Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Уборка – дело тонкое! Доказывают Вим Вендерс, Гильермо дель Торо и «Клиника»

Уборка – дело тонкое! Доказывают Вим Вендерс, Гильермо дель Торо и «Клиника»

17 февраля 2024 /
Уборка – дело тонкое! Доказывают Вим Вендерс, Гильермо дель Торо и «Клиника»
Кадр из сериала «Клиника». Фото: Mary Evans/TASS

Собираем бригаду по клинингу из колоритных героев фильмов и сериалов.

Нельзя недооценивать труд уборщиков. Эти славные люди и снег на дороге разгребут, и чистоту вокруг поддержат, и место преступления при необходимости приберут. В кино – уж точно. Уборщикам посвящено не так много фильмов и сериалов, как врачам, пожарным или грабителям банков. Между тем, в массе знаменитых произведений они играли важную роль. Несколько подобных произведений мы и решили вспомнить, а заодно оценить, какими разными уборщики получились в каждом из них.

«Клуб «Завтрак» (1985)

В тинейджерском хите Джона Хьюза запоминаются, прежде всего, трудные подростки, оставленные после уроков. И естественно, что зритель тоже на их стороне: ведь в Эндрю, Бендере, Брайане, Клэр и Эллисон многие до сих пор узнают себя. Взрослые тут кажутся чистыми антагонистами – в первую очередь, суровый замдиректора. Он спит и видит, как бы проучить нашкодивших юнцов. А еще в кадре появляется уборщик Карл, которого играет актер с гигантской фильмографией Джон Капелос: свой творческий путь он начал под крылом Майкла Манна, а позднее снимался у Сидни Люмета и Гильермо дель Торо.

Этот лысеющий трикстер расслабленно расхаживает по коридорам, слушая музончик и болтая с наказанными балбесами. Но после издевок Бендера он разражается программной речью, в которой называет себя «глазами и ушами этого заведения»: он, дескать, и в шкафчики заглядывает, и записочки чужие читает, и вообще в курсе всего, что в школе творится. Потом Карл шантажирует упомянутого зама и признается, что в детстве мечтал стать Джоном Ленноном. На самом же деле он прекрасно разбирается и в людях, и в жизни, рассуждает о насущных проблемах со здоровым цинизмом и заслуживает если не симпатии, то уважения.

«Умница Уилл Хантинг» (1997)

Прежде чем проявить уникальный дар математического гения и заделаться пациентом психиатра Магуайра (Робин Уильямс), Уилл Хантинг был не умницей, а обычным уборщиком в технологическом институте. Пусть и с обаятельной физиономией молодого Мэтта Дэймона. Как и его коллега из «Клуба «Завтрак», Уилл вовсю пользовался служебным положением. И во время выполнения профессиональных обязанностей смотрел в оба глаза да слушал в оба уха. Высматривал он, в частности, начертанные на доске формулы, которые блестяще решал.

По сравнению с шумными посиделками в кабаках рядом с дружком-горлопаном (Бен Аффлек) те эпизоды, где Хантинг задумчиво моет полы в опустевших коридорах под меланхоличную музыку Дэнни Элфмана, окутывает умиротворяющая гармония. Словно лишь в эти минуты юноше удается побыть наедине с собой, прислушаться к течению своих незаурядных мыслей. И это – просто маленький фрагмент отличной истории, которая у большинства авторов рождается всего раз. Зато может оказаться для них долгожданной путевкой в жизнь. Так, собственно, и произошло с Дэймоном и Аффлеком: «Умница Уилл Хантинг» принес им «Оскара» за лучший сценарий и распахнул двери в индустрию.

«Клиника» (2001–2010)

Уборщик из легендарной «Клиники» – без преувеличения, один из культовейших героев сериала. Не такой культовый, как доктор Кокс, но где-то неподалеку. Важный секрет этой культовости кроется в загадочности. Никто не знает, как уборщика на самом деле зовут. И когда однажды он открывает-таки свое имя (Глен Мэттьюс), мы понятия не имеем, правду ли он говорит. У зрителя есть все основания сомневаться в его искренности: он вечно подкалывает закбраффовского Джей Ди, портит его имущество, а порой даже физической расправой грозит.

Изначально уборщик должен был стать воображаемым собеседником Джей Ди. Что казалось вполне логичным, поскольку рассеянный врач без конца фантазировал и представлял то, чего в реальности не происходило. Но эксцентричность парня со шваброй и слегка неуравновешенная харизма артиста Нила Флинна пришлись публике по душе, благодаря чему Глен Мэттьюс (или не Глен Мэттьюс) превратился в постоянную звезду «Клиники». А покинув ее после восьмого сезона, Флинн возглавил каст другого долгоиграющего ситкома, «Бывает и хуже», что держался на американском ТВ с 2009-го по 2018-й.

«Форма воды» (2017)

«Форма воды» – не лучший фильм Гильермо дель Торо, но призами его осыпали будь здоров. Сперва два «Золотых глобуса» выписали, а затем добавили четыре «Оскара», в том числе два основных. Тем занятнее, что ключевой героиней ключевой ленты того года являлась тихая (во всех смыслах, ведь она еще и немая) уборщица Элайза, которой необычайно к лицу скромное обаяние Салли Хокинс. Она драит полы и вытирает пыль в военной лаборатории, куда однажды попадает таинственный объект. С этим-то объектом, человеком-амфибией, Элайза и закручивает романтическую связь.

Профессия уборщицы здесь метафорична. Метафора нехитрая, но поэтичности ей не занимать. Уборщицы регулярно имеют дело с водой. Человек-амфибия тоже. Плюс на плюс дает… в данном случае еще один плюс. Всякой логике вопреки – это же фантастическая сказка. Апогея торжество водной стихии достигает в финале, в кадрах, сбивающих с ног своей красотой: странные влюбленные словно парят в призрачном подводном мире, вдали от земной суеты, и становятся единым целым. Дель Торо признавался: «Я хотел создать песнь, песнь о любви, которую вы слушаете в машине с опущенным верхом по дороге на пляж». Хотел – и создал. Можете назвать ее балладой об уборщице и Ихтиандре.

«Зачистка» (2021–…)

Желаете составить исчерпывающее представление о фирменном британском юморе, а заодно взглянуть на работу уборщиков с неочевидной стороны? Тогда включайте «Зачистку». Короткий, но ударный и страшно смешной сериал о детине по имени Пол, который убирает места преступлений. Грег Дэвис – его сценарист, создатель и главная звезда. В каждом эпизоде хмурый, не очень довольный жизнью мужик сталкивается с экстравагантными личностями, так или иначе связанными с убийствами и/или локациями, где они совершались. Одну из таких личностей неподражаемая Хелена Бонем Картер играет.

Если вкратце, сюжет большинства серий сводится к тому, что Пола всячески отвлекают от исполнения профессионального долга. Он этому, соответственно, противится и пытается все сделать как надо. Что получается далеко не всегда, но стабильно влечет за собой неполиткорректные шутки и гэги разной степени чудаковатости. Вообще шоу родилось в «Германии», носило название Der Tatortreiniger («Чистильщик») и продолжалось аж 7 сезонов. Британскую версию недавно продлили только на третью часть, но уже сейчас ясно, что она вышла куда острее и колоритнее оригинала.

«Убить Риту» (2023–…)

Героиня одного из самых ярких отечественных сериалов прошлого года сперва была учительницей. А потом согрешила с учеником. Работу потеряла. Но жить-то нужно на что-то. Вот и устроилась Рита (Евгения Борзых) уборщицей. Начала туалеты в модном клубешнике чистить. Причем Рита – истинный гений по части химии. Так она ловко всякие растворы смешивает, что любое пятно устранит надежнее мистера Пропера. В сериале этот навык ей не раз успевает добрую службу сослужить. А на поприще уборщицы он и вовсе на вес золота. Правда, именно из-за него и стартуют очень криминальные дела.

В том же туалете Рита с гламурной чикой знакомится. Та предлагает ей за кругленькую сумму прибрать бардак в коттедже. С непростой задачей Рита справляется на ура. Но за первым заказом второй вскоре следует. И там уже посерьезнее вызов: кровь с ковра оттереть надобно. А если на ковре имеется лужа крови, значит, кого-то на этом ковре явно пришили. И Рита отныне замешана в темной истории. Приходится ей пуститься в бега. Мораль сей басни такова: не гонись за длинным рублем, если чуешь подвох. А мирная внешне должность уборщицы может, как выясняется, грозить жуткой нервотрепкой.

«Идеальные дни» (2023)

Вим Вендерс на радость поклонникам вернулся к лучшей версии себя и снял гармоничную медитативную драму о добряке Хираяме (Кодзи Якусе), который живет в Токио и трудится уборщиком общественных туалетов. Почти весь фильм – неспешные хроники его повседневной рутины: проснулся, подстриг усы, сел в машину, включил старенькую кассету с Лу Ридом или Патти Смит, приехал на точку, прибрался, скушал сэндвич на лавочке в парке, закончил смену, наведался в баньку, поужинал, почитал перед сном, задремал. Далее по кругу. Но в этой рутине Хираяма обретает душевное равновесие перед лицом житейских бурь, которые легко могут потрепать даже самого спокойного человека.

Уборка туалетов у Вима Вендерса – все равно что уборка астероида у Антуана де Сент-Экзюпери. «Привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету», – как говаривал Маленький принц. Вендерс мягко, без нравоучений и морализаторства намекает на важность поддержания в чистоте камерного мирка. И снаружи, и внутри себя. Эти деликатные размышления заставляют о многом задуматься и в конечном счете делают тебя чуточку светлее. Чем не может похвастаться ни один как бы злободневный фильм или сериал, герои которого сотрясают воздух громогласными тирадами об экологии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: