Среди всех крупнейших голливудских режиссеров, из числа наиболее именитых и титулованных, Стивен Содерберг – самый непредсказуемый. Его фильмография, отличаясь завидной эклектичностью, полнится зрительскими хитами, вещами культовыми и знаковыми, от «Траффика» и «Друзей Оушена» до провидческого «Заражения». В промежутках гнездятся малозаметные тихие жемчужины, вроде трогательной ретродрамы о взрослении «Царь горы». А порой Содерберг ударяется в эксперименты, далеко не всегда удачные, но тем они по-своему интересны. И сейчас мы поближе рассмотрим самые спорные, противоречивые, непостижимые из них.
Стивен Содерберг играет (!) унылого офисного клерка и его доппельгангера, не менее, впрочем, унылого. Причем жена первого (Бетси Брэнтли, бывшая жена Стивена Содерберга), изменяет ему со вторым. И у нее тоже есть доппельгангер. Кроме того, в фильме присутствует дезинсектор-террорист в больших защитных очках, который массово охмуряет чужих жен и изъясняется с ними при помощи специального кодового языка. А по телевизору философ Азимут Швиттерс излагает свою революционную теорию случайностей, объясняющую, наверное, если не все, то многое.
Сварганив эту сюрреалистическую сатиру буквально на коленке, за ничтожный бюджет, Содерберг в 1996 году тайком протащил ее на Каннский фестиваль. Фестивальной публике картину показывали без каких-либо предварительных пояснений, даже титров не было, и благодаря этому эффект она производила исключительный. В свете чего стоит ее, пожалуй, рассматривать скорее как объект концептуального перформативного искусства.
Хотя, если как следует поднапрячься и покрепче ухватиться за рога хаотично скачущего и брыкающегося повествования, можно там проследить некое подобие сюжета. И социальный комментарий под ним обнаружить. Но смотреть «Шизополис», по правде сказать, местами больше утомительно, чем весело, поэтому какого-то заметного культа фильм не породил, и ныне он крепко забыт.
На рубеже веков последовательный громкий успех «Траффика», «Эрин Брокович» и «Одиннадцати друзей Оушена» вознес Стивена Содерберга на вершину всемирной славы, и тот решил, что почему бы, раз такое дело, не позволить себе еще немного повалять дурака. И снял еще один сюрреалистический пердимонокль, но уже не про белых воротничков и пригороды, а про Голливуд. Куда, благодаря существенно возросшему своему весу в индустрии, сумел затащить, в числе прочих, Джулию Робертс, Брэда Питта и Дэвида Духовны.
Героиня Робертс – журналистка, интервьюирующая популярного чернокожего артиста (Блэр Андервуд), который снимается в фильме с Брэдом Питтом. Но на самом деле это все – включая Брэда Питта – как бы фильм внутри фильма, спродюсированный видным кинодеятелем (Духовны). Последний, в свою очередь, прямо в день своего 40-летия погибает, переусердствовав с эротической аутоасфиксией.
Также в одном из параллельных сюжетов фигурирует актер, исполняющий в театральной постановке роль Гитлера, грубо отшивающего Еву Браун. А в другом фигурирует обожравшаяся выпечки с марихуаной собака. И все это Содерберг оформил в манере «Догмы 95», с ручной полулюбительской камерой и импровизациями. Редкая ахинея, но что-то в этом, безусловно, есть.
Вообще-то идея заново экранизировать роман Станислава Лема пришла сначала в голову Джеймса Кэмерона. Даром что у него в послужном списке к тому моменту уже значилась «Бездна» – своего рода хоррор-версия «Соляриса». Кэмерон и права себе приобрел, но как-то у него все руки не доходили. А потом к нему пришел Содерберг и представил собственное видение. Которое заключалось в том, чтобы конвертировать исходный литературный материал и шедевр Андрея Тарковского в смесь «Космической одиссеи» Кубрика и «Последнего танго в Париже».
Но что-то пошло не так, и получилась не самая, положим, чудовищная, однако довольно заурядная мелодрама в антураже средней руки космохоррора. Содерберг выдвинул на первый план отношения Криса Кельвина с его мертвой женой, а остальное демонстративно проигнорировал, предпочтя всему тому, что помимо трагической романтики содержалось в произведениях Лема и Тарковского, сплошную розовую патоку.
Из-за чего единственное, что запомнилось тем немногочисленным зрителям, которые до фильма в свое время все же снизошли, это голая задница Джорджа Клуни. А ведь ради «Соляриса» Стивен отложил работу над сиквелом «Шизополиса», и впоследствии так к ней не вернулся. С другой стороны, оно, возможно, и к лучшему.
В депрессивном американском захолустье на фабрике по производству резиновых пупсов трудятся замкнутый юноша и корпулентная тетенька. Они тесно дружат, проводят вместе обеденные перерывы, болтают о пустяках, она его на машине катает. Однажды на то же предприятие устраивается молодая мать-одиночка, и с юношей сразу налаживает контакт – к неудовольствию его подружки. Вскоре эту мать одиночку находят задушенной в своем доме.
Примитивистская драма о маленьких людях, без сценария как такового и профессиональных актеров. Содерберг планировал таких шесть штук наделать, с целью показать жизнь простого пролетарского люда непосредственно глазами этого самого пролетарского люда. Но, опять же, что-то пошло не так.
Согласно тщательно продуманной концепции, фильм вышел практически одновременно в кинотеатрах, на DVD и в телеэфире. Что, естественно, не лучшим образом сказалось на коммерческих показателях, и неординарный амбициозный проект пришлось свернуть. Да и то еще это удовольствие – наблюдать за тем, как какие-то набранные с улицы скучные граждане безэмоционально произносят скучные реплики, разыгрывая скучный, в два притопа три прихлопа, сюжет.
В июле 1945 года, накануне Потсдамской конференции, в Берлин прибывает военный журналист из США. Здесь он встречает бывшую возлюбленную, роковую еврейскую красотку, мужа которой, якобы погибшего при бомбардировке, зачем-то все кругом разыскивают. Тогда как сама она во что бы то ни стало жаждет из лежащего в руинах и разделенного между странами-союзниками города удрать. Благородный американец без лишних раздумий берется оказать ей содействие и во всем разобраться, добровольно ныряя в водоворот интриг международного значения.
Если в «Солярисе» Джордж Клуни, условно говоря, косплеил Донатаса Баниониса (чем-то они внешне даже похожи отдаленно), то в «Хорошем немце», старательной стилизации под нуары 1940-х и, в частности, «Касабланку», тот же Клуни изображает Хамфри Богарта. Что к достоинствам фильма – коих, помимо впрямь похвальной старательности, и без того немного – при всем желании сложно отнести.
Зато из Кейт Бланшетт вышла недурная Ингрид Бергман. А еще Содерберг, конечно же, не упустил случая веско высказаться насчет коллективной вины немецкого народа. Но при этом с исторической достоверностью не заморачивался, вследствие чего в Берлине 1945 года откуда-то возник генерал Сикорский, да к тому же в советской форме.
Кино про баскетбол, в котором совсем нет баскетбола, но есть кое-что получше, а именно – много разговоров о баскетболе. Точнее, на темы, косвенно с баскетболом связанные. Андре Холланд (сериал «Больница Никербокер») в роли крутого спортивного агента проворачивает хитроумную аферу, посредством тонкой дипломатии распутывая тугой узел разногласий, возникший из-за конфликта интересов ряда влиятельных организаций и отдельных людей, который привел к локауту в НБА.
Звучит как будто бы интригующе и многообещающе, но реализовано описанное примерно так: дорого одетые, преимущественно темнокожие люди ведут многословные напряженные беседы в дорогих интерьерах или офисных кабинетах на последних этажах небоскребов. И из бесед этих мало что можно разобрать, если только вы не следите пристально за американским баскетболом и не разбираетесь в нем досконально. Периодически напряженные беседы перемежаются откровенными размышлениями реальных игроков о карьере и устройстве системы на камеру. На камеру айфона. И все прочее также на айфон запечатлено.
Иногда в кадр заходит Кайл МакЛоклен, который явно тоже не особо понимает, что происходит, но делает вид, что понимает. Правда, не всегда у него это получается. В одной сцене он, например, будучи полуголый в сауне, зачем-то принимается сморкаться прямо на пол. Так что у кого вдруг есть такой фетиш (ну, мало ли, всякое бывает), за наводку не благодарите.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…