Фото: Mary Evans/ТАСС
Словно кинопрожектор, Луна сегодня светит ярче обычного. Все потому, что на небе, хоть и такое привычное, но каждый раз завораживающее зрелище – ночное светило вошло в свою полную фазу.
Неудивительно, что спутник Земли вдохновлял художников, поэтов, писателей и режиссеров – как мистическим светом, заливающим темное небо, так и глубоким символизмом, корни которого уходят вглубь времен. «КиноРепортер» решил проследить, как образ Луны и ее ежедневно меняющееся обличье влияли на сюжет известных фильмов.
Кинематограф ворвался в жизнь людей так же стремительно, как въезжал поезд на вокзал Ла-Сьота́ в 1896 году в легендарном фильме братьев Люмьер. Чтобы обрасти жанрами, спецэффектами и целой индустрией, кино понадобилось меньше 10 лет – благо над этим трудились и видные ученые вроде Томаса Эдисона, и художники, и бизнесмены, осваивающие глухие земли Голливудских холмов.
Именно так в 1902 году появился первый фантастический фильм «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса. 15-минутное кино рассказывает о возможности полета на Луну и, собственно, показывает (как может в начале XX века) сам полет. Наивное по меркам 2022 года зрелище несоизмеримо с эффектом, который публика испытала тогда. Получается, если зритель видит это на черно-белом экране, может, наступят и те времена, когда это случится по-настоящему?
Этот фильм подарил надежду, что все возможно, и стал одним из предвестников глобальных технических перемен. За 67 лет до первых шагов Армстронга по лунной поверхности, в том числе и благодаря этому фильму, обычные люди могли задать себе вопрос: «А действительно ли Луна так недосягаема, как кажется?» И ответ на него был вполне однозначен.
Что говорить об искусстве и кино, если влияние Луны на человека изучает даже медицина? Правда ли, что полная Луна обостряет нашу тревожность, эмоции и заставляет быть немного не в себе? Картина Нормана Джуисона «Во власти Луны», получившая в 1988 году три «Оскара» (за лучшую женскую роль, женскую роль второго плана и сценарий), рассказывает об экспрессивных итальянцах, которые не в силах сдержать свою любвеобильность во время полнолуния.
Адюльтер, страсть и пылкие поцелуи – герои Шер (которая, кажется, за эти 35 лет не сильно изменилась), Николаса Кейджа и других живут яркими мгновениями ночи, поддаваясь, как они думают, влиянием небесного светила. Они инфантильно перекладывают ответственность за свое импульсивное поведение и безрассудство на ни в чем неповинный спутник Земли… Но не торопитесь их осуждать. Задумайтесь прежде, сколько раз вы сами сваливали все на ретроградный Меркурий?
Последний и самый сложный фильм великого итальянского романтика Федерико Феллини. Снятый будто в агонии, он соединил в себе все плохое и хорошее, что режиссер находил в жизни, женщинах и искусстве. Луна здесь – центр сюжета. Герои, страдая от бессонницы, ходят вокруг нее, молятся на нее и не могут отвести глаз, а в конце концов ловят и притягивают на Землю.
Известно, что Луна в традиционной астрологии – женский символ. И в этой картине Феллини отдает ей традиционно женскую роль – коварной соблазнительницы, одурманивающей главного героя. Можно ли ей доверять? Скорее нет, ведь сияние этой первой красавицы в маленькой итальянской деревушке обязательно погубит влюбленного в нее мужчину. Интересно, что образ Луны дублируется в фильме реальным персонажем – девушкой Альдиной, чувства к которой приводят главного героя к глубокому разочарованию в женщинах.
Как и все искусственное, Луна в фильме Питера Уира (три «Золотых глобуса» – за лучшую мужскую роль, мужскую роль второго плана и саундтрек), с одной стороны, подчеркивает несовершенство и неестественность обстановки, в которой живет герой Джима Керри, а с другой – дает ему очевидную подсказку, которая может привести его к желанной свободе.
В фильме каждая фаза спутника нашей планеты отражена в визуальном ряде, а ближе к финалу Луна вошла в свою полную форму, подчеркивая кульминацию. Если бы Труман знал чуть больше об устройстве Солнечной системы, он бы раньше догадался о мире-фальшивке, в который его поместили против его воли, ведь Луна на созданном продюсерами небе находилась в неправильном месте – рядом с Солнцем, а в полнолуние должна быть ровно напротив звезды.
Иллюзионист-скептик, зарабатывающий зрелищным мастерством, против лжемедиума, которая пытается разбогатеть, «общаясь» с духами. Никакой мистики! Оба главных героя фильма Вуди Аллена в исполнении Колина Ферта и Эммы Стоун, несмотря на «волшебные» профессии, ничего не знают о магии, а живут вполне себе приземленными проблемами: удачно выйти замуж и жениться, обеспечить безбедное будущее и защитить репутацию.
Но есть и третий персонаж, едва заметный сквозь едкий юмор и ехидные высказывания героев, которым суждено стать возлюбленными. И этот герой – Луна. Она здесь как круглолицая и добродушная сваха растопила лед и объединила две противоположности, чтобы каждый нашел в себе силы поверить в ее магию, переступив взамен через личные, уже отжившие свое убеждения.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…