Интерес к бессмертному роману Александра Дюма «Три мушкетера» не угасает на протяжении всей истории кинематографа. Выдающиеся фильмы Георгия Юнгвальд-Хилькевича стали неотъемлемой частью отечественного культурного кода, да и за рубежом приключения д’Артаньяна и компании переносились на экран с завидной регулярностью. К премьере французского фильма «Три мушкетера: Миледи» «КиноРепортер» выбрал 7 самых неожиданных версий этого произведения, после знакомства с которыми роман однозначно засияет новыми красками.
Самые ранние экранизации «Мушкетеров», увы, не сохранились. В 1903 году пионер кинематографа Жорж Мельес выпустил ленту под названием «Мушкетеры королевы» – ныне она считается утерянной. Тем не менее картины по мотивам романа Дюма выходили приблизительно каждые два года, и некоторые даже становились крупными хитами. Версия 1921-го, например, была настоящим блокбастером. Она представляла собой полноценный сериал из 12 эпизодов (каждый длился час) и стоила колоссальных по тем временам денег. А в вышедшей в том же году полнометражной ленте солировал легендарный Дуглас Фэрбенкс, основатель Американской киноакадемии и герой немых приключенческих хитов («Знак Зорро», «Робин Гуд»).
Именно эта экранизация стала объектом насмешек для гениального комика Макса Линдера, которым восхищались не менее гениальные преемники в лице Бастера Китона и Чарли Чаплина. Забавная пародия «Три пройдохи» (1922) добросовестно следует по пятам предшественника и сатирически выворачивают наизнанку большинство сцен. Покидая родную Гасконь, д’Артаньян не молодцевато гарцует на лошади, а падает с нее, как мешок с картошкой. Капитана мушкетеров де Тревиля играет карлик. Кардинала Ришелье – рестлер по имени Бык Монтана. Атос, Портос и Арамис стали Осьминогом, Моржом и Морской Свинкой. Возлюбленная д’Артаньяна Констанция Бонасье получила звучное прозвище Монпасье. Главного же героя зовут коротко и ясно: Дам-я-вам.
Не самый известный, но все равно примечательный образчик советской анимации от великого мультипликатора Ивана Иванова-Вано, чьим работам (в частности, «Коньку-горбунку») завидовал сам Уолт Дисней. Его герой – утенок, который, как и множество детей всех стран и эпох, решил почитать перед сном книжку Дюма. В процессе он засыпает и видит сон, где превращается в д’Артаньяна и оказывается среди других животных, насмехающихся над его клювом. Утенок отчаянно чертыхается и чуть что хватается за шпагу.
Мушкетеры здесь стали котами, а их враги, гвардейцы кардинала, – собаками. Д’Артаньян вызывает будущих друзей на дуэль. Гвардейцы пытаются привлечь их к ответственности за нарушение общественного порядка, и сражение между ними становится кульминационным эпизодом мультфильма. Четверка приятелей смакует победу и в обнимку отправляется навстречу очередным приключениям. Тут герой внезапно падает с кровати и пробуждается, после чего нашаривает на полу трех игрушечных котов, укладывает их под одеяло и вновь засыпает. Подобное сплетение яви и грез слегка отдает эстетикой Дэвида Линча (он родится спустя 8 лет), хотя мультик, конечно, получился совершенно невинным.
В 1970-е мушкетеров неожиданно занесло на Дикий Запад. Благодарить за это нужно Бруно Корбуччи, младшего брата прославленного режиссера Серджио Корбуччи («Джанго», «Блеф»). В основном он специализировался на картинах пародийного толка вроде «Джеймса Тонта» и «Детей леопарда», комедии по мотивам костюмной драмы Лукино Висконти. Конечно, пройти мимо такого важного достояния мировой культуры, как роман Александра Дюма, этот насмешник не мог.
Главный герой (Дарт-младший) мечтает стать техасским рейнджером, но для начала ему предстоит распутать заговор, связанный с контрабандой золота через мексиканскую границу для диктатора Ортего. Разумеется, он опирается на плечи верных товарищей: рейнджеров Портленда, Арамиреса и МакАтоса. Местную Миледи играет Карин Шуберт, которая после заката актерской карьеры подалась в порнозвезды (правда, не от хорошей жизни – ей срочно понадобились деньги, чтобы вылечить сына, подсевшего на наркотики). В итоге на сеттинг спагетти-вестерна сюжет Дюма тоже лег легко и непринужденно: покер, виски, кабацкие драки, беготня по крыше поезда – то, что доктор прописал.
В произведениях о самих мушкетерах часто игнорируются их слуги. В романах Дюма эти колоритные персонажи зеркально отражают характер своих хозяев. Мушкетон, как и Портос, любит вкусно поесть. Слуга д’Артаньяна Планше отличается беспечностью и отвагой. Атосов Гримо – немногословностью. Арамисов Базен – набожностью. Участники знаменитой комедийной труппы «Шарло» решили отдать должное незаслуженно забытым бедолагам. Так родился хит советского проката «Четыре мушкетера Шарло», режиссером которого стал мастер фильмов плаща и шпаги Андре Юнебель («Горбун», «Капитан», «Тайны Бургундского двора», а также серия лент о Фантомасе).
Слуги, внешне здорово похожие на хоббитов, в этой интерпретации постоянно прикрывают незадачливых господ. Мушкетеры здесь не блещут чрезмерным интеллектом, рвением и храбростью, зато их помощники хитроумны, обаятельны и находчивы. И за это им порой воздается сторицей. Например, в одной незабываемой сцене Базен напяливает облачение служанки, раздевает королеву (ее играет сногсшибательная красотка Катрин Журдан), получает ответственное поручение протереть ее тело влажной тряпочкой и выдает бессмертную фразу: «Мне так хорошо, что мне плохо!»
Собачье обличье мушкетеров вошло в историю гораздо прочнее кошачьего, утиного и мышиного. Во многом благодаря прекрасному советскому мультфильму Ефима Гамбурга по сценарию Владимира Валуцкого, где д’Артаньян, «беспородная собака с примесью благородной крови», влюбляется в симпатичную болонку и по ее просьбе отправляется на задание в Англию.
Его сопровождают королевские псы Толстяк, Смельчак и Красавчик, а представители семейства кошачьих во главе с упитанным котом кардинала всячески строят им козни. Свои голоса героям подарили Николай Караченцов, Ирина Муравьева, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, Лев Дуров и Василий Ливанов, а памятные фразы в их исполнении украсили золотой фонд знаменитых цитат. Одна миска доброй похлебки, как мы помним, стоит сотни хорошеньких собачек!
В один год с «Псом в сапогах» увидел свет и его зарубежный аналог, испано-японский мультсериал «Д’Артаньгав». Именно от него отталкивался упомянутый мультфильм «Три мушкетера», выходящий в российский прокат. Мушкетеры здесь тоже изображены в виде собак. Коварная Миледи опять выведена в образе кошки. Зато Планше почему-то стал медведем, а д’Артаньян завел нового приятеля – мышонка Пома. Мультсериал радовал зрителей в течение полугода и позднее обзавелся продолжением, поставленным по мотивам романа Дюма «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».
В 1936 году студия Уолта Диснея выпустила мультик «Три слепых мушкетера», где герои превратились в мышей и лишились зрения. Во всем виноват живодерский английский стишок XIX века, приглашающий полюбоваться на слепых мышат, которым фермерская женушка оттяпала хвосты. Это, впрочем, не помешало персонажам мультфильма ликующе горланить приставучий шлягер и эффектно размахивать шпагами. Некто Капитан Кот, местный негодяй, расставляет по дому мышеловки, но мушкетеры с грацией Индианы Джонса преодолевают многочисленные ловушки и дают врагу прикурить.
Спустя 16 лет мушкетером заделался легендарный мышонок Джерри. Прогуливаясь по Парижу, они с приятелем узнали, что гвардеец кардинала Том охраняет праздничный стол. Конечно, подобная преграда не могла их остановить, и друзья очертя голову ринулись навстречу противнику. Тому по традиции немало достается (кульминация – выстрел в упор из пушки), а в финале бедняга и вовсе попадает на гильотину. «На войне как на войне», – философски отмечает один из мышат, прежде чем радостно удалиться в обнимку со связкой сосисок. Мультик имел невероятный успех, завоевал «Оскара» и получил три мушкетерских продолжения, где Джерри дослужился до капитанского чина.
Прошло еще 52 года, и мушкетерский камзол примерил другой прославленный мышонок, Микки. Вместе с Дональдом, Гуфи и Плуто он живет во Франции XVII века и однажды сталкивается с Атосом, Портосом, Арамисом и д’Артаньяном, которые спасают их от бандитов в исполнении братьев Гавс. Герои тут же загораются желанием тоже стать мушкетерами и вершить великие дела. Но сначала им придется доказать свою профпригодность и защитить принцессу Минни от Гавсов. Все это задорно, красочно, обаятельно и ни чуточки не скучно – авантюрный дух Дюма никуда не делся. Финальные экшен-сцены в опере по накалу страстей ничуть не уступают опенингу «Довода».
В мушкетерских картинах женщины частенько выходили на первые роли. Причем не в образе «дам в беде» или коварных интриганок, а в качестве самых что ни на есть ключевых героинь. В фильме 1952 года «На кончике шпаги» о детях мушкетеров важным действующим лицом стала дочь Атоса Клэр (Морин О’Хара). В «Дочери д’Артаньяна» (1994) юная Элоиза в исполнении Софи Марсо спасла Францию от заговора, а потом продолжила это благое дело в ремейке 2004 года.
Но вишенкой на торте однозначно следует признать анимационную ленту «Барби и три мушкетера». Голубоглазая блондинка Корин из Гаскони мечтает стать мушкетером (или мушкетеркой?), едет в Париж и знакомится с тремя служанками: модницей, танцовщицей и скрипачкой, полностью разделяющими ее похвальное стремление. Милые котята, множество оттенков розового, веер вместо оружия и прекрасный принц, которого необходимо спасти от подлого регента, – слабонервным на это лучше не смотреть. Но фанатки Барби, надо полагать, будут в восторге.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…