Собираем бригаду по клинингу из колоритных героев фильмов и сериалов.
Нельзя недооценивать труд уборщиков. Эти славные люди и снег на дороге разгребут, и чистоту вокруг поддержат, и место преступления при необходимости приберут. В кино – уж точно. Уборщикам посвящено не так много фильмов и сериалов, как врачам, пожарным или грабителям банков. Между тем, в массе знаменитых произведений они играли важную роль. Несколько подобных произведений мы и решили вспомнить, а заодно оценить, какими разными уборщики получились в каждом из них.
«Клуб «Завтрак» (1985)
В тинейджерском хите Джона Хьюза запоминаются, прежде всего, трудные подростки, оставленные после уроков. И естественно, что зритель тоже на их стороне: ведь в Эндрю, Бендере, Брайане, Клэр и Эллисон многие до сих пор узнают себя. Взрослые тут кажутся чистыми антагонистами – в первую очередь, суровый замдиректора. Он спит и видит, как бы проучить нашкодивших юнцов. А еще в кадре появляется уборщик Карл, которого играет актер с гигантской фильмографией Джон Капелос: свой творческий путь он начал под крылом Майкла Манна, а позднее снимался у Сидни Люмета и Гильермо дель Торо.
Этот лысеющий трикстер расслабленно расхаживает по коридорам, слушая музончик и болтая с наказанными балбесами. Но после издевок Бендера он разражается программной речью, в которой называет себя «глазами и ушами этого заведения»: он, дескать, и в шкафчики заглядывает, и записочки чужие читает, и вообще в курсе всего, что в школе творится. Потом Карл шантажирует упомянутого зама и признается, что в детстве мечтал стать Джоном Ленноном. На самом же деле он прекрасно разбирается и в людях, и в жизни, рассуждает о насущных проблемах со здоровым цинизмом и заслуживает если не симпатии, то уважения.
«Умница Уилл Хантинг» (1997)
Прежде чем проявить уникальный дар математического гения и заделаться пациентом психиатра Магуайра (Робин Уильямс), Уилл Хантинг был не умницей, а обычным уборщиком в технологическом институте. Пусть и с обаятельной физиономией молодого Мэтта Дэймона. Как и его коллега из «Клуба «Завтрак», Уилл вовсю пользовался служебным положением. И во время выполнения профессиональных обязанностей смотрел в оба глаза да слушал в оба уха. Высматривал он, в частности, начертанные на доске формулы, которые блестяще решал.
По сравнению с шумными посиделками в кабаках рядом с дружком-горлопаном (Бен Аффлек) те эпизоды, где Хантинг задумчиво моет полы в опустевших коридорах под меланхоличную музыку Дэнни Элфмана, окутывает умиротворяющая гармония. Словно лишь в эти минуты юноше удается побыть наедине с собой, прислушаться к течению своих незаурядных мыслей. И это – просто маленький фрагмент отличной истории, которая у большинства авторов рождается всего раз. Зато может оказаться для них долгожданной путевкой в жизнь. Так, собственно, и произошло с Дэймоном и Аффлеком: «Умница Уилл Хантинг» принес им «Оскара» за лучший сценарий и распахнул двери в индустрию.
«Клиника» (2001–2010)
Уборщик из легендарной «Клиники» – без преувеличения, один из культовейших героев сериала. Не такой культовый, как доктор Кокс, но где-то неподалеку. Важный секрет этой культовости кроется в загадочности. Никто не знает, как уборщика на самом деле зовут. И когда однажды он открывает-таки свое имя (Глен Мэттьюс), мы понятия не имеем, правду ли он говорит. У зрителя есть все основания сомневаться в его искренности: он вечно подкалывает закбраффовского Джей Ди, портит его имущество, а порой даже физической расправой грозит.
Изначально уборщик должен был стать воображаемым собеседником Джей Ди. Что казалось вполне логичным, поскольку рассеянный врач без конца фантазировал и представлял то, чего в реальности не происходило. Но эксцентричность парня со шваброй и слегка неуравновешенная харизма артиста Нила Флинна пришлись публике по душе, благодаря чему Глен Мэттьюс (или не Глен Мэттьюс) превратился в постоянную звезду «Клиники». А покинув ее после восьмого сезона, Флинн возглавил каст другого долгоиграющего ситкома, «Бывает и хуже», что держался на американском ТВ с 2009-го по 2018-й.
«Форма воды» (2017)
«Форма воды» – не лучший фильм Гильермо дель Торо, но призами его осыпали будь здоров. Сперва два «Золотых глобуса» выписали, а затем добавили четыре «Оскара», в том числе два основных. Тем занятнее, что ключевой героиней ключевой ленты того года являлась тихая (во всех смыслах, ведь она еще и немая) уборщица Элайза, которой необычайно к лицу скромное обаяние Салли Хокинс. Она драит полы и вытирает пыль в военной лаборатории, куда однажды попадает таинственный объект. С этим-то объектом, человеком-амфибией, Элайза и закручивает романтическую связь.
Профессия уборщицы здесь метафорична. Метафора нехитрая, но поэтичности ей не занимать. Уборщицы регулярно имеют дело с водой. Человек-амфибия тоже. Плюс на плюс дает… в данном случае еще один плюс. Всякой логике вопреки – это же фантастическая сказка. Апогея торжество водной стихии достигает в финале, в кадрах, сбивающих с ног своей красотой: странные влюбленные словно парят в призрачном подводном мире, вдали от земной суеты, и становятся единым целым. Дель Торо признавался: «Я хотел создать песнь, песнь о любви, которую вы слушаете в машине с опущенным верхом по дороге на пляж». Хотел – и создал. Можете назвать ее балладой об уборщице и Ихтиандре.
«Зачистка» (2021–…)
Желаете составить исчерпывающее представление о фирменном британском юморе, а заодно взглянуть на работу уборщиков с неочевидной стороны? Тогда включайте «Зачистку». Короткий, но ударный и страшно смешной сериал о детине по имени Пол, который убирает места преступлений. Грег Дэвис – его сценарист, создатель и главная звезда. В каждом эпизоде хмурый, не очень довольный жизнью мужик сталкивается с экстравагантными личностями, так или иначе связанными с убийствами и/или локациями, где они совершались. Одну из таких личностей неподражаемая Хелена Бонем Картер играет.
Если вкратце, сюжет большинства серий сводится к тому, что Пола всячески отвлекают от исполнения профессионального долга. Он этому, соответственно, противится и пытается все сделать как надо. Что получается далеко не всегда, но стабильно влечет за собой неполиткорректные шутки и гэги разной степени чудаковатости. Вообще шоу родилось в «Германии», носило название Der Tatortreiniger («Чистильщик») и продолжалось аж 7 сезонов. Британскую версию недавно продлили только на третью часть, но уже сейчас ясно, что она вышла куда острее и колоритнее оригинала.
«Убить Риту» (2023–…)
Героиня одного из самых ярких отечественных сериалов прошлого года сперва была учительницей. А потом согрешила с учеником. Работу потеряла. Но жить-то нужно на что-то. Вот и устроилась Рита (Евгения Борзых) уборщицей. Начала туалеты в модном клубешнике чистить. Причем Рита – истинный гений по части химии. Так она ловко всякие растворы смешивает, что любое пятно устранит надежнее мистера Пропера. В сериале этот навык ей не раз успевает добрую службу сослужить. А на поприще уборщицы он и вовсе на вес золота. Правда, именно из-за него и стартуют очень криминальные дела.
В том же туалете Рита с гламурной чикой знакомится. Та предлагает ей за кругленькую сумму прибрать бардак в коттедже. С непростой задачей Рита справляется на ура. Но за первым заказом второй вскоре следует. И там уже посерьезнее вызов: кровь с ковра оттереть надобно. А если на ковре имеется лужа крови, значит, кого-то на этом ковре явно пришили. И Рита отныне замешана в темной истории. Приходится ей пуститься в бега. Мораль сей басни такова: не гонись за длинным рублем, если чуешь подвох. А мирная внешне должность уборщицы может, как выясняется, грозить жуткой нервотрепкой.
«Идеальные дни» (2023)
Вим Вендерс на радость поклонникам вернулся к лучшей версии себя и снял гармоничную медитативную драму о добряке Хираяме (Кодзи Якусе), который живет в Токио и трудится уборщиком общественных туалетов. Почти весь фильм – неспешные хроники его повседневной рутины: проснулся, подстриг усы, сел в машину, включил старенькую кассету с Лу Ридом или Патти Смит, приехал на точку, прибрался, скушал сэндвич на лавочке в парке, закончил смену, наведался в баньку, поужинал, почитал перед сном, задремал. Далее по кругу. Но в этой рутине Хираяма обретает душевное равновесие перед лицом житейских бурь, которые легко могут потрепать даже самого спокойного человека.
Уборка туалетов у Вима Вендерса – все равно что уборка астероида у Антуана де Сент-Экзюпери. «Привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету», – как говаривал Маленький принц. Вендерс мягко, без нравоучений и морализаторства намекает на важность поддержания в чистоте камерного мирка. И снаружи, и внутри себя. Эти деликатные размышления заставляют о многом задуматься и в конечном счете делают тебя чуточку светлее. Чем не может похвастаться ни один как бы злободневный фильм или сериал, герои которого сотрясают воздух громогласными тирадами об экологии.
Комментарии