Вспоминаем фильмы, в которых звезды экрана готовили покушения на жизнь известных политиков.
5 ноября 2021 года на Netflix вышел мини-сериал «Сомнительный убийца». Он снят по мотивам реальных событий из истории Швеции – в 1982 году некто Стиг Энгстрем застрелил премьер-министра Улофа Пальме, хотя официальные обвинения при жизни ему так и не были предъявлены.
Вообще убийства известных политических деятелей часто становились основой для фильмов и сериалов – и далеко не всегда драматического характера. «КиноРепортер» вспомнил 7 подобных проектов, причем убийство президента Джона Кеннеди, как ни странно, не затрагивается ни в одном из них.
«Дзета» (1969)
Культовый триллер о покушении на жизнь греческого политика Григориса Ламбракиса, который в 1963 году был смертельно ранен экстремистами на антивоенном митинге. Отец режиссера Коста-Гавраса состоял в коммунистической партии Греции и во время Гражданской войны конца 1940-х оказался за решеткой. После поражения коммунистов Коста-Гаврас эмигрировал во Францию и на протяжении многих лет снимал острые, пугающе злободневные фильмы о борьбе одиночек с тоталитарной системой.
«Дзета» – наиболее показательный пример того, как радикальное содержание обрело идеальную, близкую к документальной форму. Прежде всего – благодаря сдержанной, но такой красноречивой игре французских звезд Ива Монтана (Ламбракис) и Жан-Луи Трентиньяна (следователь Хардзетакис).
И конечно, блистательной репортажной манере съемки Рауля Кутара, постоянного соратника Жан-Люка Годара – еще одного пионера политического кинематографа. Эпизод убийства снят с нервным, тревожным надрывом, что лишь усиливает обличительный пафос картины и подчеркивает глубокий символизм буквы «дзета» (Z), на греческом языке означающей «он еще жив».
«Убийство Троцкого» (1972)
Тягучая драма британского мэтра Джозефа Лоузи («Слуга», «Посредник») о том, как изгнанный из СССР опальный революционный лидер Лев Троцкий (Ричард Бертон) в 1940 году томился в Мексике. И не догадывался, что мстительный Иосиф Сталин уже направил по его следам убийцу Рамона Меркадера (Ален Делон), который решил втереться к Троцкому в доверие и дождаться момента для нанесения финального удара.
Здесь хватает занудных речей о борьбе с империализмом и комиссарах мировой революции, да и вообще фильм Лоузи крайне лаконичен и нетороплив. Но подобная размеренность лишь идет ему на пользу – он насквозь пронизан предчувствием чего-то неотвратимого и фатального. Сперва на жизнь Троцкого покушаются ярые сталинисты с автоматами. А затем Меркадер, орудующий под именем Фрэнка Джексона, вооружается ледорубом и опускает его на голову ничего не подозревающего Льва Давидовича.
Попадание в образ Ричарда Бертона прямо-таки пугающе меткое. Да и Делон неописуемо хорош: костюм с иголочки, зализанные волосы, модные солнцезащитные очки и дьявольская усмешка – злой рок никогда не выглядел так стильно. Хотя ключевая сцена убийства снята до смешного нелепо и неуклюже.
«День шакала» (1973)
Великая картина Фреда Циннемана – образцовое произведение о политическом убийстве. Она длится 141 минуту, но отсюда ни кадра не вырезать, ни слова не убрать: настолько все логично и складно. Летом 1963-го лидеры ОАС, ультраправой французской группировки, наняли элитного киллера по прозвищу Шакал (Эдвард Фокс) для ликвидации президента Шарля де Голля. В первую очередь террористов не устраивало предоставление независимости Алжиру, ранее считавшемуся территорией Франции.
Пока Шакал тщательно готовится к покушению, запасаясь необходимым оружием и фальшивыми документами, по пятам его мчатся спецслужбы. Так начинается виртуозная игра в кошки-мышки, и победитель в ней неизвестен до последних секунд: тот самый выстрел, который назревал столько времени, гремит за 3,5 минуты до финала ленты. И, как часто бывает, в происходящее вмешивается его величество случай, лишний раз доказывая, что исход даже скрупулезно спланированных операций окутан туманом неопределенности.
«Убить президента. Покушение на Ричарда Никсона» (2004)
Прекрасный, хоть и преступно малоизвестный фильм на основе реальных событий с одним из лучших перформансов в карьере Шона Пенна. Годом ранее он завоевал «Оскара» за роль убитого горем отца в ленте Клинта Иствуда «Таинственная река». А в 2004-м с неменьшей убедительностью исполнил роль типичного маленького человека Сэма Бика, буквально прописавшегося на острове невезения. Его личная жизнь трещит по швам, удача в делах тоже от него отвернулась, а обостренное чувство справедливости мешает нормально общаться с людьми и спокойно спать по ночам.
В подобных ситуациях мы любим искать козла отпущения. Бик вот винит во всех неурядицах Белый дом и конкретно президента Ричарда Никсона. Тот, дескать, надавал предвыборных обещаний, а выполнять их не спешит. В результате страдают простые американские граждане – такие как он, незадачливый Сэмюел. Мужчина мастерит взрывное устройство и пытается захватить самолет, чтобы добраться до Вашингтона и убить главу государства.
План Бика, разумеется, был продуман из рук вон плохо, и осуществить свой замысел ему не удалось. В полуторачасовой картине печальная развязка занимает от силы десять минут – остальное время ушло на подготовку и душевные терзания героя. Но столь краткого всплеска энергии хватает сполна, чтобы увенчать происходящее поистине трагическим ореолом.
Операция «Валькирия» (2008)
Было время, когда режиссер Брайан Сингер завязал со вселенной людей-мутантов и ангажировал Тома Круза на роль совестливого полковника вермахта Клауса фон Штауффенберга, который в 1944 году возглавил заговор против Адольфа Гитлера. Высокопоставленные чины немецкой армии поняли, что война проиграна, и сочли единственным способом избежать позора физическое устранение фюрера. А вследствие этого – немедленное прекращение боевых действий.
Круз мечтал о сотрудничестве с Сингером с тех пор, как до глубины души проникся его второй режиссерской работой «Подозрительные лица» (1995). В 2008-м же, строго между третьей и четвертой частями франшизы «Миссия: невыполнима», он снялся в еще одном шпионском триллере, только теперь по мотивам реальных событий.
Реальных – и довольно трагичных. Запланированный взрыв оказался неэффективен. Гитлер выжил, а заговорщиков арестовали и расстреляли. Ну зато одноглазый Круз в роли мятежного полковника достаточно харизматичен, чтобы наблюдать за его происками, не отвлекаясь на посторонние дела.
«Интервью» (2014)
Политическая комедия Сета Рогена и Эвана Голдберга вышла на удивление многослойной. С одной стороны, это эксцентричный водевиль об эпатажном телеведущем Дэйве Скайларке (Джеймс Франко). Он приглашает на шоу «Вечерний Скайларк» знаменитостей вроде Эминема и Джозефа Гордон-Левитта и выносит на всеобщее обозрение скандальные подробности их интимной жизни. С другой – интригующий триллер о том, как Скайларк в компании своего продюсера Аарона (Сет Роген) отправился в Северную Корею на интервью с одиозным лидером Ким Чен Ыном.
Причем то было не простое интервью. А тщательно спланированная ЦРУ акция с целью устранения вождя, пугающего весь мир ядерными разработками, путем смертельного рукопожатия. Пока герои готовятся к интервью/покушению, фильм ненавязчиво перемещается в плоскость классического бадди-муви, когда разные на первый взгляд персонажи внезапно проникаются друг к другу симпатией.
И все ведь сложилось на редкость удачно. Под аккомпанемент оптимистичного хита Кэти Перри Firework Дэйв с Аароном и цель устранили, и государственный переворот спровоцировали, и «Властелина колец» добрый десяток раз процитировали.
«Антропоид» (2016)
Зрелищная военная драма об убийстве деятелями чешского Сопротивления Рейнхарда Гейдриха, видного политика нацистской Германии (один из ключевых инициаторов холокоста и протектор Богемии и Моравии после оккупации Чехословакии в 1939-м).
Главные герои в исполнении Киллиана Мерфи и Джейми Дорнана проникают в тыл врага, выходят на связь с другими тайными агентами и планируют так называемую операцию «Антропоид»: подкараулить автомобиль Гейдриха и напасть на него с автоматами и гранатами.
Покушение пошло не по плану из-за заклинившего оружия, хотя Гейдрих все равно получил смертельные ранения и через несколько дней скончался. Нацисты же выследили участников Сопротивления и напали на них, когда те скрывались в пражском соборе святых Кирилла и Мефодия.
Большую часть времени «Антропоид» производит впечатление весьма недурного триллера с высокой концентрацией саспенса (несмотря на традиционные упреки в исторических неточностях). В финале же превращается в первоклассный боевик с эпилептическим монтажом и массой эффектных, запоминающихся сцен. Тот самый случай, когда и со смыслом, и со вкусом.
Комментарии