Кино

Школа жизни: Теплые фильмы о летних лагерях и их воспитанниках

В повторный прокат выходит нежное драмеди «Королевство полной луны», которое всколыхнет в каждом взрослом ощущение его внутреннего ребенка. А также напомнит о согревающем летнем воздухе и флере первой любви, что у многих случилась на каникулах в стенах школьных лагерей. Поспешим предложить вам семерку трогательных лент, действие которых происходит в не признанных взрослыми королевствах юных мечтателей, которые на время позабыли о домашке и бытовухе.

«Королевство полной луны» (2012)

Сэм Шикаски (Джаред Гилман) – сирота, трудный ребенок и непутевый бойскаут. Его побег из мальчишеского лагеря был вопросом времени, тем более что на свободе ждет любимая Сюзи (Кара Хэйуорд), что в неволе у строгой семьи пребывает. Скучные взрослые их точно никогда не поймут. А мир вокруг прекрасен – по лесам можно слоняться и на пляже под Le Temps De L’amour Франсуазы Арди плясать. Но лагерная команда не дремлет и пускается на поиски своего горе-товарища, а родители Сюзи (Фрэнсис МакДорманд и Билл Мюррей) спешат вернуть ее в золотую клетку дома.

В своем пестром драмеди Уэс Андерсон воссоздал на экране всю нежность первой любви и первого юношеского бунта против несправедливостей взрослого мира. Со всем свойственным ему перфекционизмом и кукольными фактурами. Действие, конечно, достаточно быстро переносится из лагеря бойскаутов на природу, при этом совсем не дикую, а сказочно приветливую. Но в этом и суть, ведь, как известно, даже на летних каникулах надзор взрослых мешает юнцам творить инфантильно важные дела на полную катушку. Пусть даже в лице сумасбродного вожатого Эдварда Нортона.

«Ловушка для родителей» (1998)

Как не вспомнить классическую комедию, где летний лагерь свел вместе не просто две родственные души, а целых две семьи. Точнее, одну семью, разлученную ввиду злосчастного рока. Напомним сюжет ленты – в лагере для девочек встречаются две подозрительно похожие друг на друга рыжули, Холли и Энни. Которые поначалу так сильно конфликтуют, что их в специальную комнату сажают, чтобы обкашляли вопросики и помирились. И потом – о чудо – наконец понимают, что они вообще-то близняшки. И что их родителей однозначно надо снова свести и вместе жить – не тужить.

Ностальгическая бомба, а не фильм, в лучших традициях семейного кино 1990-х. И Линдси Лохан тут еще юная и подающая надежды – а сыграла она (на тот момент дебютантка) сразу двух героинь со своими грезами и манерой поведения. Во время просмотра первого акта, «лагерного» и судьбоносного, даже не веришь, что это все работа одной актрисы и компьютерных фокусов. Дальнейшее повествование же разделяет сестер по домам родителей, которых они прежде вместе не видели. А финал умиляет будь здоров: так и сам поспешишь помириться с теми, кого потерял.

«Camp Rock: Музыкальные каникулы» (2008)

Ностальгической классикой для поколения помладше по праву стал диснеевский мюзикл, на первый взгляд не слишком замысловатый, но уж больно душевный. В центре сюжета – зазвездившийся поп-айдол Шейн (Джо Джонас), которого в воспитательных целях ссылают работать в молодежный музыкальный лагерь. Там же оказывается робкая и никому не известная, но вокально одаренная Митчи (Деми Ловато), которая всеми правдами и неправдами выгрызает себе билет в летнюю мечту. По всем законам жанра этих двоих соединяет любовь к музыке… и, естественно, друг к другу.

Ловато и братья Джонас (что появляются тут в полном составе) на тот момент были главными звездами и канала Disney, и американской тинейджерской музыки в целом. Поэтому и сам Camp Rock сейчас воспринимается как фильм-слепок того времени, когда трава была зеленее, а попса – попсовее. И когда каждая девчонка мечтала попасть в подобный лагерь и встретить там своего паренька с челочкой и гитарой. Но при всей привязке к концу 2000-х картина и сейчас смотрится симпатично и хорошо работает как яркая сказка про любовь с фееричными музыкальными номерами.

«Бабье лето» (1993)

А что если отправить в лагерь не подростков, а самых настоящих взрослых? И заставить их еще разок окунуться в сладкую атмосферу беззаботных времен школьных каникул, которые казались такими насыщенными. Со всеми превратностями юношеских интриг и недомолвок. Так и поступил сценарист и режиссер Майк Биндер, герои которого собираются в старом лагере для того, чтобы проститься с ним перед его сносом. И проникаются духом жарких солнечных дней и прохладных вечеров на берегу озера, где время словно замерло, а лето, кажется, будет длиться вечно.

Чувственная драма с нотками добродушного юмора, так знакомого каждому, кто любит порефлексировать о своей юности. Секрет этой «лагерной» картины прост настолько, насколько это возможно, – снимал ее Биндер по собственным воспоминаниям о каникулах, проведенных среди сверстников в подобных местах. А лагерь в фильме абсолютно реален – именно там, на берегу озера Онтарио, постановщик и отдыхал. Влюблялся, разочаровывался и находил первые идеи для своих сценариев. От того портреты его героев и выглядят практически осязаемыми.

«Сто дней после детства» (1975)

Среди отечественных кинозарисовок о лагерях особняком стоит драма о взрослении авторства Сергея Соловьева. Но, конечно, не в том плане, что странная она какая-то, а потому, что в исключительной романтичности своей особенно прекрасна. Тут в элитном пионерском лагере, что в старинной усадьбе располагается, разгораются страсти похлеще шекспировских. Пацан по кличке Лопух (Борис Токарев) на солнышке перегревается, а очухивается после этого больным от любви к миловидной Ерголиной (Татьяна Друбич). Та, в свою очередь, на другого поглядывает, а Лопуху еще какая-то девочка глазки строит.

Соловьев усложняет повествование тем, что его герои внутри фильма участвуют еще и в другом действе: репетируют лермонтовскую пьесу «Маскарад». И, проживая судьбы своих персонажей в рамках постановки, по-другому начинают смотреть и на самих себя, и на соседей по лагерю. Нежность первых чувственных опытов показана так убедительно, что невольно влюбляешься в Ерголину и Лопуха и болеешь за их странную пару. Образ юной нимфы, воплощенный Друбич и, возможно, частично списанный с набоковской Лолиты, вообще надолго остается в памяти чудесным видением.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

Практически за полвека до Уэса Андерсона советский режиссер Элем Климов представил не менее хулиганский и по-хорошему наивный опус о детских шалостях на каникулах. Главного шалуна, пионера Костю Иночкина (Виктор Косых), выгоняет из лагеря суровый комендант Дынин в исполнении великого Евгения Евстигнеева. Но тот совсем не промах, и возвращаться домой с поражением не собирается – Иночкин пробирается во владения Дынина, скрываясь от него. А остальные ребята помогают товарищу-изгнаннику и пытаются сделать все, чтобы претворить его хитрый замысел в жизнь.

В первую очередь комедия Климова любопытна тем, что красочно показывает залихватскую находчивость и широту воображения детей. Ведь они, несомненно, воспринимают мир в весьма гиперболизированном виде и склонны сильнее все драматизировать. Например, вон как уморительно Иночкин размышляет о потенциальной реакции своей бабушки на его исключение из рядов отдыхающих пионеров. Любопытны и аллюзии, намеренные или не слишком, на политический ландшафт 1960-х, из-за которых картина могла в принципе не увидеть свет. Благо в итоге все обошлось, и герои Климова полюбились советским гражданам и продолжают забавлять публику до сих пор.

«Каникулы строгого режима» (2009)

Завершаем нашу «детскую» подборку не самой детской лентой, ведь ее центральные персонажи – брутальные зэки, решающие самовольно покинуть одно заключение, чтобы нарваться на другое. Дмитрий Дюжев и Сергей Безруков сыграли беглецов, которые устраиваются работать пионервожатыми в летний лагерь. А воспитанники его – дети хоть и хорошие, но трудные, за ними глаз да глаз нужен. Не такое уж и непыльное прикрытие получается. Параллельно новоиспеченных нянек разыскивают органы, так что их каникулы обещают быть поистине насыщенными.

Лента изобилует жаргоном и соответствующими шуточками, что уж очень смешно контрастирует с ее сеттингом и компашкой милейших персонажей-детей на попечении Дюжева и Безрукова. Также самых внимательных зрителей наверняка порадует добрая пачка отсылок к отечественной классике вроде «Джентльменов удачи» и «Операции «Ы». Да и сами красные галстуки, то и дело мелькающие на экране, хорошенько пробивают на ностальгию по советскому детству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Журнал «КиноРепортер» вручил «Аванс» самым перспективным молодым актерам (фотоотчет)

18 апреля журнал «КиноРепортер» в очередной раз отметил своей ежегодной премией «Аванс» перспективных молодых артистов, ярко проявивших себя на российских…

12 минут назад

«Белый квадрат» наградит лучших кинооператоров

Церемония вручения премии «Белый квадрат» пройдет 28 апреля в Театральном центре «На Плющихе». Специализированная награда в области операторского искусства учрежденна…

2 часа назад

Отель разбитых сердец: Чем восхищает и огорчает третий сезон «Белого лотоса»

Зима текущего года начала, а весна продолжила пожирать наше свободное время, забрасывая сериальными свежачками на любой вкус. Пока российские зрители…

5 часов назад

Открытие 47-го ММКФ: Яркие образы красной дорожки

В столице состоялось открытие 47-го Московского международного кинофестиваля. По красной ковровой дорожке прошли звездные гости смотра, члены жюри, а также…

21 час назад

«Все о Еве»: Если подлость, то от души

В Театре на Трубной представили «Все о Еве» – премьеру по пьесе Мэри Орр, выросшей из байки про популярную актрису,…

1 день назад

Алекс Гарленд: Идите на кровь и дым

Последний фильм Алекса Гарленда «Под огнем» – реконструкция одного боя в иракской провинции Рамади в ноябре 2006-го, подвергся критике теми…

1 день назад