Сериалы

Технотриллеры как стиль жизни

Адепты научной фантастики – и писатели, и кинематографисты – давно и крайне активно обращаются к теме искусственного интеллекта. Однако, помимо уже ставшего классическим мотива восстания машин, без внимания они не оставляют и более совершенный аналог – человеческое сознание. И в рамках этой во всех смыслах широко интерпретируемой темы чаще всего всплывает понятие цифрового бессмертия.

От возможности сохранять память на жесткий диск («Джонни Мнемоник», 1995) и создания цифровых аватаров («Аватар», 2009) до копирования сознания с помощью особых приспособлений («Видоизменный углерод», 2019) и загрузки его в интернет («Превосходство», 2014). От выборочной блокировки памяти («Призрак в доспехах», 2017, «Бладшот», 2020) до возможности погрузиться в чужую жизнь («Воспоминания», 2021).

«Видоизмененный углерод», 2019

Но киберпанк при этом – не единственный жанр, в рамках которого может разворачиваться сюжет, напрямую затрагивающий человеческое сознание. В «Легионе» (2017–2019), снятом по мотивам комиксов Marvel, главный герой делил сознание с древним паразитом – дьяволом с желтыми глазами. А в прошлогоднем проекте Netflix «В ее глазах», на первый взгляд напоминающем бытовой нуар, переселение сознания (или души) носило сверхъестественный характер. В комедийном хорроре «Я – зомби» (2015–2019) главная героиня и вовсе употребляла мозги погибших людей в пищу – разумеется, для того, чтобы раскрыть дело.

Режиссер Тарсем Сингх тоже часто экспериментировал на эту тему. В 2000 году он выпустил «Клетку» с Дженнифер Лопес, чья героиня попадала в сознание маньяка и пыталась спасти его последнюю жертву. В «Запределье» (2006) герой, запертый в собственном теле после травмы, в собственной голове совершал довольно тяжелое путешествие.

Этот путь, конечно, можно счесть красочной аллегорией, но зато во «Вне/себя» девятью годами позже постановщик точно отошел от сюрреализма, раскрыв сюжет с точки зрения технологического прогресса и злого умысла корпораций. Так, в центре сюжета оказывался пожилой мужчина на пороге смерти, чье сознание было перенесено в новое тело. Впрочем, новое, как вы понимаете, было не самым корректным определением.

«Вне/себя», 2015

В общем, прецеденты случаются. Но как вышло, что технокорпорация Apple за последние несколько месяцев выпустила сразу несколько сериалов на тему контроля разума? Первым стал технотриллер «Доктор Брейн» – первый южнокорейский сериал платформы, премьера которого состоялась в ноябре прошлого года. Проект был многообещающим: в режиссерском кресле – Ким Джи-ун («Я видел дьявола», «Горечь и сладость», «Хороший, плохой, долбанутый»), в главной роли – Ли Сон-гюн из «Паразитов» (2019). Хронометраж небольшой – всего шесть часов, сюжет интригующий.

Главный герой сериала, талантливый, но лишенный эмпатии из-за врожденной аномалии мозга ученый, переживает личную трагедию: его сын погиб при загадочном взрыве, а жена попыталась совершить самоубийство, после чего впала в кому. Для того, чтобы выяснить, что произошло, Се Вон решается на синхронизацию мозга с потенциальными свидетелями  – с помощью революционной технологии, основанной на принципе квантовой запутанности.

«Доктор Брейн», 2021

Разумеется, пространство, созданное с помощью художественных средств, гарантирует его создателям огромное поле для экспериментов. Проверить их гипотезы и идеи на практике невозможно, а потому речь идет лишь о создании жизнеспособной теории, в которую зритель готов поверить – и уровень допущений в ней явно не должен превышать все мыслимые пределы. В случае с «Доктором Брейном», это, к сожалению, происходит. Как минимум потому, что нейрохакинг здесь – лишь инструмент для рассказа истории.

Блуждания по лабиринту памяти не представляют для героя никакой опасности (пара скримеров не слишком-то хорошо работает и для зрителя), память его подопытных избирательна настолько, чтобы двигать сюжет. Риск для Се Вона – пустой звук: он с легкостью переживает остановку сердца и готов повторить это на добровольных началах. А погружения даруют ему исключительно положительный опыт: недостающий кусочек информационной мозаики или набор полезных (или хотя бы безобидных) поведенческих паттернов и реакций, которые при необходимости дают ему неоспоримое преимущество, а за ненадобностью просто перестают его волновать. Да, память изменчива и адаптивна, но не до такой же степени.

«Доктор Брейн», 2021

Сам Се Вон тоже не промах: может реанимировать человека за пару минут, отлично водит, обладает фотографической памятью. Фантомы (привет уже российскому «Вне себя») не слишком активно вторгаются в его личное пространство и как правило направляют, а не сбивают с толка, никто не обращает внимание на то, что он общается с воздухом, полиция уже со второй попытки верит на слово… В общем, настоящая Мэри Сью, к которой, разумеется, не возникает никакой эмпатии – что иронично, учитывая настойчивые попытки Ким Джи-уна поговорить про гуманизм и ценность человеческих эмоций.

К слову, для Кореи подобные темы не в новинку: в стране популярны криминальные дорамы «Незнакомец», где главный герой подвергся операции на головном мозге (и вновь аутистический спектр, подразумевающий вариации), в результате чего полностью лишился эмоций, и «День и ночь», в которой речь идет о подпольной организации, десятилетиями ставящей опыты на детях в попытках открыть лекарство от бессмертия.

«Доктор Брейн», 2021

Но в «Докторе Брейне» нейроразнообразие – всего лишь предлог. Проект не может предложить ни грамотной реализации небезынтересной концепции (оригиналом, кстати, служит вебтун – комикс для смартфонов), ни выдающейся формы. О том, что его снимал режиссер «Я видел дьявола», напоминает лишь пара эпизодов. Остальное время занимает болтовня – псевдонаучные глупости, в которые перестаешь верить после того, как Се Вон подключается к воспоминаниям умершей кошки, и попытки растянуть интригу, которая по факту укладывается в пару предложений.

Вся нейроинженерия здесь заключена в паре общеизвестных тезисов, вроде того, что ИИ должен имитировать функции человеческого мозга, гнетущая атмосфера исчезает практически мгновенно, а моральная составляющая сводится к постулату о том, что капитализм и жажда контроля – зло.

«Разделение», 2022

А вот «Разделение», премьера двух первых серий которого состоялась на этой неделе, выглядит куда более перспективно. В центре сериала Бена Стиллера – тоже человек, переживший личную трагедию. Жена Марка (Адам Скотт из «Парков и зон отдыха») погибла несколько лет назад и, чтобы справиться с потерей, он решает добровольно пройти процедуру разделения. После вживления специального импланта он фактически существует в двух версиях: внутренней, обитающей только в подвальном кабинете технокорпорации «Люмен», и внешней, которая понятия не имеет, что его тело делает восемь часов в день. 

Концепт жуткий сам по себе, но зловещего флера происходящему добавляют абсурдные инструкции (а в мире «Люмен» абсолютно все подчинено строгому регламенту), вроде «наполнить диспенсер в туалете мылом», идиотские игры, напоминающие извращенную форму тимбилдинга и чересчур задорная музыка.

«Разделение», 2022

Абсурда здесь в принципе много: помимо рутинных для работников ситуаций, где, например, надо категоризировать цифры, опираясь на собственные ощущения, в ход часто идет юмор висельников. Может, градус у него не такой и экстремальный, но безысходность чувствуется в каждом звуке. «Я никогда не уйду отсюда?» – вопрошает перепуганная новенькая (Бриттни Лоуэр), в ответ на что получает ироничное «Почему же? Ты уйдешь в пять».

Кроме того, она же, проснувшись без воспоминаний, сходу интересуется, «не из пробирки ли она», а затем уточняет, не идет ли часом речь о послесмертии. В общем, все возможные перспективы прописаны в масс-культуре и от этого уже не уйдешь.

«Разделение», 2022

Сам Марк тоже далек от канонов благополучия – у него жуткий тремор, его мучает чувство вины, а состояние беспросветной обреченности, которое иногда прерывают вынужденные светские беседы с друзьями беременной сестры и ее мужа, просто не дает нормально существовать. Вдобавок, объявляется его друг с работы, которого, он, естественно, не помнит.

Белоснежные нескончаемые коридоры способны вызвать агорафобию, в то время как комната отдыха (в оригинале – break room) до безобразия сжата в пространстве. Но так или иначе, обе части Марка заперты в ловушке: один вынужден существовать без сна, перерывов и друзей, посвящая все время исключительно работе. Второй ­– терпеть безрадостное существование (единственное, что остается ­– пиво и телевизор по вечерам), на которое он никак не может повлиять.

Никаких социальных контактов, за исключением тех, которые нельзя избежать, а значит, и не самых приятных, Прибавьте сюда теории заговора, постоянное и зримое присутствие корпорации зла, и получите практически идеальный продукт, закупоренный в собственном вакууме.

«Разделение», 2022

«Разделение» начинается с интриги и пока что прекрасно удерживает ее даже несмотря на повторную демонстрацию некоторых сцен. Здесь они лишь усиливают гнетущее чувство безнадежности. Научная составляющая тут тоже на уровне, а названия, вроде «перцептивная хронология», хоть и произносятся иногда с довольно издевательской интонацией, хотя бы имеют смысл и на сюжет работают.

Любопытна и сама технология вживления импланта. К слову, что-то подобное было у Филипа Пулмана в «Темных началах», только там речь шла о разделении человека и его деймона – воплощенной в виде животного части души. К слову, есть и обратная сторона медали: на каждую революционную технологию найдется своя подпольная операция. 

Учитывая все вышесказанное, «Разделение» выглядит именно как многообещающий технотриллер (и это при лаконичном ретро-футуризме в кадре), несмотря на то, что развитие определенных сюжетных ходов уже просматривается ­– в том числе и благодаря открывающей заставке, которую хочется изучать снова и снова. Галлюцинации и головные боли, к слову, здесь есть так же, как и в «Докторе Брейне» – это показатель стороннего вмешательства, – но выглядят они гораздо более уместно и реалистично.

«Последние дни Птолемея Грея», 2022

Другой вопрос – что ждать от еще одного проекта Apple, исследующего возможности человеческого мозга. В марте состоится премьера «Последних дней Птолемея Грея» – сериала, в котором персонаж Сэмюэла Л. Джексона решает обратиться за помощью к «особому доктору» (Уолтон Гоггинс), способному вернуть ему абсолютно все воспоминания. Ход стратегически верный: Птолемею Грею 90 лет, он страдает от деменции и совершенно неожиданно остается без опекуна.

Лечение действительно срабатывает, но теперь герой, у которого вновь появился вкус к жизни, собирается, во-первых, отыскать давно потерянные сокровища, а во-вторых, расследовать смерть племянника. С одной стороны, жизнеутверждающий тон вроде как подразумевается, с другой – подобные проекты приучили нас  помнить, что всегда есть побочные эффекты, которые появляются в самый неподходящий момент.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

12 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

13 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

17 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад