-сериал не теряет художественности даже в жестких эпизодах, когда японцы истязают пленных австралийцев, а пленные австралийцы на глазах превращаются в ходячих скелетов. Их терзают малярия и дизентерия, кого-то грызет гангрена, третья серия открывается натуралистичной сценой ампутации (Дорриго в исполнении Хайндса тоже проведет сложную операцию, удалив часть печени, куда рак пациентки дал метастазы). При этом Курзель не скатывается в демонстрацию ультранасилия, а вкалывает эту жестокость под кожу, и та медленно растекается по настоящему и будущему персонажей, нанося в перспективе не менее страшную рану, чем в моменте.
«Узкая дорога» – в равной мере телесный и психологический опыт: постепенно изображение физических мук вытесняется попытками осмыслить поколенческую травму, а кульминацией этого становится финал на выставке, что открывает пожилой Дорриго. На ней представлены работы его друга по прозвищу Кролик, который зарисовывал в альбом сценки из их нелегкой жизни на строительстве «дороги смерти». Кадры, где толпа гостей вдруг сменяется армией теней, группой погибших солдат, – мощнейшие: превосходное завершение военной линии, ради которой, надо полагать, многие и включат сериал Курзеля. Хотя добрую половину хронометража занимают события, с пленом не связанные, – интрижки молодого Дорриго. Который незадолго до отъезда на войну охмурил одну дамочку, а потом переключился на другую, дядюшкину благоверную. А поскольку old habits, как известно, die hard, в дальнейшем Эванс-Хайндс согрешит и с супругой своего коллеги.
Страсть запечатлена нежно и чувственно, без сальной пошлости, зато с изящными любовными сценами, которые непременно порадуют фанатов Элорди, явившихся сюда именно за этим. Джейкоб здесь молодцом, хотя в эпизодах с адюльтером он все-таки выглядит органичнее, чем в аду мрачных джунглей. Да и сами романтические вставки, как отмечено ранее, сжирают больше времени, чем хотелось бы: там, где можно было бы вернуться в лагерь военнопленных и погуще насыпать выживальческого триллера, Курзель и Грант продолжают гадать, какую же мамзель в итоге предпочтет Дорриго. В процессе невольно вспоминаешь сериал Альфонсо Куарона «Все совпадения неслучайны», который был изумительно снят и вроде замахивался на любопытную историю, одновременно экспериментируя с нарративом, но в результате увяз в чересчур неторопливом темпе, расплющенный нагромождением напыщенных банальностей.
«Узкая дорога» стремительным повествованием тоже не отличается, зато вовремя останавливается (5 серий примерно по 40 минут залетают непринужденно) и наполняет долгие паузы, когда артисты угрюмо глядят в пустоту, отнюдь не пустыми думами об исторических и личных триггерах, что кровоточат даже годы спустя. Хотите поразмышлять о чем-то подобном, погрузившись не в выдуманные скандалы-интриги-расследования, а в нутро реальной трагедии, – милости просим. Однако нетерпеливым киноманам, которым хлеб и зрелища подавай, да экшена побольше, да твистов пошьямаланистее, лучше предпочесть что-то еще, благо ассортимент развлекательных сериалов на любой вкус ныне невероятно широк.
Завтра, 12 августа, 50-летие отметит Болдт. Аффлек-Болдт. МакГуайр Аффлек-Болд. Кейси МакГуайр Аффлек-Болд. Калеб Кейси МакГуайр Аффлек-Болд, ну или попросту Кейси…
Памятник Вере Васильевой откроют в Москве в день рождения великой артистки. Сама она долгие годы считала, что родилась 30 сентября,…
Куклы – вещь сколь безобидная, столь и жуткая. Ученые утверждают: это потому, что они слишком антропоморфную наружность имеют, не являясь…
Подборка трейлеров российских проектов, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Криминальные страсти по иномарке, полнометражное продолжение сериала про…
Культовая разговорная мелодрама Алексея Учителя «Прогулка» может получить продолжение. Шансы на это, по словам самого автора, довольно велики. Причем разговоры…
Видный корейский кинодеятель Пак Чхан-ук, трижды лауреат Каннского фестиваля, исключен из Гильдии сценаристов США. Причиной тому послужило неисполнение условий забастовки,…